Внешняя политика Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы обусловлена как теми ролями, которые играют два государства в мировой политике, так и значимостью для них двусторонних отношений и перспектив их развития.
Целью контрольной работы является изучение внешней политики Великобритании в системе международных отношений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
проанализировать исторические предпосылки российско-британских отношений, особое внимание при этом уделяя геополитическому аспекту;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Внешняя политика Великобритании………………………………………..5
2. Российско-британские отношения ………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………......15
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

самая лучшая контрольная работа.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной  службы при президенте Российской Федерации

 

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра гуманитарных основ государственной службы

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине современные международные отношения  на тему:

«Внешняя политика Великобритании»

 

 

 

 

Выполнила:

 Емельянова  Е. В.

cтудентка IV курса

группы 09119

Проверил:

Петренко М.С.

к.и.н., доцент

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Внешняя политика  Великобритании………………………………………..5

2. Российско-британские  отношения ………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………......15

Список литературы…………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              Потенциал сотрудничества Российской Федерации и Великобритании использован далеко не полностью и обладает существенными резервами. Общая тенденция развития российско-британского взаимодействия не является в достаточной мере поступательной и не соответствует ожиданиям двух стран. В данной связи представляется необходимым не только исследовать состояние российско-британских отношений в экономической, политической и других областях, но и понять истинные мотивы и побуждения правящей элиты обоих государств.

             Актуальность исследуемой темы обусловлена как теми ролями, которые играют два государства в мировой политике, так и значимостью для них двусторонних отношений и перспектив их развития.

     Целью контрольной  работы является изучение внешней политики Великобритании в системе международных отношений.

     Для достижения  цели поставлены следующие задачи:

  • проанализировать исторические предпосылки российско-британских отношений, особое внимание при этом уделяя геополитическому аспекту;
  • выявить проблемы и перспективы взаимоотношений России и Великобритании в политической области;
  • выяснить влияние фактора россиян в Великобритании на состояние российско-британских отношений

      Объектом  контрольной работы является отношения Великобритании в политической и других сферах жизнедеятельности.   

      Предметом  работы является состояние, тенденции, проблемы и перспективы взаимодействия России и Великобритании.

 

 

 

1. Внешняя политика Великобритании

       В 1996 году исполнилось 23 года со времени присоединения Великобритании к Европейскому Сообществу. Этот шаг Лондона следует считать поворотным моментом в не прямолинейном процессе перемещения в Западную Европу центра тяжести всего комплекса позиций и интересов Великобритании; усиление западноевропейского компонента оказало и продолжает оказывать огромное влияние на хозяйство и внутриполитическую жизнь страны, на эволюцию места и роли Великобритании в основных сферах мировой экономики и политики.  Вступление Великобритании в ЕС произошло через 16 лет после подписания шестью западноевропейскими странами Римского договора о создании Общего рынка. Задержавшись с подключением к западноевропейскому интеграционному процессу, Великобритания пренебрегла возможностью внести в структуру Евросоюза на первом этапе его развития элементы, в наибольшей мере соответствовавшие исторически сложившейся структуре британского хозяйства.  Это промедление обернулось для Великобритании в последующие годы довольно существенными осложнениями отношений с партнерами по Сообществу. Еще в течение длительного времени во франко-германо-британском "триумвирате", направлявшем развитие Сообщества, роль Великобритании была меньше, чем ФРГ или Франции. По мере продвижения по пути углубления интеграции разрыв уменьшался, сглаживались противоречия Великобритании с другими участниками в области аграрной, региональной, энергетической политики, хотя по многим позициям процесса создания "единой Европы" разногласия сохраняются и сейчас [6;18].

          В 70-е годы трудности адаптации к новым условиям конкуренции на Общем рынке стали дополнительной причиной экономического отставания Великобритании. В 1974-1984 годы средний темп роста ВВП в странах-членах Сообщества составлял 1,9%, а в Великобритании - всего 1,2%. Однако в последующее десятилетие ситуация существенно изменилась. В 1985-1996 годы Великобритания по этому показателю почти сравнялась с партнерами по ЕС - соответственно 2,1 и 2,3% [1;134]. Эти успехи связаны, конечно, не только с воздействием интеграционных факторов, стимулировавших научно-технический прогресс и структурные сдвиги в промышленности, но и со всем ходом циклического развития британского хозяйства, и с результатами политики, которая существенно преобразила экономический и политический облик страны.

