Американская стратегий «смены режимов» и изменение ситуации в зоне Персидского залива в результате уничтожения режима Саддама Хусейна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:44, реферат

Краткое описание

«Акции возмездия» заключались в праве на вмешательство во внутренние дела другого государства или военную операцию против него на основании каких-либо нарушений прав человека, угрозы международной безопасности), совершенных этим государством. При этом отличительной чертой «акций возмездия» было отсутствие желания у «совершителя возмездия» присоединять к себе территории «виновного». Такой, например, была операция США в Афганистане в 2001-2002 гг. и китайско-вьетнамская война 1978 г. Стратегия «смены режимов» заключается в готовности США путем мер давления, включая силовые, добиваться отстранения от власти того или иного правительства под предлогом исходящей от этого правительства угрозы международной безопасности. Первыми в «очереди» стали «неблагонадежные государства» - Ирак, Иран, Судан, Северная Корея.

Вложенные файлы: 1 файл

билет 14.docx

— 21.70 Кб (Скачать файл)

Американская стратегий «смены режимов» и изменение ситуации в зоне Персидского залива в результате уничтожения режима Саддама Хусейна

«Акции возмездия» заключались в праве на вмешательство  во внутренние дела другого государства  или военную операцию против него на основании каких-либо нарушений прав человека, угрозы международной безопасности), совершенных этим государством. При этом отличительной чертой «акций возмездия» было отсутствие желания у «совершителя возмездия» присоединять к себе территории «виновного». Такой, например, была операция США в Афганистане в 2001-2002 гг. и китайско-вьетнамская война 1978 г. Стратегия «смены режимов» заключается в готовности США путем мер давления, включая силовые, добиваться отстранения от власти того или иного правительства под предлогом исходящей от этого правительства угрозы международной безопасности. Первыми в «очереди» стали «неблагонадежные государства» - Ирак, Иран, Судан, Северная Корея.  
2. 29 января 2002 г Дж. Буш- термин ось зла ( отнес страны занимающиеся производством химического оружия, поддержкой терроризма, имеющие связи с «Аль-Каида» ).1 июня 2002 г. в Военной академии США в Вест-Пойнте сформулировал положение о возможности осуществления «оборонительной интервенции и упреждающего удара» как средства зашиты американских интересов. Допустимо применение ядерного оружия для уничтожения объектов биологического оружия на территории недружественных стран. Ведение действий - внезапные воздушных налеты даже в отсутствие официального состояния войны между США и странами-объектами. Список «неблагонадежных государств ( страны, правительства которых, проводили политику, несовместимую с общепринятыми правилами международного поведения - управляли при помощи диктаторских методов, нарушали права человека, вели разработку оружия массового поражения и средств его доставки вопреки международным договорам и ограничительной практике международного сообщества и т.п. (Ирак, Иран, Северная Корея, Судан).

