Внешнеэкономическая политика России: сущность, принципы, цели, основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы – исследовать сущность, принципы, цели, основные элементы внешнеэкономической политики Российской Федерации на современном этапе. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
исследовать понятие, сущность и элементы внешнеэкономической политики;
изучить историю становления внешнеэкономической политики России;
рассмотреть цели внешнеэкономической политики Российской Федерации;
исследовать принципы внешнеэкономической политики;
описать инструменты внешнеэкономической политики;
проанализировать итоги реализации внешнеэкономической политики России;
рассмотреть приоритетные направления внешнеэкономической политики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 5
1.1. Понятие, сущность и элементы внешнеэкономической политики 5
1.2. История становления внешнеэкономической политики России 7
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 10
2.1. Цели внешнеэкономической политики России 10
2.2. Принципы внешнеэкономической политики России 12
2.3. Инструменты внешнеэкономической политики 15
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ, КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 19
3.1. Итоги реализации внешнеэкономической политики России 19
3.2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Вложенные файлы: 1 файл

K_Vneshneekonomicheskaya_politika_Rimma_2.doc

— 628.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Внешнеэкономические  связи России, как основной элемент  внешнеэкономической политики

3.1. Итоги реализации внешнеэкономической политики России

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот  
РФ в 2011 году составил 821,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2 %, в том числе экспорт –  516,0 млрд. долларов США (рост на 30,0 %), импорт – 305,3 млрд. долларов США (рост на 33,4 %). Cальдо   торгового   баланса   составило 210,7 млрд.  долларов США, что на 42,5 млрд. долларов США больше, чем в 2010 году (рис.1)12.

Рисунок 1- Динамика важнейших показателей внешней торговли РФ в 2010 – 2011 годах

Внешнеторговый оборот,  по оценке (по методологии платежного баланса),           в январе-сентябре  2012 г. составил 632,1 млрд. долларов США, превысив показатель января-сентября  2011 г. на 3,5%,  при этом экспорт вырос на 3,7%, импорт – на 3,2 процента. В общем  объеме товарооборота в январе-сентябре 2012 г. на долю экспорта приходилось 61,9%, импорта – 38,1 процента. Сальдо внешнеторгового баланса сохранилось положительным и увеличилось на 4,5% относительно января-сентября 2011 года (таблица 1). В январе-сентябре 2012 г. темпы роста основных показателей российской внешней торговли значительно уступали соответствующим показателям за  январь-сентябрь 2011 года.

Таблица 1 - Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса) (в млрд. долл. США)13

 

Наименование показателя  

январь-сентябрь 2011 г.

январь-сентябрь 2012 г. (оценка)

в том числе со странами

в том числе со странами

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

Внешнеторговый оборот

610,6

514,5

96,1

632,1

536,4

95,7

   темпы роста  в %

133,0

131,6

140,6

103,5

104,3

99,6

Экспорт

377,3

316,8

60,5

391,3

329,8

61,5

   темпы роста  в %

131,4

130,0

139,6

103,7

104,1

101,6

 Импорт

233,3

197,7

35,6

240,8

206,6

34,2

   темпы роста  в %

135,6

134,4

142,4

103,2

104,5

96,1

 Сальдо

144,0

119,1

24,9

150,5

123,3

27,2

   темпы роста  в %

125,2

123,2

135,8

104,5

103,5

109,5


 

Замедление темпов роста  мировой экономики привело к снижению спроса мирового рынка на основные виды топливно-энергетических ресурсов, поставляемых из России. В результате с января 2012 года темпы роста стоимостных объемов экспорта начали снижаться. В свою очередь, указанные факторы привели к замедлению темпов роста российской экономики, в результате которого стал снижаться спрос на товары, поставляемые из-за рубежа. Поэтому в помесячной динамике стоимостных объемов импорта также отмечается тенденция к снижению.

Рисунок 3 – Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе-августе 2012г.14

В географической структуре  внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер  страны, занимает Европейский  союз (ЕС). На его долю в январе-августе 2012 г. приходилось 48,6% российского товарооборота (в январе-августе 2011 г. – 48,2 процента). Второй группой по объему внешнеторгового  оборота являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), удельный вес которых в январе-августе 2012 г. составил 24,3% (23,7% в январе-августе 2011 года). В январе-августе 2012 г. показатели внешней торговли со странами СНГ были ниже соответствующего периода прошлого года. Доля стран СНГ в товарообороте России уменьшилась с 15,3% до 14,1 процента15.

По всем группам стран, кроме АТЭС, сальдо торгового баланса сложилось положительное. Значительное отрицательное сальдо у России в  январе-августе 2012 г. было в торговле с Китаем  (9,3 млрд. долларов США), Францией  (1,9 млрд. долларов США), Канадой  (1,4 млрд. долларов США), Японией (1,3 млрд. долларов США), Австрией (1,1 млрд. долларов США). Со странами дальнего зарубежья в январе-августе 2012 г. относительно января-августа 2011 г. сальдо торгового баланса увеличилось на  3,7%, со странами СНГ – на  13,9 процента.

Экспорт товаров в  январе-августе 2012 г. составил 342,7 млрд. долларов США, что  на 3,7% выше уровня января-августа 2011 года. Темпы роста российского экспорта продолжают замедляться. Это объясняется замедлением темпов роста основных товарных групп экспорта: топливно-энергетических товаров,  металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств, а также сокращением темпов роста групп: продукции химической промышленности и каучука, древесина и целлюлозно-бумажных изделия. В структуре экспорта  России в январе-августе 2012 г.  увеличился удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства, топливно-энергетических товаров,  снизилась доля  машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, продукции химической промышленности, древесины и целлюлозно-бумажных изделий. В приложении 2  приведены показатели экспорта РФ в 2012г.

