Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 23:15, курсовая работа
Конституционные нормы предельно лаконичны и наряду с этим охватывают широкий круг общественных отношений , рассчитанный на всех правоприменяющих субъектов. Поэтому важно в любых правоотношениях (гражданских, уголовных, административных и др.) понимать принимаемые и применяемые законы в духе их соответствия Конституции, наполняя ее тем самым жизненной силой. Для этого необходимо юридически правильно толковать саму Конституцию, содержащиеся в ней термины и положения, нередко сформулированные абстрактно, неопределенно, многозначно, противоречиво
Введение..................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты толкования Конституции …....5
Понятие толкования правовых норм……………….…………...…5
Теоретические вопросы толкования Конституции РФ. Особенност
Глава 2. Практика толкования Конституции РФ ........................17
2.1. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом ........17
2.2. Доктринальное (научное) толкование Конституции РФ .........28
Заключение .........................................................................................31
Список использованной литературы..............................................33
Точка зрения Б.С. Эбзеева небесспорна по ряду обстоятельств. Так, при таком толковании нормы частей 2 и 3 статьи 95 Конституции РФ утратили бы качество императивных, каковыми они исходя из буквального смысла, без сомнения, являются.
Большое значение для развития конституционного права Российской Федерации приобрели следующие решения о толковании положений главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конститттуции» Конституции РФ.
В Постановлении от 31.10.95 № 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации13 Конституционный Суд постановил, что из установленной Конституцией процедуры принятия поправок к ее главам 3 - 8 вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ. Данный Закон должен приниматься в особой процедуре (необходимость одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ).
Значение данного
В Постановлении от 28.11.95 № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ14 Конституционный Суд постановил, что изменения наименования субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции включаются в текст статьи 65 Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке, то есть фактически установлена конкретная правовая форма, в которой осуществляется включение наименования нового субъекта РФ в текст ст.65 Конституции.
В Постановлении от 22.04.96 № 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ15 Конституционный Суд постановил:
1. Под «принятым федеральным
законом», направляемым Президенту
РФ для подписания и
- законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 105 Конституции;
- законы, повторно принятые
- законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции (преодолевая вето Президента).
2. Принятый федеральный закон
в течение пяти дней
3. Отклонение федерального
Не является отклонением федерального
закона в смысле части 3 статьи 107 Конституции
возвращение Президентом
4. Положение части 3 статьи 107 Конституции
о том, что в случае
Хотелось бы высказать некоторые
соображения по поводу пункта 3 резолютивной
части данного Постановления. Он
фактически наделяет Президента правом
возвращать в палату Федерального Собрания
поступившие ему на подпись федеральные
законы без рассмотрения в случае
нарушения порядка их принятия, которое
«не является отклонением федерального
закона в смысле части 3 статьи 107 Конституции»,
то есть не относится к вето. Следовательно,
в законодательном процессе появляется
не предусмотренная Конституцией и
еще более затягивающая его новая
стадия. Сначала Президент может
не подписывать (и не обнародовать)
федеральные законы на основании
рассматриваемого Постановления. Когда
же федеральный закон принят с
соблюдением установленного порядка,
Президент может
Конституционным Судом РФ принимались
важные акты толкования положений Конституции
РФ, посвященных федеративному
Так, в Постановлении от 14.07.97 №
12-П по делу о толковании содержащегося
в части 4 статьи 66 Конституции РФ
положения о вхождении
Вхождение автономного округа в
состав края, области по смыслу части
4 статьи 66 Конституции означает такое
конституционно-правовое состояние, при
котором автономный округ, будучи равноправным
субъектом Российской Федерации, одновременно
составляет часть другого субъекта
Российской Федерации - края или области.
Это состояние определяет особенности
статуса как автономного
Вхождение автономного округа в
состав края, области означает наличие
у края, области единых территории
и населения, составными частями
которых являются территория и население
автономного округа, а также органов
государственной власти, полномочия
которых распространяются на территорию
автономных округов в случаях
и в пределах, предусмотренных
федеральным законом, уставами соответствующих
субъектов Российской Федерации
и договором между их органами
государственной власти. Вне пределов
ведения РФ и полномочий РФ по предметам
совместного ведения РФ и субъектов
Российской Федерации край, область,
автономный округ как самостоятельные
и равноправные субъекты Российской
Федерации обладают всей полнотой государственной
власти. Они вправе передавать осуществление
части своих полномочий друг другу
на добровольной основе, по договору между
соответствующими органами государственной
власти либо в иной форме, в том
числе путем принятия закона края,
области или автономного
Важно подчеркнуть, что данным толкованием
Конституционный Суд создал препятствие
для нарушения исторически
Важнейшее значение для правового
регулирования процедуры
В мотивировочной части этого Постановления
Конституционный Суд установил,
что словосочетание «трехкратное отклонение
представленных кандидатур» может
означать трехкратное отклонение кандидатуры
на должность, причем даже «по буквальному
смыслу». На наш взгляд, ни по буквальному
(как отметил судья В. И. Олейник
в своем особом мнении слово «кандидатур»
нельзя прочесть в единственном числе
без некоторого насилия над семантикой
русской речи), ни по какому-либо иному
здравому смыслу представление одной
и той же кандидатуры трижды подряд
не может служить оправданием
такой значимой конституционной
санкции, как роспуск Государственной
Думы. Если для назначения Председателя
Правительства необходимо решение
(выбор) Государственной Думы, то его
нельзя игнорировать повторным представлением
отвергнутой кандидатуры
Указанным Постановлением Конституционный Суд РФ фактически лишил юридического смысла согласие Государственной Думы, необходимое для назначения Председателя Правительства РФ, сделав главу исполнительной власти по сути назначаемой Президентом.
Необходимо отметить, что истолкованные
Конституционным Судом
Помимо постановлений, Конституционным Судом приняты определения по запросам о толковании Конституции. Ими, по существу, сформулированы критерии допустимости запросов о толковании Конституции, которые должны учитываться субъектами, уполномоченными обращаться в Конституционный Суд. Этими определениями Конституционный Суд отказывал в принятии запросов о толковании к рассмотрению ввиду того, что:
1) В понимании положений
2) Рассмотрение запроса о
3) Запрос содержит просьбу об
одновременном толковании
4) Запрос о толковании положений
Конституции Российской
5) По предмету запроса о
6) Конституционный Суд в
Определением от 19.04.96 № 25-О производство по делу о толковании части 2 статьи 76 Конституции было прекращено в связи с отзывом заявителем своего запроса.
Обобщая практику Конституционного Суда
по делам о толковании Конституции,
можно сделать следующие
1) Положениям глав 1 «Основы конституционного
строя», 2 «Права и свободы человека
и гражданина», 8 «Местное самоуправление»
Конституции РФ толкование не
давалось, хотя они также нуждаются
в толковании, особенно в связи
с проводимой по инициативе
Президента РФ В.В. Путина