Структура и состав информационного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение структуры и состава информационного законодательства.
Задачи:
- выяснить что является предметом правового регулирования в информационной сфере и что входит в структуру информационного законодательства;
- изучить иерархию правовых актов РФ;
- рассмотреть государственные органы, контролирующие деятельность в области защиты информации;
-освоить структуру правоотношений и виды юридической ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по междунар.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)
  • оборона;

  • национальная безопасность;

  • политика в сфере связи, информации и информатизации;

  • промышленная и экономическая политика;

  • наука и образование

  • и других.

Для разработки соответствующих нормативно-правовых актов подразделения (комитеты и подкомитеты) органов законодательной власти могут привлекать для совместной работы ответственных специалистов, руководителей, аналитиков и экспертов, работающих в:

  • органах исполнительной власти (министерствах, отвечающих за научное и техническое развитие, т.н. "силовых" министерствах и ведомствах, юридических ведомствах и т.п.);

  • частных компаниях, а также общественных и профессиональных организациях, которые занимаются оказанием информационных услуг, поставкой информационно-технических продуктов, специализирующихся на развитии информационных технологий и т.п.;

  • научно-исследовательских организациях, специализирующихся на соответствующих проблемах информационных технологий и управления.

Процедуры согласования, принятия и утверждения законодательных актов, а также процедуры контроля за действиями органов исполнительной власти в каждой стране определяются в соответствии с действующим законодательством (конституцией).  
 Деятельность исполнительных органов государственной власти в сфере обеспечения информационной безопасности направлена на реализацию действующих в государстве законов и непосредственную защиту интересов государственной власти, гражданских прав и прав компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность.  
 Конкретная работа органов исполнительной власти в сфере информационной безопасности, как правило, осуществляется по нескольким относительно самостоятельным направлениям.

  • Установление конкретных правил производства, продажи, экспорта, импорта и использования средств защиты информации, а также организация системы контроля за соблюдением действующих законов и установленных правил.

  • Лицензирование и сертификация предприятий и организаций, занимающихся производством, продажей установкой и настройкой программных и аппаратных средств защиты информации.

  • Осуществление правоохранительной деятельности в сфере защиты информации (уголовного преследования лиц и преступных группировок, совершающих противоправные действия, содержащие признаки уголовных преступлений в соответствии с действующим уголовным законодательством).

  • Непосредственное осуществление функций защиты информации в государственных учреждениях и службах (правительство, вооруженные силы, органы внутренних дел и т.п.).

  • Разработка государственных стандартов, относящихся к организации и технологиям защиты информации (программным и аппаратным средствам, средствам криптографии и т.п.).

  • Поддержка образования и подготовки кадров, а также регулирование деятельности образовательных учреждений (включая установку образовательных стандартов).

  • Поддержка научных исследований в сфере информационной безопасности.

  • Осуществление международного сотрудничества в сфере защиты информации (взаимодействие с правительствами и правоохранительными органами других стран) как в целях общего развития инфраструктуры информационной безопасности, так и для разрешения отдельных инцидентов (раскрытия преступлений и т.п.).

Судебные функции, как правило, реализуются судами общей юрисдикции, так же как и для всех остальных гражданских и уголовных дел. Специальных судебных инстанций, которые были бы предназначены для рассмотрения дел, связанных с информационной безопасностью (таких как, например, суды по правам человека или военные суды), не существует. При этом могут создаваться судебные лаборатории, специализирующиеся на проведении экспертиз, анализов и исследований различных элементов информационных систем в связи с расследованиями и судебными разбирательствами по делам о нарушениях в сфере информационной безопасности. 
 Основой организации государственной деятельности в сфере информационной безопасности является национальная политика (доктрина, национальный план, национальная стратегия) информационной безопасности. Этот документ, издаваемый, как правило, главой исполнительной ветви власти (президентом страны) отражает:

  • признание государственной властью существенной значимости проблем защиты информации для общества, личности, экономики и самого государства;

  • современное понимание общего ландшафта информационной безопасности на национальном уровне: потенциально уязвимые информационные объекты, источники угроз и др.;

  • основные направления, в которых государство намерено осуществлять активные действия с целью повышения уровня информационной безопасности на национальном уровне (создание систем безопасности, упорядочивание взаимоотношений различных субъектов, пресечение правонарушений, развитие инфраструктуры и технологий безопасности и т.п.).