          Иными словами, за время пребывания в ЕС британской внешней политике удалось если не укрепить, то стабилизировать свои позиции в Европе. К тому же через ЕС с его сложной системой взаимозависимости Великобритания получила возможность оказывать гораздо большее воздействие на решение глобальных политических проблем, чем действуя в одиночку. Выступая составной частью формирующегося в Западной Европе общего хозяйственного комплекса, она входит в Единый внутренний рынок, охватывающий 12 государств с населением в 340 миллионов человек "Европеизация" хозяйства и внешнеэкономических связей Великобритании - на Западную Европу приходится 13 процентов ее внешнеторгового оборота - содействовала укреплению мощи британских фирм и финансовых компаний Лондона в Европейском регионе; благодаря дополнительному импульсу, полученному от участия в Евросоюзе, Лондону удалось сохранить самую обширную после США "хозяйственную империю" за рубежом [1; 137].

          Не оправдались и прогнозы тех, кто полагал, что членство в ЕС не позволит Лондону осуществлять самостоятельную внешнеэкономическую политику. Они исходили из того, что сращивание европейских хозяйств и рынков приведет к синхронизации экономических циклов и кризисов и жестко привяжет экономическую политику стран ЕС друг к другу. Действительно, за 20 лет экономическая взаимозависимость этих стран существенно возросла. Их руководство должно во все большей мере учитывать экономический курс партнеров, прежде всего Германии, в особенности в связи с той ролью, которую играет марка в рамках Европейской валютной системы. К началу 90-х годов Западная Европа не стала единым хозяйственным образованием; правительства стран ЕС по-прежнему осуществляют экономическую политику, руководствуясь в первую очередь национальными интересами.

          Таким образом, вступление Великобритании в ЕС означало своего рода "наложение" на британскую национальную систему хозяйственно-политического механизма Сообщества. Однако членство в ЕС не отменило ни специфику воспроизводства в стране, ни своеобразия ее внешнеэкономической политики.

          Хотя британское правительство и Банк Англии согласовывали свои действия с партнерами и наднациональными органами Сообщества, во многих случаях они принимали решения, расходившиеся с общими целями и задачами построения единой Европы. Лондон, в частности, не подписал Социальную хартию ЕС, одобренную на встрече глав государств и правительств стран ЕС в Страсбурге в декабре 1989 г. В этой связи              М. Тэтчер заявила, что Великобритания никогда не примет подобный документ, навязывающий марксистский дух классовой борьбы стабильной системе капиталистического предпринимательства. Эту позицию поддержал и Дж. Мейджор: приведение трудового законодательства в Великобритании к общему с партнерами по ЕС знаменателю, по его мнению, нанесет серьезный ущерб интересам страны [2;57]. В ходе подписания Маастрихтского договора Великобритании удалось добиться от Сообщества значительной уступки - на нее не распространяется действие обязательной для других стран Социальной хартии. В сентябре 1992 г., когда валютные ограничения стали угрожать конкурентоспособности ее товаров на европейском рынке, Великобритания не колеблясь вышла из механизма обменных курсов Единой Валютной Системы.

          В минувшие два десятилетия шел и процесс европеизации внутриполитической жизни. Баланс общественных сил постепенно складывался в пользу более активного включения страны в процесс консолидации Сообщества, хотя значительная часть британцев до сих пор высказывается против "растворения" в европейском гражданстве. Отношение двух основных политических партий Великобритании к западноевропейской интеграции в течение этого периода эволюционировало в сторону все более позитивной ее оценки. Лейбористская партия, выступавшая после перехода в 1979 г. в оппозицию за выход из ЕС, к концу 80-х гг. стала его сторонницей, хотя в части партии антиевропейские настроения сохраняются. Основной фронт разногласий по вопросам дальнейшего развития Европейского союза переместился в консервативную, правящую уже 14 лет, партию. Кстати, среди факторов, способствовавших в декабре 1990 г. смене М. Тэтчер на посту премьер-министра Дж. Мейджором, большое значение имело недовольство влиятельной части руководства партии негативной позицией, занятой М. Тэтчер по отношению к ряду аспектов углубления интеграции [3; 213].

           После подписания в феврале 1992 г. Маастрихтского договора о создании экономического, валютного и политического союза ЕС вокруг его ратификации в Палате общин развернулись многомесячные дебаты. В мае 1993 г. они завершились победой сторонников Маастрихта. Дж. Мейджору удалось одержать верх благодаря угрозе распустить парламент и объявить досрочные выборы, исход которых мог вывести в лидеры оппозицию.