Неблагонадежные государства - государства, которыепроводят политику, несовместимую с общепринятыми правилами международного поведения (угрозы международной безопасности, нарушение прав человека, разработка ОМУ). 
В начале 2002 г. помощник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райе в изложила так называемую стратегию смены режимов, которую стали проводить Соединенные Штаты. Суть- путем мер давления, включая силовые, на ту или иную страну добиваться отстранения от власти ее правительства под предлогом, что его политика представляет собой угрозу международной безопасности. 
Переработку концепции «гуманитарной интервенции», применявшейся в 1996-1999 гг. в Югославии. Там иностранное силовое вмешательство осуществлялось под предлогом защиты прав человека и теоретически было ограничено наличием или отсутствием гуманитарного повода для интервенции. Теперь поводом для вмешательства не обязательно должно было являться нарушение гуманитарных прав. Достаточно было заключить, что политика того или иного государства угрожает тому, что в Соединенных Штатах понимали под интересами безопасности. США претендовали на право действовать в вопросах войны и мира произвольно. 
Объектом применения стратегии смены режимов стал Ирак. Режим С. Хусейна в самом деле был диктаторским. Но главным обвинением против него было наличие в Ираке химического и бактериологического оружия и ракет, а также стремление иракского руководства к разработке ядерного оружия. Руководство Ирака также обвиняли в связи с террористическими организациями, в том числе с «Аль-Каидой». 
ООН рассматривала иракский вопрос и согласилась , что наличие оружия массового поражения в Ираке может представлять угрозу для международного мира. От Ирака потребовали пойти на разоружение под контролем международных наблюдателей. Однако США все равно требовали применения силы против Ирака. Вашингтон добивался свержения С. Хусейна с помощью военной интервенции. Позицию США поддерживали Великобритания, Испания, Болгария и Польша. Ряд других стран - Франция, Бельгия, Германия - соглашаясь с необходимостью разоружить Ирак под наблюдением инспекторов ООН, но выступали против применения против него силы. Разногласия достигли наибольшей остроты к середине февраля 2003 г. - Франция заявила о намерении применить право вето в случае попыток США и Британии представить в Совет безопасности ООН проект резолюции, предусматривающей проведение силовой акции против Ирака. Россия также выступала против войны, признавая при этом необходимость разоружения иракского режима. Против войны с Ираком выступил Китай. 
Американская дипломатия попыталась сослаться в обоснование своей позиции на резолюцию Совета безопасности ООН от 8 ноября 2002 г. Но та резолюция не предусматривала автоматического применения силы против Багдада. Попытка американской администрации получить санкцию на применение силы не в ООН, а в НАТО тоже натолкнулась на трудности. Три страны альянса - Франция, Германия и Бельгия - во время обсуждения в феврале 2003 г. деталей возможной военной операции против Ирака проявили такую меру готовности выступать против американских предложений, что впервые за время существования НАТО возникла угроза раскола мнений среди его членов по принципиальному вопросу. Вашингтон принял решение не провоцировать разногласия в НАТО. Ставка была сделана на формирование коалиции против Ирака с опорой на американо-британское двустороннее партнерство. 
Стремясь избежать осуждения своей позиции в рамках заседания Совета безопасности, США решили действовать независимо от ООН. 18 марта 2003 г. США предъявили Ираку ультиматум- отказ С. Хусейна от власти и выезд его из Ирака вместе с родственниками в течение 48 часов. Одновременно американские представители заявили, что они будут бойкотировать заседания Совета безопасности ООН, на которых предполагалось рассмотреть ситуацию в связи с американским ультиматумом. Позицию США поддержали Британия, а также Испания и Болгария, которые в тот момент являлись непостоянными членами Совета безопасности. 
19 марта началось вторжение сил США и Британии в Ирак. Оно завершилось в начале мая поражением Ирака. В Ираке была установлена временная оккупационная администрация во главе с представителем США, попытки подготовить условия для перехода Ирака к демократическому строю. 29 мая 2003 г. – резолюция Совета безопасности о послевоенном восстановлении Ирака. Ни до, ни после войны администрация США не смогла найти и представить доказательств наличия ОМУ на территории Ирака. Состоялись слушания в конгресс, в ходе которых исполнительная власть была вынуждена признаться в том, что использовала непроверенные (или заведомо ложные) данные для обоснования нападения на Ирак. 
4. После свержения режима Саддама Хусейна начался развал государственного аппарата и социальной системы Ирака. 
Распространилась социально-политическая анархия, активизация криминальных элементов. Через полгода в стране начались восстания против иностранных войск и переросли в гражданскую войну. При этом немалую роль сыграла политика американской военной администрации, которая, стремясь расколоть ряды повстанцев, стимулировала традиционную вражду между этно-конфессиональными группами населения Ирака (курдов против арабов, шиитов против сунитов). 
Проникшие в Ирак боевики «Аль-Каиды», других исламистских террористических организаций придали гражданской войне особую ожесточенность. Проводимый экстремистами с помощью диверсантов-самоубийц приводил к большим потерям среди мирного населения. Стали нести потери и многонациональные силы. Уже через год потери американских войск превысили одну тысячу. К началу 2008 г. эти потери перевалили за цифру в четыре тысячи человек, что привело к активизации в США противников продолжения войны в Ираке. На состоявшихся в 2006 г. промежуточных выборах в конгресс, а в 2008 г. на выборах президента и новых выборах в конгресс, республиканская партия потерпела поражение. 
Стремясь избежать потерь, ряд союзников США по коалиции стали отзывать свои контингента! из Ирака. После поражения консерваторов на выборах в Испании в 2004 г., эта страна вывела свой контингент из Ирака. В середине 2007 г. о своем решении вывести войска заявило правительство Великобритании, считавшееся наиболее надежным союзником США. Это свидетельствовало об усилении разногласий в рядах коалиции, чему способствовала малая эффективность мер по политической стабилизации, которые были осуществлены на основе принятой Советом Безопасности в форме нескольких резолюций программы восстановления иракской государственности. 
Новый, сформированный под американской эгидой иракский государственный аппарат оказался слишком слабым для того, чтобы самостоятельно, без помощи межнациональных сил прекратить гражданскую войну и обеспечить внутреннюю безопасность. В силу этого намеченный срок вывода межнациональных сил - 31 декабря 2005 г. оказался нереальным, а новая дата так и не была назначена. 
В результате гражданской войны и военного противостояния в Ираке беженцами стали, по данным ООН, до пяти миллионов человек, из них около половины покинули пределы страны. 
В 2008 г. на фоне наметившейся в Ираке стабилизации, а также низкой популярности действий администрации Буша в американском обществе на повестку дня стал вопрос о выводе или, как минимум, радикальном сокращении военного присутствия США в Ираке. Этот вопрос был, фактически, отнесен в ведение следующей американской администрации, которую новый президент США Б. Обама сформировал в феврале 2009 г. 
Минимум знаний

 В рамках  стратегии «смены режимов» США  взяли курс на свержение власти  С. Хусейна в Ираке. Однако  добиться широкой международной  поддержки для проведения этой  операции им не удалось. Они  не только не получили ее  в рамках СБ ООН, но и встретили возражения внутри НАТО. В результате, США провели войну в Ираке с опорой на американо-британский союз при незначительной поддержке других государств.После непродолжительной военной кампании режим Хусейна был свергнут, однако страна оказалась ввергнута в хаос вооруженного противостояния многочисленных зтно-религиозных и клановых группировок, что затруднило процесс восстановления страны. В 2008 г. наряду с частичной стабилизацией внутренного состояния Ирака и победой демократов на выборах президента США встал вопрос о выводе или радикальном сокращении американских войск в Ираке 


Информация о работе Американская стратегий «смены режимов» и изменение ситуации в зоне Персидского залива в результате уничтожения режима Саддама Хусейна