Импорт товаров в  январе-августе  2012 г. составил 200,4 млрд. долларов США и вырос по сравнению  с январем-апрелем 2011 годом на 2,6 процента. Следует отметить замедление динамики импорта, что обусловлено замедлением и сокращением темпов роста основных товарных групп импорта. Значительно сократился импорт продовольственных товаров, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, металлов и изделий из них, минеральных продуктов. В товарной структуре импорта в январе-августе 2012 г. по сравнению  с январем-августом 2011 г. существенно возросла доля машин, оборудования и транспортных средств, незначительно увеличилась доля  текстиля, текстильных изделий и обуви, доля продукции химической промышленности  не изменилась. Доли остальных товарных групп снизились. В приложении 2 приведены показатели импорта РФ в январе-августе 2012 г.  по сравнению с январем-августом 2011 г.

В январе-сентябре 2012 г. уделялось  особое внимание реализации государственной  внешнеэкономической политики в  области таможенно-тарифного  и  нетарифного регулирования внешнеторгового  оборота товаров. После 18 лет переговоров 22 августа 2012 г. Россия стала 156-ым полноправным членом Всемирной Торговой Организации, завершив тем самым самый долгий в истории период переговоров о вступлении в ВТО и перестав быть самой большой страной-участником международной торговли, не являющейся членом этой организации. На сегодняшний день на торговлю между странами-членами ВТО приходится 97% от общемировой торговли. Правительством РФ был сформирован перечень мер по адаптации экономики РФ к условиям членства в ВТО16.

После вступления в ВТО  Россия вынуждена будет строить  свою внешнеторговую политику в соответствии с принятыми на себя обязательствами и международными нормами, направленными на либерализацию международной торговли товарами и облегчения доступа на внутренние рынки стран-участниц. Наибольшие опасения в данном вопросе связываются с конкурентоспособностью отечественных товаров на рынке нашей страны и возможностью постепенной адаптации производителей к меняющимся условиям регулирования. Для этого при вступлении России в ВТО будет предусмотрен так называемый «адаптационный период», различный для каждой товарной группы и каждой отрасли в зависимости от степени их чувствительности к изменению таможенного тарифа.

Переходные периоды  для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2-3 года. По наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет. По оценкам, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5%. В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3%. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4%. Вступление России в ВТО окажет влияние на отраслевое и региональное развитие, на эволюцию правовых норм в российской экономике, а также на российскую геополитику. В каждой из этих сфер Россия будет испытывать определенные издержки и извлекать определенные выгоды от присоединения17.

Таким образом, перспективы развития внешнеэкономической деятельности связаны с повышением конкурентоспособности производства, внедрением новейших технологий, проведением маркетинговых исследований, включением в процесс международного кооперирования производства и международного научно-технического сотрудничества, привлечением иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий должна активно поддерживаться и стимулироваться государством. В целях построения высокоэффективной экономики, внешнеэкономическая политика России должна быть ориентирована на развитие экспорта и на импортозамещение. Процесс импортозамещения решает целый комплекс социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса, сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны.

3.2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики

 

Становление в России экономики открытого типа создает благоприятные возможности для ее интеграции в мировую и превращение внешнеэкономических связей в важный самостоятельный фактор роста и упрочнения международных позиций страны. Охарактеризуем приоритетные направления внешнеэкономической политики России18.

Первое направление - обеспечение ведущих позиций  России на мировых рынках высокотехнологичных  товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере, включая: обеспечение прорыва на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг ядерных технологий, авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов, программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, а также услуг в сфере туризма на основе успешной модернизации соответствующих секторов российской экономики и умелого позиционирования в нишах мирового рынка; обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров в иностранных государствах; содействие привлечению необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями.

Второе направление - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, включая: содействие созданию в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализацией производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов; стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности; поощрение формирования кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки; содействие формированию центров компетенции, интегрированных в отрасли обрабатывающей промышленности России; создание механизмов комплексной поддержки экспорта продукции обрабатывающих отраслей; рационализацию импорта и его ориентацию, прежде всего на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и расширения применения экономических таможенных режимов; превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других товаров; усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки, превращение России в крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой сырьевых ресурсов; развитие производственной и иной инфраструктуры приграничных территорий, учитывающее потребности экономики граничащих с Россией государств.

Третье направление - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного  потенциала российской экономики, включая: переориентацию значительной части торговых потоков между Европой и Азией на российские транзитные маршруты путем повышения конкурентоспособности и привлекательности транспортных коридоров России; обеспечение стыковки российских транспортных коридоров с транспортными системами сопредельных государств и заключение международных соглашений с заинтересованными государствами; формирование единого транспортного пространства СНГ.

Четвертое направление - повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов, включая: расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки; развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой, увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки; осуществление инвестиций в сети транспортировки и распределения энергии иностранных государств, в том числе и на основе взаимного обмена активами; запуск биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли; активизацию роли России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков.

Пятое направление - формирование интегрированного евразийского экономического пространства, включая: формирование Единого  экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества, формирование общего энергетического рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества и создание совместных финансовых институтов развития; реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других важных для государств - членов СНГ сферах; создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям государств - членов СНГ; формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках Единого экономического пространства, создание общего культурно-образовательного пространства с государствами - членами Евразийского экономического сообщества и другими государствами на евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров).

Шестое направление - создание в России международного финансового  центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования  рубля во внешнеторговом обороте, включая: превращение России в один из мировых финансовых центров, обладающий независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках государств на евразийском пространстве; превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту на пространстве СНГ.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика России: сущность, принципы, цели, основные элементы