Уголовная ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:26, реферат

Краткое описание

Уголовные преступления международного характера не только пося¬гают на национальный правопорядок, но и затрагивают интересы меж¬дународного сообщества, подрывают основы сотрудничества и другие стороны межгосударственных отношений2. По своей юридической при¬роде они в большинстве могут быть отнесены к общеуголовным престу¬плениям, осложненным "иностранным элементом". В зависимости от того, какой признак состава преступления затрагивается, все "иностран¬ные элементы" можно подразделить на отдельные группы.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………...…..3
2.Классификация уголовных преступлений международного характера....4-5
3. Принцип индивидуальной уголовной ответственности в международном праве…………………………………….....................................................6-7
4.Уголовная ответственность физических лиц за преступления международного характера………………………………………………………………………7-8
5. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью и ответственность за отдельные уголовные преступления международного характера...............................................................................................9-14
6.Заключение………………………………………………………………......14
7.Список используемой литературы…………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовная ответственность.docx

— 45.56 Кб (Скачать файл)

Уставами и приговорами  трибуналов были установлены следующие виды международных преступлений:

- преступления против мира, а  именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или  войны в нарушение международных  договоров, соглашений или заверений,  а также участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление этих действий;

- военные преступления, а именно: нарушение законов и обычаев  войны, к которым относятся  убийства, истязания, увод в рабство  или для других целей гражданского  населения оккупируемой территории; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и другие преступления;

- преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдикции трибунала независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где были совершены, или нет.

Перечень преступлений, установленный  уставами и приговорами международных  военных трибуналов, не является исчерпывающим. Он был дополнен Женевскими конвенциями 1949 г., нормами Дополнительного протокола I, положениями других международных документов.

Согласно нормам международного права  военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция  о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

Что касается ответственности за исполнение преступных приказов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

В 1993 г. Советом Безопасности ООН  было принято решение о создании Международного уголовного трибунала  по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден  Устав трибунала, а в 1995 г. начался  процесс над руководителями некоторых  государств. В 1994 г. резолюцией 955 Совет  Безопасности ООН учредил Международный  уголовный трибунал для Руанды для  преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Деятельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права.

 

 

 

 

5. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью и ответственность за отдельные уголовные преступления международного характера . 
 
Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью. 
 
В международных договорах регулируются вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных для отбывания наказания в страны их гражданства, защиты прав своих граждан при уголовном преследовании их в другом государстве, обмен оперативной и правовой информацией, а также проведение совместных профилактических мероприятий. 
 
В настоящее время большое распространение получили такие опасные для международного правопорядка деяния, как международный терроризм, преступления на воздушном транспорте, наемничество, фальшивомонетничество, незаконный оборот наркотиков, рабство, работорговля и пытки. Рассмотрим подробнее международную борьбу с этими преступлениями. 
 
Международный терроризм (от лат. terror – страх) -общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами—впервые политический терроризм был признан преступлением в 1937 г. после подписания 24 государствами Конвенции о предупреждении и пресечении терроризма и Конвенции о международной уголовной палате для суда над террористами и другими уголовными преступниками. Однако в силу они не вступили. Рост числа террористических актов в отношении дипломатов и других лиц ускорил принятие в, 1973 г. Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. 
 
Ряд стран заключили двусторонние договоры. К примеру, в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 г. в ст. 33 подчеркнуто, что стороны сотрудничают в борьбе "с терроризмом во всех его формах и проявлениях". 
 
Нормы международного уголовного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которых совершены теракты, или судить их по своим законам. В Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за указанные преступления предусмотрена в ст. 205, 206, 207, 210, 212. 
 
В силу своей тяжести международный терроризм после второй мировой войны признан в международных договорах экстрадиционным преступлением. Поэтому специальные конвенции о выдаче террористов не принимались. Такие лица должны выдаваться государствам, на территории которых совершены рассматриваемые преступления, или государству гражданства преступника на основании соответствующих конвенций. К сожалению, практика выдачи террористов не единообразна, поэтому в ряде случаев им удается уйти от ответственности. 
 
