Условия и последствия расторжения мирового соглашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращений предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

Содержание

Введение
3
1. Сущность, содержание и состав участников мирового соглашения
5
2. Условия и последствия расторжения мирового соглашения
11
3. Особенности банкротства отдельных категорий должников
17
Заключение
34
Список использованной литературы
36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная антикризисное управление.docx

— 64.69 Кб (Скачать файл)

Момент, с которого обязательства считаются  измененными или прекращенными, зависит от того, как осуществлено изменение или расторжение договора:

• по соглашению сторон;

• по решению  суда (по требованию одной из сторон);

• вследствие одностороннего отказа от исполнения договора в случаях, предусмотренных  законом или договором.

В первом случае возникшие из договора обязательства  считаются измененными или прекращенными  с момента заключения соглашения сторон об изменении или расторжении  договора. В свою очередь, этот момент должен определяться по правилам, установленным  в отношении момента заключения договора (ст. 433 ГК). Данное положение  носит диспозитивный характер: из соглашения сторон или характера  изменения договора может вытекать иное (например, в самом соглашении сторон о расторжении договора может быть указана дата, с которой обязательства сторон признаются прекращенными). Стороны могут достичь соглашения об изменении договора поставки в отношении последующих или предыдущих периодов поставки. Очевидно, что в данном случае обязательства не могут считаться измененными с момента заключения подобного соглашения.

В случае, когда изменение или расторжение  договора производится по решению суда, действует императивное правило  о том, что обязательства считаются  измененными или прекращенными  с момента вступления решения  в законную силу.

Требование  об изменении или о расторжении  договора может быть заявлено стороной в суд только после получения  отказа другой стороны на предложение  изменить или расторгнуть договор  либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или  установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный  срок. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств  суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения  договора исходя из необходимости справедливого  распределения между сторонами  расходов, понесенных ими в связи  с исполнением этого договора.

Договор может считаться соответственно расторгнутым или измененным при  одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается  законом или соглашением сторон. Это правило сообразуется с тем, которое закреплено в ст. 310 ГК РФ, - о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств. Односторонний  отказ от исполнения договора может  происходить по таким договорам, как заем (ст. 811 ГК РФ), банковский счет (ст. 859 ГК РФ), а также иным договорам. Такое право неразрывно связано  с юридической природой данных договоров. Оно может предусматриваться  в договоре на стадии его заключения или изменения в форме заключения дополнительного соглашения (с указанием  условий его осуществления).

 

Обязательства, возникшие из такого договора, считаются  прекращенными или измененными  с момента получения контрагентом уведомления об отказе от договора (от исполнения договора).

Что касается судьбы исполненного по договору (переданного  имущества, выполненной работы, оказанной  услуги и т. п.), то стороны лишены права требовать возвращения  того, что было ими исполнено до изменения или расторжения договора (п. 4 ст. 453 ГК) ).

Данная  норма носит диспозитивный характер – законом или соглашением  сторон судьба исполненного по обязательствам может быть решена по-иному.

Представляется, что под обстоятельствами следует  понимать находящиеся вне контроля сторон экономические (например, наличие  товара на рынке, способы его поставки) и иные факторы, существовавшие на момент заключения договора. Очевидно, что  исполнение такого обязательства становится экономически обременительным для  одной или всех участвующих в  договоре сторон.

 Например, если требование о расторжении  договора предъявлено покупателем  в связи с передачей ему  продавцом товара ненадлежащего  качества, покупатель вправе также,  возвратив товар продавцу, потребовать  от него возврата уплаченной  за него суммы (ст. 475 ГК).

Если  стороны не достигли соглашения о  приведении договора в соответствие с существенно изменившимися  обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным упомянутой статьей ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны.

Расторжение или изменение договора может  сопровождаться предъявлением одной  из сторон другой стороне требования о возмещении причиненных этим убытков. Однако удовлетворение судом такого требования возможно лишь в случае, когда основанием для расторжения  или изменения договора послужило  существенное нарушение этой стороной (ответчиком) условий договора (ст. 450 ГК).

 

Особый  случай представляет собой расторжение  или изменение договора в связи  с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК).

Расторжение мирового соглашения может повлечь  два варианта последствий:

- возобновление  производства по делу о несостоятельности  (банкротстве) в той процедуре,  на которой было заключено  мировое соглашение (последствия  практически идентичны тем, которые  установлены ст. 163 Закона);

- возможность  заявления бывшими участниками  мирового соглашения своих требований  в том конкурсном процессе, который  был возбужден в отношении  должника после заключения мирового  соглашения. Чтобы было возбуждено  новое дело о банкротстве, необходимо, чтобы срок неисполнения требования  превысил три месяца, а объем  был более 100 тыс. руб. (без учета  сумм финансовых санкций), также  необходимо наличие всех остальных  признаков, достаточных для возбуждения  судом производства по делу  о банкротстве.

При наличии  нового дела о банкротстве конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были урегулированы  мировым соглашением, вправе заявить  свои требования к должнику в новом  деле о банкротстве. Требования, удовлетворенные  в ходе исполнения мирового соглашения, не учитываются.

