Условия кредитования МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

Международный валютный фонд путем кредитования стран, которые испытывают финансовые трудности, осуществляет свою главнейшую функцию. Эти страны получают необходимые им валютные средства в обмен на согласие провести ряд целесообразных, по мнению представителей МВФ, политических изменений в самой стране. Полученные валютные резервы, нуждающиеся в них страны, направляют на стабилизацию собственных валютных курсов, а также часто на регулирование импортно-экспортных операций страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Mezhdunarodny_valyutny_fond_putem_kreditovania.docx

— 29.28 Кб (Скачать файл)

Условия кредитования МВФ

 

Международный валютный фонд путем кредитования стран, которые испытывают финансовые трудности, осуществляет свою главнейшую функцию. Эти страны получают необходимые им валютные средства в обмен на согласие провести ряд целесообразных, по мнению представителей МВФ,  политических изменений в самой стране. Полученные валютные резервы, нуждающиеся в них страны, направляют на стабилизацию собственных валютных курсов, а также часто на регулирование импортно-экспортных операций страны. Кроме того, полученные денежные вливания в экономику этих стран помогают  «наладить» активный экономический рост и выявить за это время глубинные причины возникновения таких серьезных экономических проблем. Нужно также отметить, что условия кредитования МВФ стран значительно отличается от предоставления кредитов по линии международных банков развития. Так как в последних (банках развития) кредитование идет целенаправленно на определенные проекты, а в рамках такой структуры, как МВФ все кредиты выдаются в не зависимости существования или отсутствия реального проекта по освоению этих денежных средств.

Нужно рассмотреть более детально условия, когда страна-получатель может обратиться в МВФ с просьбой о предоставлении кредитных средств. Государство, которое является членом Международного валютного фонда, может обратиться в эту организацию для получения кредита при условии наличия реальных или потенциально возможных проблем с покрытием своего платежного баланса. Это может быть в случае, если это государство, например, никак не может найти другие легальные источники для оплаты собственных международных валютных операций при осуществлении разного рода платежей. Пример такой операции может быть неспособность государства покрывать свой внешний долг при импортировании чего-либо. А предоставленный кредит от МВФ помогает стране-получателю в вопросах стабилизации экономической ситуации, позволяет провести ряд «реанимационных» реформ по оздоровлению экономики и, кроме того, за период установившейся стабильности в экономике страны можно выявить негативные проявления экономического кризиса и  «ликвидировать» их [1].

Международный валютный фонд в рамках своих полномочий имеет право создавать, а потом предоставить государствам-членам резервные финансовые средства -  «Специальные права заимствования» (СПЗ) [5]. Финансовый фонд самой организации формируется за счет «квот», которые часто называют также «подпиской» стран-участников МВФ. Вот это предоставление квот или распределение «подписки» осуществляется в соответствии с размерами экономик того или иного государства. Кроме того, получение денежных средств страной-участником для покрытия своего платежного баланса возможно только в размере установленных для каждого государства пропорциональных квот. Следует отметить, что выделение финансовых средств МВФ осуществляется еще и при условии, если страна-участник имеет очень низкий уровень своих доходов и нуждается в большой экономической помощи. Характер предоставляемых кредитов так же со временем изменялся. Очень большой всплеск потребностей в кредитовании со стороны МВФ наблюдался во время больших экономических потрясений, например в 1970-х годах, когда мировая экономическая система переживала «нефтяной шок», позже в 1980-х годах, когда имел место долговой кризис, а также где- то уже в конце 2008 года после значительного финансового кризиса. После распада биполярной системы отношений, когда новообразованные государства пытались переходить на рельсы рыночной экономики средства Международного Валютного фонда стали очень востребованы. В первую очередь, в них остро стали нуждаться страны Центральной и Восточной Европы, которые жестко начали ощущать именно кризис платежного баланса и процессы реформирования экономик требовали больших финансовых вливаний. Также большой спрос на финансовые ресурсы предоставляемые МВФ в последние годы просматривался среди стран Латинской Америки, с 2000-годов и Турция стала активным получателем «Специальных прав заимствования»[3].

Первым этапом в будущих экономических взаимоотношениях между страной, которая надеется получить кредит от МВФ и самой этой организацией можно охарактеризовать как подача заявки на получение кредитных средств. Любое предоставление кредитных средств осуществляется, как правило, в рамках некой «кредитной договоренности», которая в зависимости от оговоренного механизма предоставления кредитных средств еще затрагивает и вопросы экономической политики этой страны и есть «перечень действий», которые стране предлагается выполнить для получения запрашиваемых средств. Пункты программы экономической политики предоставляются страной-получателем в виде «Письма о намерениях» в органы МВФ, часто этим занимается именно Исполнительный фонд МВФ. Исполнительный фонд (совет) ответственен за ежедневный документооборотом в рамках Международного Валютного Фонда. После того как все формальные аспекты по рассмотрению заявки и принятию договоренности между кредитором в лице МВФ и страной-получателем соблюдены, происходит непосредственно кредитование страны-получателя финансовых резервов по несколько этапов. Наступление последующего этапа предоставления кредитных средств возможно только при соблюдении условий и рекомендаций МВФ на предыдущем этапе взаимодействия. Нужно также отметить, что на некоторые договоренности стран-получателей с МВФ подобных механизм условий кредитования не распространяется, так как эти страны являются исключением в виду их высоких экономических показателей и они в случае обращение в МВФ получают мгновенный доступ к необходимым им финансовым резервам МВФ. Кроме того, вышеописанные требования проведения определенной экономической политики в случае получения финансовых средств от МВФ не распространяются на вот эти страны, которые мгновенно могут получать запрашиваемые суммы финансовой помощи [2].