 Преступления на воздушном транспорте получили распространение с конца 50-х годов. Принятая в 1963 г. Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна не квалифицировала их как преступления и не требовала строгих санкций. Поэтому в 1970 г. была заключена Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, которая устранила эти пробелы. Государства-участники, в том числе и СССР, обязались применять к преступникам строгие меры уголовного наказания. Однако и в этом договоре круг преступлений ограничивался захватом и угоном самолета. 
 
В 1971 г. была принята Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. К числу преступлений отнесены также акты насилия в отношении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете; разрушение воздушного судна или причинение ему повреждений; помещение или совершение действий, приводящих к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, устройства или вещества, которое может причинить повреждение или угрожать безопасности воздушного судна в полете; повреждение аэронавигационного оборудования; сообщение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности воздушного судна (ст. 1). 
 
В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. При этом ст. 1 Конвенции была дополнена пунктом следующего содержания: "Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия: 
 
а) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть; 
 
б) разрушает или серьезно повреждает оборудование или сооружения такого аэропорта, либо расположенные в аэропорту воздушные суда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту". 
 
Государства-участники взяли на себя обязанность устанавливать свою юрисдикцию над этими преступлениями, если преступник находится на их территории и не подлежит выдаче в другие страны. 
 
В зависимости от тяжести наступивших последствий ст. 211 УК РФ предусматривает за захват или угон воздушного судна наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. 
 
Наемничество было квалифицировано преступным и наказуемым деянием в международном уголовном праве сначала в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в 1968 г. в Резолюции № 2465 устанавливалось, что практика использования наемников - уголовно наказуемое деяние, а наемники должны по суду объявляться преступниками, находящимися вне закона. Государствам - членам ООН было рекомендовано принятие законов, устанавливающих ответственность за набор, финансирование, обучение наемников, а также за поступление граждан на службу в этом качестве и участие их в боевых действиях. Необходимость наказания наемников в уголовном порядке установлена и в "Основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов" 1973 г.  
Международная опасность наемничества заключается в подрыве стабильных отношений между государствами, при этом наемники являются орудием в руках реакционных, противоправных, колониальных и расистских режимов. Если наемников засылает государство, то такие действия могут быть квалифицированы как агрессия со всеми вытекающими для такого государства и наемников последствиями. 
 
Уголовное преследование наемников осуществляется двумя путями. 
 
Во-первых, по уголовным законам государства, на территории которого они совершили преступления. Ряд государств установили уголовную ответственность за наемничество, в других странах они предаются суду по статьям за убийства, уничтожение техники и других объектов. 
 
Во-вторых, уголовное преследование осуществляется специально созданными военными трибуналами или другими международными судами, если наемники совершили преступления на территории нескольких государств. 
 
В России ответственность за наемничество установлена ст. 359 УК РФ. 
 Хищение ядерного материала  отнесено к рассматриваемой категории преступлений Конвенцией о защите ядерного материала 1980 г. Оно включает любое из следующих умышленно совершенных деяний: получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет или может повлечь смерть человека, причинить ему увечье или существенный ущерб его собственности; кража ядерного материала , его захват путем грабежа; присвоение или получение его обманным путем; понуждение к выдаче его путем угрозы силой или другой формы запугивания. Преступлением признается и угроза использовать похищенный ядерный материал с целью шантажа государства, его юридических или физических лиц. 
 
Ядерный материал, используемый в военных целях, находится под строгой правовой и физической защитой, поэтому правила Конвенции распространяются только на ядерный материал, используемый в мирных целях и находящийся в процессе международной перевозки. В ст. 1 дан перечень основных видов такого материала. 
 
В случае хищения ядерного материала государства-участники обеспечивают максимальное сотрудничество и взаимопомощь в раскрытии преступления, возвращении и защите ядерного материала (ст. 5). Это преступление признается экстрадиционным, поэтому государства могут рассматривать Конвенцию о защите ядерного материала в качестве правовой основы для выдачи преступников, совершивших рассматриваемые деяния. Уголовная ответственность за их совершения в нашей стране предусмотрена в ст. 221 УК Российской Федерации. 
 
