Трудовая миграция в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:57, доклад

Краткое описание

О проблемах трудовой миграции и о предпринимаемых попытках это изменить. Нужно сказать, что Россия занимает второе место в мире по объёму трудмиграции после Соединённых Штатов Америки. Начиная с начала 90х годов, приток мигрантов в Российскую Федерацию в связи с распадом Советского Союза резко возрос.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 24.62 Кб (Скачать файл)

О проблемах трудовой миграции и о предпринимаемых попытках это изменить. Нужно сказать, что Россия занимает второе место в мире по объёму трудмиграции после Соединённых Штатов Америки. Начиная с начала 90х годов, приток мигрантов в Российскую Федерацию в связи с распадом Советского Союза резко возрос. И если у нас в первые годы, в середине 1990-го года объём миграции составлял около 134 тысяч человек, то пик миграции пришёлся на 2008 год, когда в Российской Федерации было выдано порядка 2,5 миллионов разрешений на работу. После этого объёмы трудовой миграции у нас стали несколько падать, но всё равно остаются довольно значительными..

 
Особенностью России является не только увеличение иммиграции на законном основании, но и большие масштабы нелегальной трудовой миграции. По оценкам различных экспертов её объёмы очень разнятся и составляют от 2 до 11 млн человек. Таким образом, в экономике РФ трудятся где-то 6-15 млн трудовых мигрантов. Эти мигранты прибывают в Россию из различных государств. По данным Федеральной миграционной службы, в прошлом году в РФ трудились иностранные работники более чем из 130 государств мира. То есть разные государства, разные национальности, разные менталитеты, разные культуры, разные религии. Это, конечно, накладывает определённый отпечаток на ту ситуацию, которая складывается в Российской Федерации. 
 
Нужно сказать, что, несмотря на такие огромные объёмы привлечения иностранной рабочей силы, миграционная политика в РФ неэффективна. Это происходит, на мой взгляд, по двум основным причинам: из-за несовершенства механизма реализации миграционного законодательства и отсутствия комплексного подхода к управлению привлечением трудовой миграции. Российское миграционное законодательство, по оценкам ведущих мировых экспертов, является довольно хорошим по сравнению с многими государствами, оно является менее жёстким. Но правоприменительная практика здесь очень хромает, и порой те нормы, которые должны были бы способствовать увеличению объёмов легального привлечения иностранной рабочей силы, в результате администрирования становятся очень жёсткими и создают дополнительные препоны на пути легального привлечения трудовых мигрантов. 
 
 
Если на 2009 год квота на выдачу разрешений на работу была запланирована в размере почти 4 миллиона человек, то с наступлением финансово-экономического кризиса эта квота была урезана в два раза. С тех пор она у нас ежегодно сокращается. На 2012 год недавним постановлением правительства квота была утверждена в том же размере, что и на 2011 год, то есть в размере 1,7 млн человек. 
 
Таким образом, механизм квотирования из регулятора рынка труда превращается в его дестабилизатор. И такая ситуация приводит к ряду парадоксов на рынке труда РФ: несмотря на то, что все говорят о том, что квота недостаточна, если мы проанализируем динамику её выборки, то увидим, что эта квота у нас не выбирается, её выборка составляет порядка 75-80%. Почему такое происходит? Потому что создаются вновь определённые административные барьеры. 
 
Одним из таких барьеров является то, что, когда начался кризис экономический, было издано постановление правительства, которое предусматривало, что субъект может получить субсидию из федерального бюджета на проведение мероприятий по снятию напряжённости на региональном рынке труда только при условии, что он отказывается от установленного у него объёма привлечения иностранной рабочей силы. Даже не в полном объёме, хотя бы какое-то N-ное количество человек, и в этом случае субъект получал субсидию. Естественно, главы субъектов РФ все писали письма в Белый дом, просили уменьшить установленную квоту, для того, чтобы получить субсидию на снятие напряжённости на рынке труда. 
 