          За два десятилетия существенно изменилось положение Великобритании на международной арене. Перемещение "зоны сосредоточения интересов" в Западную Европу поставило перед Лондоном вопрос о судьбе его "особых отношений" с США. Конечно же европейская ориентация политики Лондона уменьшила значение "атлантизма", особенно в экономической сфере. Двусторонние отношения стали еще более асимметричными - в гораздо большей мере "специальными" для Великобритании, чем для США, которые на международной арене все активнее взаимодействуют с Сообществом в целом. В самом этом объединении на роль привилегированного партнера США претендует наиболее мощный его участник - ФРГ [3; 214]. Примечательно, что есть  и те, кто рассматривает Великобританию исключительно как среднего размера государство Европы, которое не заслуживает специального к себе отношения. В этих условиях Лондону, естественно, не удалось реализовать идею стать основным связующим звеном между западноевропейским центром и североамериканским.

          И все же несмотря на возрастание роли западноевропейского компонента в системе внешних связей Лондона модифицированный вариант англо-американских "особых отношений", хотя и во все более сокращенном объеме, продолжает действовать. Две англосаксонские страны по-прежнему связывает общность истории, культуры, языка, традиций. В ряде сфер связи Великобритании с США остаются более тесными, чем с континентальными соседями. Даже в экономической области, где отношения подорваны в наибольшей мере, между ними сохраняются прочные связи. Так, в Соединенных Штатах сосредоточены свыше 1/5 прямых зарубежных инвестиций Великобритании, в то время как в ЕС - всего 1/4. Американские капиталовложения в этой стране также существенно превышают западноевропейские. Привилегированными по-прежнему являются англо-американские отношения в области ядерного оружия  [3;218]. Примечательно, что в отдельные периоды "атлантизм" в британской политике даже усиливается. Так было, например, во время правления         М. Тэтчер: с одной стороны, она весьма прохладно относилась к планам дальнейшего развития интеграции, которые, по ее мнению, ущемляли национальный суверенитет Великобритании; с другой - в периоды пребывания у власти в США Рональда Рейгана и Джорджа Буша она пользовалась большим влиянием в Белом доме, что, естественно, отразилось на характере отношений между Великобританией, Европой и США.

          Участие в ЕС создало новую ситуацию в отношениях между Великобританией и освободившимися странами. Лондон стремился там, где это возможно, сохранить в них собственные рычаги и сферы влияния. С этой целью он предпринял активные усилия для того, чтобы смягчить для стран Содружества негативные последствия ликвидации системы имперских преференций и фактического развала стерлинговой зоны. Не в последнюю очередь благодаря деятельности государства удалось обеспечить "выживаемость" Содружества, число участников которого достигает 50. В новых условиях у Великобритании появилась возможность строить свои отношения с развивающимися странами на "коллективной" основе, в частности на базе Ломейской конвенции, действие которой распространяется на 69 государств Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана [3;222].

          Спустя два десятилетия после вступления Великобритании в ЕС складывается новая модель ее участия в системе международных отношений, которую - чем дальше, тем больше - будет определять содержание Единого европейского акта, предусматривающего повышение роли наднациональных органов ЕС, а также Маастрихтского договора о Европейском союзе, важнейшими целями которого являются создание экономического и валютного союза и проведение странами ЕС, в том числе и Великобританией, общей внешней политики и политики безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Российско-британские  отношения 

       Российско-британские отношения имеют давнюю историю, где были подъемы и спады, сотрудничество и союзничество, но также соперничество и противостояние. При всей разности двух стран, они переживали и переживают сейчас сходные процессы, имея ввиду распад империй, снижение роли и веса в мировой политике, поиски своего достойного места в современном мире.   
         В конце минувшего и в первом десятилетии ХХI века взаимодействие России и Великобритании носило неоднозначный характер: в одних сферах оно осуществлялось успешно, в других наблюдался застой, в третьих происходил даже регресс ранее достигнутого. В официальных документах РФ содержится довольно сдержанная оценка российско-британских отношений. Так, в Концепции внешней политики Российской Федерации перечисляется восемь стран Западной Европы, с которыми Россия развивает взаимовыгодные двусторонние связи. Однако, в данный перечень Великобритания не входит, хотя и содержится пожелание, чтобы в таком же русле использовался потенциал взаимодействия с этим государством [6; 22].  
          На протяжении столетий Великобритания и Россия выступали геополитическими конкурентами на Евразийском континенте, что не могло не сказаться на их отношениях. Они характеризовались сменой периодов «похолодания» и «потепления» в зависимости от чего менялся и образ другой стороны. Российский и британский «усредненный человек», представитель политического класса или член экспертного сообщества испытывали к государству по другую сторону Европы то симпатии, то неприязнь. Тем не менее, автор считает, что Россия и Великобритания должны наращивать обоюдное сотрудничество и быть партнерами в поисках путей решения наиболее болезненных региональных и международных проблем.         

Информация о работе Внешняя политика Великобритании