  В рамках утвержденной государственной доктрины информационной безопасности:

  • создаются специализированные правительственные организации, отвечающие за реализацию политики информационной безопасности и решение отдельных задач в этой сфере;

  • отдельные правительственные учреждения наделяются специфическими функциями и полномочиями, связанными с управлением информационной безопасностью (как в общегосударственном масштабе, так и в рамках определенных сфер ответственности), а также создаются специальные структурные подразделения, отвечающие за решение вопросов защиты информации и информационной инфраструктуры;

  • создается система локальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты информации, а также система государственных стандартов, относящихся к технологиям и организации защиты информации.

  Специализированные органы, создаваемые в структуре исполнительной власти для решения задач информационной безопасности на государственном уровне, как правило, подчиняются непосредственно главе исполнительной ветви власти, носят статус федеральных агентств, комитетов или комиссий и наделены правом самостоятельно издавать нормативные акты в рамках имеющихся полномочий, установленных действующим законодательством. Издаваемые таким образом локальные нормативные акты (указы, постановления, инструкции, порядки, правила и т.п.) непосредственно регулируют отношения в сфере создания, распространения и использования средств автоматизации и защиты информации.  
 Государственная стандартизация технологий и методов, используемых в процессах защиты информации, осуществляется уполномоченными государственными органами с целью упорядочивания знаний о современном состоянии технологий и методов защиты и установления универсальных критериев надежности и функциональности для определенных технологий. Государственная стандартизация позволяет достичь универсальности при оценке используемых технологий и методов и, таким образом, до определенной степени упорядочить многие взаимоотношения, связанные с использованием таких технологий и методов. Стандартизация, осуществляемая отдельными государственными органами, как правило, опирается на существующую систему имеющихся международных стандартов, а национальные органы, занимающиеся стандартизацией, могут принимать участие в разработке международных стандартов. Основными объектами государственной и международной стандартизации могут выступать:

  • методы шифрования и криптографической защиты данных;

  • технологии идентификации пользователей информационных систем;

  • методы аутентификации;

  • методы тестирования (проверки) и оценки информационных систем на предмет их защищенности;

а также некоторые другие элементы систем обеспечения информационной безопасности 

 

 

 

 

  1. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЙ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами позитивного (писаного) права.

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность. 

1. Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями юридических прав и обязанностей. В реальной же жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, например, малолетние дети, душевнобольные, организации, прекратившие свое существование, фактически не могут участвовать в правоотношениях по понятным причинам. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Однако, чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособностью это способность субъекта самостоятельно, своими действиями осуществлять юридические права и нести обязанности.

2. Объект   правоотношений   -   это   то,   на   что   воздействует правоотношение.    Объектом    правоотношения   является   фактическое поведение его участников. В соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности участники правоотношения строят свое поведение.

Вступая в правоотношения, субъекты удовлетворяют определенные материальные, духовные и иные потребности (например, приобретают вещи, пользуются авторскими правами, правами изобретателя). Объектом правоотношений  выступает   поведение   людей,   которое   может   быть различным по содержанию.

Так, объектом трудовых правоотношений являются действия администрации предприятия, учреждения по приему на работу рабочих и служащих оплате их труда. Указанные действия администрации направлены на удовлетворение права на труд, на заработную плату рабочих и служащих.

  Правоотношение как форма фактического общественного отношения состоит из взаимосвязанных прав и обязанностей субъектов.

3. Субъективное   право   -   это   предоставляемая   и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению 
удовлетворять те интересы, которые предусмотрены позитивным правом.

Право, принадлежащее субъекту, называется субъективным потому, что только от воли субъекта зависит как им распорядиться. Это возможность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения.

4. Юридическая      обязанность      -      это      предусмотренная 
законодательством и охраняемая государством необходимость должного 
поведения участника правового отношения в интересах управомоченного 
субъекта (индивида, организации, государства в целом).

  Если содержание субъективного права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности - мера должного, необходимого поведения в правоотношении.

Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Фактическим основанием для юридической ответственности является правонарушение. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава правонарушения. Состав правонарушения состоит из четырех составляющих:

- объект   правонарушения   -   область   общественных   отношений, 
регулируемых и охраняемых правом, в котором произошло деяние и (или) 
которой данным деянием причинен вред;

Информация о работе Структура и состав информационного законодательства