С момента своего образования в рамках МВФ его представители смогли выработать несколько кредитных инструментов, которые применяются ими в зависимости от уровня развития страны, которая претендует на получение финансовых кредитных средств. Для стран с низким уровнем дохода существуют специальные льготные инструменты заимствования кредитных средств у Международного валютного фонда. Этими инструментами являются кредитные средства с малыми процентными ставками передаваемые посредством расширенного кредитного механизма (ЕКФ), механизм кредитования «Стенд-бай» (СКФ), а также механизм, позволяющий ускоренную процедуру кредитования той или иной страны с низким уровнем доходов (РКФ). Кроме того, по вот этим льготным схемам кредитования так же предоставляются до конца 2014 года процентные ставки, которые ровняются нулю [4].

Кредиты, которые оцениваются как нельготные, предоставляются МВФ в рамках инструментов «Стенд-бай» (СКФ), линию, специализирующуюся на предоставлении ликвидности превентивного характера (ПЛЛ), линию гибкого характера (ГКЛ), а также механизм с расширенным кредитованием, который используют, в основном, при кредитовании среднесрочных и более долгосрочных потребностей стран-получателей кредитной помощи от МВФ. В виду изменяющейся мировой экономической конъюнктуры в рамках МВФ был разработан инструмент экстренной финансовой помощи странам –получателям в случае наличия у них острого дефицита платежного баланса, который назвали механизмом ускоренного реагирования (РФИ) [3]. При вышеобозначенных нельготных механизмах предоставления кредитных средств всегда действует определенная процентная ставка, которая связанна с рыночной ситуацией – «ставка сборов». Кроме того, если некоторые займы финансовых средств превышают установленные лимиты, то МВФ сохраняет за собой право взимать еще дополнительный сбор на эти средства. Основой ставки сборов является ставка по СДР, которая еженедельно может изменятся в зависимости от пересмотра ситуации на международных денежных рынках и изменяющихся в соответствии с этими событиями краткосрочных ставок. Каждая страна может занять у МВФ определенную сумму денежных средств, которая в рамках данной организации именуется как «лимит доступа». Этот показатель для разных стран-членов организации отличается и, как правило, он должен быть кратен той квоте, которую эта страна имеет в МВФ и он очень чувствителен к виду предоставляемого кредита. Но в практике деятельности МВФ существуют исключительные ситуации, при которых странам-участникам возможно получит разрешение на превышение вот этого лимита. А вот описанные перед этим нельготные механизмы доступа (например, «Стенд-бай») к валютным резервам не имеют каких-то определенных параметров лимитного доступа. «Стенд-бай» для стран с низким доходом и проблемами с погашением платежного баланса сейчас предоставляется с нулевой процентной ставкой, дается льготный период, который ровняется 4 годам, а весь кредит нужно погасить в 8-ми годовой срок [2].

Рассматривая страны с очень низким доходом нужно отметить, что для них еще с 2010 года был разработан и введен в силу новый льготный механизм, который предоставляется в рамках Трастового Фонда (ПРГТ) и направлен на более эффективное решение экономических проблем в подобных странах, масштабную борьбу с бедностью и оказание широкой экономической поддержки. В связи с заявленными целями по внедрению более льготного механизма были удвоены лимиты доступа к кредитным средствам, ставки по кредитам теперь пересматривались каждые два года, а также значительное внимание уделялось макроэкономическим программам разработанным самими государствами по предотвращению бедности и стабилизации экономической ситуации в определенной стране. В рамках Фонда, который занимается оказанием среднесрочного кредитования, значительное развитие и усовершенствование получил расширенный кредитный механизм. В соответствии с ним со стран с низким доходом процентная ставка равняется нулю и рассчитан кредитный процесс так что 5 ½ года - это льготный период с последующим погашением полученного займа в течении 10 лет [3].