В ст. 166 отсутствует норма, обязывающая  арбитражного управляющего в течение  месяца после его утверждения  провести собрание кредиторов, которое  полномочно принимать решения, предусмотренные  п. 1 ст. 73 Закона. Однако это не мешает суду возложить на арбитражного управляющего такую обязанность при утверждении  его кандидатуры.

Возникают споры о возможности расторжения  мирового соглашения в отношении  отдельного кредитора. Витрянский В.В. считает нововведением отсутствие норм о расторжении мирового соглашения в отношении отдельного кредитора, а Телюкина М.В. допускает такое расторжение, но только в судебном порядке и при этом приводит случаи, когда это необходимо:

- выяснилось, что участник мирового соглашения  на самом деле не кредитор (например, его права требования к должнику  были основаны на ничтожной  сделке, решение о применении  последствий недействительности  которой было принято судом  после заключения мирового соглашения);

- мировое  соглашение существенно не исполнено  в отношении конкретного кредитора  (это общее основание расторжения  договора, предусмотренное п. 2 ст. 450 ГК).

Последствия расторжения мирового соглашения в  отношении отдельного кредитора  в Законе не содержатся, видимо, нужно  применять общие положения законодательства. Безусловно, расторжение мирового соглашения в отношении отдельного кредитора  не влечет его расторжение в отношении  остальных кредиторов. Это положение  п. 2 ст. 129 Закона 1998 г. не воспринял действующий  Закон, однако оно слишком очевидно, поскольку следует из общих начал  и смысла гражданского права, а также  норм конкурсного права.

В п. 54 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 г. содержится положение  о не допустимости расторжения мирового соглашения в отношении отдельного кредитора (п. 1 ст. 164 Закона). Однако в  данной норме речь идет о расторжении  мирового соглашения по договоренности между должником и кредитором, тем самым не установлен запрет на расторжение соглашения в отношении  отдельного кредитора в судебном порядке.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы могут не прибегать к расторжению мирового соглашения. В качестве альтернативного способа поведения им предоставлена возможность принудительно исполнить условия мирового соглашения в общем порядке, установленном процессуальным законодательством ст. 167 Закона). То есть кредитор может обратиться в суд с искомым заявлением о взыскании сумм, которые причитались ему в соответствии с условиями мирового соглашения. Кредитор также вправе потребовать взыскания предусмотренных штрафных санкций, процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами, а также возмещения убытков, которые причинены неисполнением должником обязательств, вытекающих из мирового соглашения.

В случае, если в отношении должника возбуждено новое дело о банкротстве, то кредиторы не вправе предъявить иск о взыскании причитающихся им сумм в общем порядке, определенном процессуальным законодательством. Их требования будут рассматриваться в рамках нового дела о банкротстве, но на тех условиях, которые определены условия мирового соглашения, заключенного в рамках первоначального дела о банкротстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности банкротства  отдельных категорий должников

 

1. Банкротство  градообразующих организаций

Под градообразующими организациями понимаются юридические  лица, численность работников которых  составляет не менее 25 % численности  работающего населения соответствующего населенного пункта. А также организации, численность работников которого превышает 5 000 человек.

Определяя особенности  банкротства градообразующих организаций. Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в  частности, продиктовано включение  в число лиц, участвующих в  деле о банкротстве градообразующей  организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком  же качестве арбитражным судом могут  быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству  названных органов арбитражный  суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника - градообразующей  организации даже в том случае, если собрание кредиторов не принимает  решение о введении внешнего управления. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым  взять на себя обязанность нести  субсидиарную ответственность перед  его кредиторами. Поручительство может  быть дано Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальным  образованием в лице уполномоченных органов.

Поручительство  по обязательствам должника представляется в письменной форме арбитражному суду. В заявлении о поручительстве должны быть указаны: сумма обязательств должника перед кредиторами и  обязанность по уплате обязательных платежей; график погашения задолженности. К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий  бюджет на дату представления поручительства.

 

Должник и  его поручитель обязаны приступить к погашению задолженности в  соответствии с представленным графиком. В случае не исполнения этой обязанности должником кредиторы вправе предъявить свои требования поручителю.

Нарушение поручителем  своих обязательств в отношении  кредиторов и уполномоченных органов, обладающих одной третью всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового  оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и  открытия конкурсного производства.

По ходатайству  названных органов финансовое оздоровление или внешнее управление может  быть продлено арбитражным судом  на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить  два с половиной года. В этот период соответствующими органами может  быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем  инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест.

Российская  Федерация, субъект РФ либо муниципальное  образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время  до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником - градообразующей  организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого  имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для  расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также  сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться  по конкурсу, обязательными условиями  которого станут сохранение рабочих  мест для, не менее, чем 50 процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

В случае неисполнения покупателем указанных выше обязательств, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом  на основании заявления органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по ходатайству которых проводился конкурс. Покупателю из соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные  им на покупку и осуществленные в  период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Информация о работе Условия и последствия расторжения мирового соглашения