Это одна причина. Вторая причина состояла в том, что, несмотря на то, что закон устанавливает определённые правила выдачи разрешений на работу трудовых мигрантов, опять были установлены административные препоны, касающиеся того, что трудовой мигрант мог получить разрешение на работу, если он при обращении за оформлением такого разрешения приносил трудовой договор с работодателем, который принимал участие в вводной кампании. Хотя в самом законе об этом ничего не сказано, такой порядок Генеральная прокуратура в 2012 году отменила, и теперь трудовой мигрант может трудиться необязательно у работодателя, который принимал участие в вводной кампании. Это первый парадокс. 
 
Второй парадокс, вызванный таким механизмом квотирования, состоит в том, что у нас квоты должны определяться уровнем безработицы, который имеется в том или ином субъекте РФ. Такая деформация механизма квотирования привела к тому, что, начиная с 2009 года, квота и уровень безработицы находятся в прямо пропорциональной, а не обратно пропорциональной зависимости. Вот такие получаются парадоксы.

Подписано Постановление  Правительства РФ от 03.11.2012 N 1137 (далее  – Постановление), которым определена потребность в привлечении в  РФ иностранных работников (она составляет более 1,7 миллиона человек). В Постановлении  указано, что иностранные работники  будут привлекаться в соответствии с распределением по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

Также документом утверждаются квоты на выдачу приглашений иностранным  гражданам на 2013 год. Было выдано более 400 000 приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и более 1,7 миллиона разрешений на работу. Исходя из содержания документа, более всего остается востребована иностранная рабочая сила на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных, а также на ремонтно-строительных работах.

Дальше я хочу остановиться на том, что у нас несовершенна и институциональная структура управления миграцией. В настоящее время вопросами трудовой миграции занимаются порядка девяти федеральных органов исполнительной власти, и в принципе ни один из них не отвечает в полной мере за миграционную политику Российской Федерации. Такая структура, такой некомплексный подход к управлению миграционными потоками приводят к стихийности миграционных потоков. Основная масса трудовых мигрантов направляется в Москву и Московскую область, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, в другие наиболее крупные федеральные центры, где есть работа и где, даже несмотря на то, что нет достаточной квоты, они могут трудоустроиться нелегально и без работы не останутся. 
 
Таким образом, сектор иммигрантского рынка труда в значительной мере остаётся теневым. В России большое развитие получили теневые посредники, которые играют очень большую роль и которые, по существу, управляют потоками трудовой миграции. легально в Российской Федерации трудятся 1,7 млн человек, а нелегально — до 11 млн человек. И вот этой огромной массой зачастую управляют теневые посредники, которые находятся как в государствах, откуда приезжают трудовые мигранты, так и в РФ. Они, по существу, часто говорят мигрантам, куда им ехать, их уже на вокзале встречают и устраивают на работу — естественно, нелегально. И это значительное количество теневых посредников представляет существенную угрозу, потому что зачастую трудовых мигрантов обманывают. Многие из них имеют недостаточно высокий общеобразовательный уровень, не говоря уже о профессиональном уровне. Это является очень негативным моментом. Кроме того, до сих пор в Российской Федерации, несмотря на то, что к нам приезжают значительные потоки трудовых мигрантов, отсутствует доступная для мигрантов информация о потребностях российского рынка труда в иностранной рабочей силе. 
Подводя итог тому, , нужно сказать, что основные причины неэффективности современной миграционной политики России — это несовершенство институциональной структуры управления, должного распределения мигрантов по регионам, отсутствие достоверной информации о потребностях рынка труда, чрезмерная забюрократизированность, негибкость и непрозрачность применяемого механизма квотирования и беспрецедентная коррумпированность миграционной сферы. Нужно сказать, что, несмотря на то, что наши представители власти говорят о том, что без мигрантов мы обойтись не можем, у нас до сих пор не определена чётко миграционная политика

 Россия переполнена иммигрантами: она – вторая в мире по числу мигрантов после США.

