Субъекты международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают субъекты международного частного права получила название правового режима.
Иностранные физические и юридические лица на территории принимающего государства обладают соответствующими правами и несут определенные обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима, распространенных в мировой практике. Такими режимами являются:

Вложенные файлы: 1 файл

мчп.docx

— 62.85 Кб (Скачать файл)

Говоря о правовом положении  и правовом статусе иностранных  граждан и лиц без гражданства, не следует забывать и о правовом режиме иностранцев. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания. В российской правовой науке выделяют следующие виды режима иностранцев:

  • национальный режим;
  • специальный режим;
  • режим оккупации;
  • режим наибольшего благоприятствования;
  • преференциальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той  или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Это наиболее распространенный в правовых системах режим иностранцев.

Специальный режим предусмотрен в некоторых случаях, связанных  с привлечением иностранцев к  юридической ответственности. Так, если граждане России не могут быть выданы иностранным государствам, то экстрадиция иностранных граждан и лиц без гражданства вполне допустима. А Кодекс об административных правонарушениях, называя среди возможных видов наказания выдворение за пределы Российской Федерации, устанавливает, что оно может быть применено только к иностранным гражданам или лицам без гражданства.

Если национальный и специальный  режимы являются по своей сути производными от правоспособности граждан государства  пребывания, то режимы наибольшего благоприятствования и преференциальный режим существуют в отношении прав и обязанностей граждан третьих государств предоставляемых на территории данного государства.

Режим наибольшего благоприятствования  предусматривается межгосударственными договорами и соглашениями путем оговорки, содержание которой сводится к положению об обязательстве одного государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствующего государства.

Фактически режим наибольшего  благоприятствования носит отсылочный характер, и выражается в установлении либо специального, либо национального режима в зависимости от того, какой из них более выгоден с точки зрения прав иностранцев.

В российской Федерации режим  наибольшего благоприятствования, предоставляется в сфере международной  торговли, транспорта, правосудия и  выполнения соответствующих иностранных  судебных решений.

Преференции сводятся обычно к предоставлению национального  режима там, где для всех иностранцев предусмотрен специальный режим в его ограниченной форме.

Следует упомянуть еще  о принципе  не дискриминации. Принцип  не дискриминации по критериям социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности зафиксирован в международных договорах. Например, принцип языковой не дискриминации закрепляется, как отмечает Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Декларацией о праве на развитие 1986 года и рядом других актов.

Таким образом, видно, что  в законодательство Российской Федерации  имеет место ограничение прав и обязанностей иностранных граждан  и лиц без гражданства. Но, вместе с тем, права и обязанности  иностранных граждан могут быть уравнены с правами и обязанностями  граждан РФ, в случае наличия соответствующего двухстороннего соглашения со страной к гражданам которой применяется уравнивание.

1.4 Гражданская  правоспособность российских граждан  за рубежом

Положение российских граждан  за рубежом определяется как законодательством страны их местопребывания, так и нашим законодательством. Большое значение в этом отношении имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима ставит своей целью предотвращение какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.

Граждане РФ за границей пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. Это предусматривает Конституция РФ.

Российские граждане, находящиеся  за границей, пользуются защитой и  покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ "Российская Федерация гарантирует своим  гражданам защиту и покровительство  за ее пределами". 
         Не умаляя значения различных общественных организаций (российских общин) за рубежом, выполнение этой задачи должно обеспечиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах. К основным задачам и функциям посольств относится защита в государстве их пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания (п. 6 Положения о Посольстве Российской Федерации 1996 г.). На российские консульства возложены обязанности принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Россия и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае, если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных прав.

Кроме того, консульские  учреждения РФ за пределами ее территории осуществляют ряд функций, непосредственно  связанных с обеспечением прав российских граждан. Они производят государственную  регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям российских граждан и лиц без гражданства  принимают решения о внесении исправлений и изменений в  записи актов гражданского состояния, составленные на территории РФ; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении, и выдают на основании этих записей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.

На вопросах, касающихся прав соотечественников, следует остановиться особо. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" выделяет категорию соотечественников, под которыми понимает лиц, родившихся в одном государстве, проживающих либо проживавших в нем и обладающих признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиции и обычаев, а также потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под "соотечественниками за рубежом" в Законе подразумеваются: российские граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из России и Советского Союза, ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к указанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (титульной нацией в законе обозначается часть населения государства, национальность которой определяет его официальное наименование).

В Законе 1999 г. предусматриваются, в частности, меры по поддержке соотечественников  в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях. Для достижения целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом российским физическим и юридическим лицам, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства РФ.

1.5 Беженцы и вынужденные  переселенцы

Как и любая другая демократическая  страна, Россия в настоящее время  сталкивается с проблемой миграции. Перемещение больших групп людей  из других стран в Россию и на территорию России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследование людей по разным основаниям.

Законодательство закрепляет в  отношении таких людей два  правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый - Федеральным законом о беженцах (в ред.от 22.08.2004г.) и второй- Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 23.12.2003 №186-ФЗ.)

Федеральным Законом « О беженцах»  ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.08.2004) « О  беженцах» определяются основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев Международная конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951г., принятой 28 июля 1951г., к которой в 1992г. присоединилась и Россия.

Лицо, ходатайствующее  о признании беженцем - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем  из числа:

- иностранных граждан, прибывших  или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

- лиц без гражданства, прибывших  или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

- иностранных граждан и (или)  лиц без гражданства, прибывших  на территорию Российской Федерации  на законном основании.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие).

Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается удостоверение о признании его беженцем. Выданное удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации и является основанием для регистрации.

Лицо признается беженцем на срок до 3-х лет.

Лицо, признанное беженцем, имеет те же права, что были у него при наличии  свидетельства, а также право  на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, социальную защиту, в том числе и социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, получение содействия в устройстве детей в государственные муниципальные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, а также участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации и право на выезд на место жительства в иностранное государство и добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности.

Кроме того, правовое положение беженцев на территории Российской Федерации  регулируется Постановлением Правительства  РФ от 30.06.1998г. « Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами».

Правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется Законом « О вынужденных переселенцах» ФЗ « О вынужденных переселенцах» (от 22.08.2004г. №122-ФЗ). Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Существует и ряд обстоятельств, по которым лицо не может быть признано вынужденным переселенцем, в частности:

- при совершении лицом преступления  против мира, человечности или  другого тяжкого преступления, признаваемого  таковым законодательством Российской  Федерации;

- в случае не обращения по  уважительным причинам с ходатайством  о признании его вынужденным  переселенцем в течение 12 месяцев  со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

Информация о работе Субъекты международного частного права