Фальшивомонетничество - одно из древних преступлений с "иностранным элементом". Оно появилось после замены натурального товарообмена денежным и имеет постоянную тенденцию к росту. Действующая Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков была принята в 1929 г. Государства-участники, в том числе и СССР, взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой иностранных и собственных денежных знаков, ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. В рамках Конвенции проведено уже около десяти международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с фалыпимо-нетничеством. Преступлениями признаются все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, их сбыт, ввоз в страну, добывание для себя, обманные действия по изготовлению, получению или приобретению предметов, предназначенных для изготовления или изменения денежных знаков, а также покушение и соучастие в их совершении. 
 
К настоящему времени ряд статей Конвенции устарел и требует дополнений. В первую очередь это относится к расширению понятия "денежные знаки", к которым сегодня относятся только находящиеся в обращении бумажные деньги и металлические монеты. Подделки векселей, банковских документов, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг не охватываются Конвенцией, несмотря на их распространенность. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и нормами национального законодательства. Так, ст. 186, 187 УК Российской 
Федерации, кроме подделок денежных знаков, устанавливает уголовную ответственность за аналогичные деяния в отношении государственных ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, а также документов на проезд пассажиров или провоз багажа и др. 
 

Незаконный оборот наркотических  средств  впервые появился в странах, где в силу климатических условий произрастают опийный мак, кока и другие наркосодержащие растения. Все усилия государств в одиночку вести борьбу с этим злом не увенчались успехом. Эпидемия наркомании распространяется по всему миру. Только в системе ООН действуют Комиссия ООН по наркотическим средствам, Международный совет по контролю за наркотическими средствами, Программа ООН по контролю за наркотическими средствами и Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками. 
 
 
Наркологическими свойствами обладают и психотропные вещества, представляющие собой в основном искусственно созданные препараты, оказывающие влияние на психические функции человека. В целях контроля за их производством, распределением и потреблением в 1971 г. была принята Конвенция о психотропных веществах. В ней нет полного перечня преступлений, однако в качестве санкций за незаконный оборот этих веществ также указаны тюремное заключение, лишение свободы и конфискация психотропных веществ, устанавливается наказуемость соучастия и покушения на их совершение. 
 
Названные конвенции предусматривают территориальный принцип наказания преступников по законам государства, на территории которого совершены такие преступления. По месту задержания преступника юрисдикция государства осуществляется при недопустимости его выдачи, если виновный не был наказан за совершенное преступление. 
 
В 1988 г. ООН приняла Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая установила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных. 
 
УК Российской Федерации предусматривает наказания за совершенные преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в ст. 228-234. 
 
Рабство и работорговля являются наследием рабовладельческого общества. Международное сотрудничество по борьбе с ними начало складываться в начале XIX в. после отмены рабства в США. В 1815 г. на Венском конгрессе был принят акт об отмене торговли неграми, в 1841 г. - договор о запрещении перевозки негров-рабов в Америку. Однако эти первые международные договоры лишь осуждали рабство, запрещали работорговлю и рекомендовали государствам установить ответственность за эти деяния. Только в 1926 г. принимается Конвенция о рабстве. Государства-участники обязались полностью отменить на своих территориях рабство во всех его формах, пресекать работорговлю и оказывать друг другу содействие в борьбе с этими преступлениями. Впервые были изложены рекомендации о постепенном искоренении принудительного труда. 
 
Однако ни международные соглашения, ни наступивший после второй мировой войны крах колониальной системы не искоренили рабства. По официальным данным, в 1947 г. в мире насчитывалось 9 млн. рабов. Не случайно поэтому в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. особо подчеркнуто: "Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах". 
 
В 1956 г. принимается Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Впервые здесь регламентированы не запреты и формы борьбы с конкретными преступлениями, а предписание об их упразднении. Как преступления квалифицируются не только сами рабство и работорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 г. дополнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификация которых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. В частности, преступлениями признаются: 
 
1. Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам. 
 
2. Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству. 
 
3. Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда. 
 
4. Крепостное состояние землепользователя, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние (ст. 1). Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом. 
 
5. Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако в Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде запрещены даже каторжные работы по приговору суда. 
 
В последние годы в России отмечается рост фактов рабства и торговли людьми в открытой или завуалированной формах, в том числе кули-продажи женщин и детей. Однако в новом Уголовном кодексе Российской Федерации нет норм об ответственности за рабство, работорговлю и сходные с ними институты и обычаи, а конвенции, которые предусматривают подобные преступления и участниками которых является Российская Федерация, не применяются непосредственно, хотя об этом говорится в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. 
 