Технически это  верно: согласно отчету Отдела населения  Департамента социально-экономических  вопросов ООН за 2013 год, в США живут 45,8 млн человек, родившиеся за пределами страны, в России – 11 млн. Но уровень иммиграции гораздо правильнее оценивать не в абсолютных цифрах, а в процентах к населению. В России иммигранты составляют 7,7% населения страны. Для сравнения: в Объединенных Арабских Эмиратах – 83,7%; в Австралии – 27,7%; в Казахстане – 21,1%; в Ирландии – 15,9%; в США – 14,3%. Можно ли говорить о засилье иммигрантов в нашей стране? Оперируя статистикой ООН – нельзя

 

Разрешение на работу 
Согласно Закону, если вы привлекли к работе иностранных специалистов, то несете полную ответственность за них и обязаны иметь разрешение на их привлечение и использование. В случае нарушения законодательства по этому пункту, работодатель несет административную ответственность в виде штрафов. 
Единая миграционная служба поможет вам привлечь работников из ближнего и дальнего зарубежья. Мы предоставим список документов, который потребуется вам для того, чтобы оформить иностранных работников для работы в Москве и Московской области.

Мы также предоставим  вам образцы всех документов, которые  понадобятся для того, чтобы применять  на вашем предприятии иностранную  рабочую силу. Например: общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, а также общий перечень профессий  не подпадающих под квотирование.Единая миграционная служба предоставит юридическую поддержку, поможет разобраться в законодательных нюансах и правильно оформить документы для привлечения иностранных работников в самые удобные сроки.

«В соответствии с Федеральным  законом N 105-ФЗ „О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ  ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“ иностранные граждане из безвизовых стран (СНГ) имеют право  осуществлять трудовую деятельность на территории России ТОЛЬКО на основании  разрешения на работу.

Указанный порядок не распространяется лишь на отдельные категории иностранных  граждан, например на иностранцев, постоянно  проживающих в РФ, сотрудников  дипломатических представительств, работников консульских учреждений, журналистов, аккредитованных в  РФ, студентов, преподавателей и пр. (см. п.4 ст.13 ФЗ „О правовом положении  иностранных граждан в РФ“). Отсюда следует, что разрешение на работу является обязательным документом, дающим право  легально трудиться на территории РФ». 
 
Разрешение на работу для иностранцев CНГ (Ближнее Зарубежье). 
Разрешение на работу в Москве иностранец должен получить вне зависимости от того, из какой страны он прибыл. Не требуется разрешение на работу только гражданам Беларуси. Процедуры оформления разрешения на работу для иностранцев из СНГ и жителей дальнего зарубежья различны.

Для того чтобы получить разрешение на работу в Москве, гражданам  СНГ необходимо иметь: копию паспорта, копию миграционной карты, копия  регистрации(уведомление о постановки на учёте), 2 фото 3/4 цветные, медицинские документы установленного образца на территории г. Москвы или Московской Области. Срок оформления разрешения на работу 14 дней (2 недели) со дня подачи документов в органы УФМС.

Разрешение на работу гражданам  визовых стран (Дальнего Зарубежья) 
Порядок оформления разрешения на работу гражданам Дальнего Зарубежья регламентируется законодательством РФ (№ 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Разрешение на работу для  граждан дальнего зарубежья 
Дальнее зарубежье — неофициальный термин, возникший в России после распада СССР, для общего обозначения государств, не относящихся к ближнему зарубежью.

К дальнему зарубежью также  относят страны, имеющие общую  границу с РФ: Финляндия, Норвегия, Польша, Монголия, КНР, КНДР, а иногда страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония).

Юридическое лицо (организация), намеревающаяся использовать труд иностранных  граждан из дальнего зарубежья, Грузии и Туркменистана, в обязательном порядке должно получить в органах  УМФС России разрешение на привлечение  рабочей силы. Разрешение на работу для данных граждан оформляется  на основании заключения, выдаваемого  в Управлении Федеральной государственной  службы занятости населения.

Для граждан из дальнего зарубежья необходимо получить разрешение на работу в Федеральной миграционной службе. Данное разрешение оформляется  после выдачи заключения управлением  Федеральной государственной службы занятости населения. Заключение содержит в себе информацию о том сколько иностранцев будет принято на работу и насколько целесообразно привлекать к данной работе иностранных граждан. Данное согласование необходимо провести в течение 10-ти дней.

Иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, может фигурировать в роли работодателя.


Информация о работе Трудовая миграция в Российской Федерации