Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 12:28, реферат
Взаимодействие международного права и международной морали, их диалектическое единство не исчерпываются общностью основных принципов поведения международных авторов. В основе этого единства лежат их генетическая общность (то есть общность социальных основ происхождения, обусловленность особым родом общественных отношений); функциональная общность (регулятивное назначение); общность международного права и международной морали в плане их нормативно-ценностной природы: и право, и мораль представляют собой обязательные правила поведения, приобретающие роль юридического или нравственного долга и ответственности за его нарушение, отражающие существующий уровень развития международной системы, человеческой цивилизации в целом.
Взаимодействие
права и морали
в международных
отношениях.
Взаимодействие
международного права и международной
морали, их диалектическое единство не
исчерпываются общностью
Вместе
с тем нравственное и правовое
единство не означает тождественности
международного права и международной
морали. В одних принципах преобладают
юридические элементы (например, в
принципе суверенного равенства
государств), в других, напротив, моральные
элементы (например, в принципе сотрудничества).
«Единство означает лишь тождественность
их идейного содержания». В рамках объективно
обусловленного единства мораль и право
характеризуются существенными различиями,
которые необходимо учитывать при анализе
роли, которые они играют в регулировании
международных отношений. Суммируя выводы
специалистов, указанные различия можно
свести к следующим основным положениям.
Во-первых,
правовые нормы носят фиксированный
характер, записанный в соответствующих
уставах, соглашениях, международных договорах
и т.п. С этим тесно связан и институциональный
характер права вообще и международного
права, в частности: оно тесно связано
с государственными институтами и межправительственными
организациями (ООН и ее организации, Совет
Европы, другие региональные организации).
Система международного права охватывает
таким образом такие элементы, как правовое
сознание, правовые нормы, правовые отношения
и правовые институты. В отличие от нее,
в механизме нравственного регулирования
международных отношений последний элемент
(то есть институты) отсутствует. Вместе
с тем здесь надо иметь в виду и специфику
международной морали: она «также непосредственно
связана с государством: она создается
и реализуется в. процессе межгосударственного
отношения (конечно, данная особенность
относится лишь к одной разновидности
международной морали межгосударственной)».
Следует однако оговориться, что эта «институциональность»
достаточно условна, относительна, ибо
в конечном итоге институты, продуцирующие
международные моральные нормы (государства,
межправительственные организации), не
являются некими специализированными
органами по выработке и распространению
всеобщих нравственных правил взаимодействия
на мировой арене.
В конечном
итоге и государства, и международные
организации опираются на нравственные
нормы, складывающиеся в самой практике
международного общения, основой которых
являются вырабатываемые в процессе всей
истории человеческой цивилизации универсальные
образцы поведения и взаимодействия социальных
общностей и индивидов. С другой стороны,
в разработке и развитии норм международной
морали бесспорной выглядят и роль такого
социального института, как наука (хотя
в данном случае речь идет об ином смысле
самого термина «институт» ).
Во-вторых,
международная мораль и международное
право различаются по сферам действия:
моральные нормы носят
Действительно,
и моральные, и правовые нормы
связаны с системой ценностей, принятой
в той или иной социальной общности
и определяющей выбор средств
для обеспечения ее потребностей
и интересов. Для того, чтобы эти
средства были адекватными и гарантировали
достижение поставленных целей, они должны
согласовываться с обязательными в системе
международных отношении образцами, или,
иначе говоря, с такими способами поведения,
которые признаны как нормальные или допустимые
в определенной обстановке. Полностью
они могут быть понятными только в той
социокультурной среде, в которой они
сформировались. В то же время это не означает
невозможности их передачи или заимствования.
Содержащийся в них универсальный элемент
способствовал тому, что некоторые из
них были закреплены и формализованы в
нормах международного права.
Закрепление
общепринятых образцов поведения имеет
большое практическое значение: от
степени согласованности с ними
поведения общности зависит ее успех
в системе международных
В-третьих,
международное право и
Различия
международно-правовых и моральных
норм могут служить источником возникновения
противоречий между ними. Это не
отменяет их единства и взаимодействия
как регуляторов системы
Литература:
1. Цыганков П.
Политическая социология
Информация о работе Взаимодействие права и морали в международных отношениях