Пытки подозреваемых, обвиняемых, других участников уголовного процесса, а также лиц, отбывающих наказания, являются наследием средневековья. Нормы о запрете пыток включены во Всеобщую декларацию прав человека (ст. 5), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 7), в Конвенции о борьбе с геноцидом, апартеидом, рабством, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и т.п. 

10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея  ООН приняла Конвенцию против  пыток и других жестоких, бесчеловечных  или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этим актом мировое сообщество раз и навсегда под страхом уголовного наказания наложило запрет на иезуитскую практику применения пыток. Статья 4 Конвенции требует, чтобы государства-участники квалифицировали все акты пыток как преступления и устанавливали уголовные наказания "с учетом их тяжкого характера". 
 
В этом определении указаны все признаки рассматриваемого преступления: объект посягательства (неприкосновенность личности), объективная сторонапреступления (причинение лицу сильной боли, физического или нравственного страдания), субъект преступления (государственное должностное или официальное лицо), а также субъективная сторона деяния (умышленная вина и цель - получение сведений, признаний, наказание, запугивание, принуждение к определенным действиям и т.п.). 
 
Конвенция, кроме этого, возлагает на государства-участников обязанности "предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания", совершенные указанными субъектами. Степень общественной опасности этих актов значительно ниже пыток, поэтому в Конвенции говорится лишь об их предотвращении. При этом подразумеваются дисциплинарные, административные, уголовные и другие санкции (ст. 16). 
 
Конвенция предусматривает выдачу лиц, применяющих пытки. В случае отказа или невозможности выдачи преступников государство, на территории которого обнаружено лицо, применявшее пытки, обязано осуществить расследование и судебное разбирательство на определенных Конвенцией условиях. При этом установлена универсальная юрисдикция. Жертвам пыток обеспечивается право на реабилитацию и компенсацию. 

Для контроля за выполнением норм Конвенции создан Комитет против пыток, в который государства-участники один раз в 4 года представляют доклады о мерах, принятых во исполнение рассматриваемой Конвенции. 

Нормы об ответственности за пытки  закреплены также в проекте Кодекса  преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г., Европейской конвенции  о предупреждении пыток и негуманного  или унижающего достоинство обращения  и наказания 1987 г. с Дополнительными протоколами № 1 и № 2 1993 г., Межамериканской конвенции о предупреждении и наказании пыток 1985 г. и других региональных международных договорах. 
 
В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется ст. 302 "Принуждение к даче показаний" с санкцией до 8 лет лишения свободы только за применение пыток на допросах. Однако, по свидетельствам средств массовой информации, включая телевидение, в органах внутренних дел Российской Федерации отмечаются случаи пыток задержанных и других лиц. 

6.Заключение

К уголовной ответственности физических лиц отнесены такие деяния, которые по законам обеих сторон - запрашивающего государства и запрашиваемого государства - являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше (либо не менее) одного года или более тяжкого наказания. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено на срок свыше (не менее) шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Международно-правовая ответственность  государства-агрессора за нарушение  мира и безопасности дополняется  мерами ответственности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении  мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектов  преступлений:

1) главные военные преступники  (главы государств, политики, военные  и т.п.), которые несут ответственность  как за свои преступления, так  и преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители  преступлений, выполняющие преступные  приказы или совершающие преступления  по своей инициативе.

 

 

 

8.Список используемой литературы.

1.Бекяшев К.А, Л. П. Ануфриева, Устинов. Международное публичное право : учеб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект. — 784 с., 2005

2.Бородин С. В., Ляхов Е. Г.  Международное сотрудничество в  борьбе с уголовной преступностью.  М.,2003

3.Куркин Б.А. Международное право: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2008.  192 с.

4. Международное право, под ред. Колосова Ю.М., Кривчиковой Э.С. 2005. С. 332.

5.Международное право: Учебник.  Изд.2-е, доп. и перераб. отв.  ред. Ю.Колосов, В.И.Кузнецов. –  М.: Международные отношения,2003.

 


Информация о работе Уголовная ответственность в международном праве