Страны с очень хорошими экономическими показателями для поддержания того же уровня экономического развития или же для ряда антикризисных мер могут воспользоваться Гибкой кредитной линией (ГКЛ). Договоренность на получение финансовых резервов по этой линии может быть принята в случае соответствия страны-получателя критериям доступа. Сумма запрашиваемых средств может быть выдана сразу и не поэтапно, как было рассмотрено выше, но только на один или два года – это срок действия кредита. Нужно отметить, что после года предоставления кредитных средств по этой линии будет следовать некая промежуточная проверка на определение соответствия заранее заданным параметрам доступа страны к этой кредитной линии. Средства по ГКЛ выделяются вне определенной экономической политики, как это требуется в рамках других кредитных программ МВФ. Это обусловлено тем, что страны-получатели в данном случае относятся в «список надежных» и считается, что они сами вправе регулировать свою макроэкономическую политику в нужном русле [4].

Прежде чем получить кредит от МВФ, страны должны присоединиться к Международному валютному фонду – стать его полноправными участниками. Для этого государство должно выполнить ряд требований, которые устанавливаются после экспертизы экономико-финансового положения в этой стране. Для разных государств эти требования различны, к ним могут относиться удержание дефицита их госбюджета в определенных рамках, внесение изменений в систему налогообложения, повышение тарифов внутри государства (например, на газ и воду для населения страны и т.д.). Выполнив подобные критерии страна может получить траншем – это название части кредита, который предоставляется по любой линии МВФ – кредитные средства «первой помощи», за которой уже выполним условия экономической политики МВФ и, например, приняв по всем требованиям бюджет страны до начала нового финансового года, можно рассчитывать на продолжение плодотворного сотрудничества страны с МВФ и получение уже нужного объема кредитных средств [6]. Первые этапы сотрудничества страны с МВФ характеризуются получением незначительных кредитов, а их сумма растет в зависимости от динамики позитивных преобразований по схемам МВФ, которые касаются экономической политики. Также на этом этапе государство получает различного рода помощь политического и экономического характера в обмен на выполнение ряда условий, которые пока носят декларативный характер. Во многих государствах, точнее представителей властных структур, после вот такого поверхностного сотрудничества на первом этапе возникает все большее желание уже получать кредиты, об условиях  которых они только узнают от МВФ. Хотя помощь по разным линиям МВФ часто оказывается спасительным средством для стабилизации экономики того или иного государства или же покрытия дефицита его платежного баланса, но также страна участник во многом начинает зависеть и от поставок новых кредитных средств очередным траншем. Да и контроль над экономической политикой уже не полностью осуществляется только этой страной, кроме того, многие аналитики склонны утверждать, что страны кредиторы склонны «проводить» экономическую политику по отношению к третьим странам в своих исключительных интересах [7].

Для получения кредитов странам-членам МВФ предлагается план по проведению «сбалансированной» экономической политики. Эта политика должна быть должным образом «упорядочена». Также в рамках Международного валютного фонда кредитные средства и вообще построение рекомендуемой экономической политики последнее время осуществляется с принятием во внимание национальных особенностей стран-участников. Это во многом продиктовано разнообразностью стран-участниц и изменяющимися реалиями международной экономики и политики в целом. В рамках Международного валютного фонда кроме специальных механизмов кредитования действует и ряд кредитных (специальных) программ, например, в соответствии с одной из них кредитные средства могут выделятся как помощь странам, пережившим конфликт или по программе Нефтяной фонд, средства которого способствовали стабилизации ситуации на нефтяном рынке путем субсидирования стран-импортеров нефтересурсов [8].

Таким образом, реагируя на реалии современного мироустройства и состояние мировой экономической системы Международный Валютный фонд продолжает играть важную роль в покрытии дефицита платежного баланса отдельных участников международных отношений и не менее активно пытается выступать посредством предоставляемых кредитов стабилизационным фактором. Со времени своего образования перетерпели изменения не только некоторые части организационной структуры Международного Валютного Фонда, а и условия, на которых данная организация предоставляет кредитные средства третьим странам. Важным до сих пор остается то условие, что для того, чтобы получить кредитные средства нужно быть участником этой организации и выполнить ряд рекомендуемых экономических преобразований в стране. После этого экономическая экспертиза состояния страны, сделанная экспертами Международного Валютного фонда поможет определить квоту этой страны и соответственно ее место в том или ином списке стран на получение определенной кредитной линии. Если страны зачисляются в эшелон «передовых» экономик мира, то, соответственно со своей квотой они имеют выгодные преференции при получении кредитов и обходятся собственными «силами» в проведении своей макроэкономической политики. Но страны, которые имеют переходную экономику и рассматриваются как такие, которым нужна определенная стабилизационная политика для «упорядочивания » собственных внутригосударственных экономических процессов и покрытие платежного баланса, то они уже имеют совсем другие кредитные линии в рамках МВФ. Для предоставления которых, нужно определенные договоренности, потом устанавливаются кредитные лимиты и процентные ставки, а также жестко регламентируется механизм возврата кредитных средств этим государством Международному валютному фонду. Для наиболее бедных и развивающихся стран предусмотрен наиболее льготный режим кредитования и улучшения ситуации с платежным балансом, он предполагает нулевые процентные ставки и более долгосрочные кредиты.

Информация о работе Условия кредитования МВФ