Романо-германская правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть романо-германскую правовую систему, ее структуру и особенности.
Для раскрытия цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:
- Раскрыть и соотнести понятия национально-правовой системы и семьи.
- Рассмотреть исторический генезис романо-германской правовой семьи.
- Изучить источники права в романо-германской правовой семье.
- Проанализировать своеобразие и сходство правовой системы России с правовыми системами романо-германской правовой семьи

Содержание

Введение
1. Соотношение понятий национально-правовой системы и правовой семьи
1.1 Исторический генезис романо-германской правовой семьи
1.2 Понятие романо-германской правовой семьи
1.3 Формирование романо-германской правовой семьи
1.4 Распространение романо-германской правовой семьи
1.5 Структура права романо-германской правовой семьи
1.5.1 Публичное и частное право
1.5.2 Система французского права
1.5.3 Система германского права
1.6 Публицизация романо-германского права
1.7 Национальные правовые системы романо-германской правовой семьи: сходства и различия
2. Источники права в романо-германской правовой семьи
2.1 Закон
2.2 Обычай
2.3 Судебная практика
2.4 Доктрина
2.5 Кодификация права
2.6 Гражданские кодексы
2.7 Торговые кодексы
2.7.1 Отличительные черты торговых кодексов
2.8 Трудовое право
2.9 Хозяйственное право
2.10 Административное право
2.11 Административная юстиция
2.11.1 Германская административная юстиция
2.11.2 Французская административная юстиция
3. Своеобразие и сходство правовой системы России с правовыми системами романо-германской правовой семьи
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 63.33 Кб (Скачать файл)

1.3 Формирование романо-германской правовой семьи

Р. Давид подчеркивает, что  романо-германская правовая семья в  своем историческом развитии не была продуктом деятельности государственной  власти (в этом ее отличие от формирования английского общего права), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики. Если это  в какой-то мере верно по отношению  к первой, доктринальной стадии рецепции, то о следующей стадии этого сказать  нельзя.

Формирование романо-германской правовой семьи было подчинено общей  закономерной связи права с экономикой и политикой и не может быть понято вне учета сложного процесса развития товарно-денежных отношений  в недрах средневекового общества, прежде всего отношении собственности, обмена, первоначального накопления, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению и т.п.

Когда в средневековой  Европе господствовало натуральное  хозяйство, а производство для рынка, торговля не имели широкого распространения, не было нужды и в римском праве. Но как только промышленность и торговля - сперва в Италии, а позже и  в других странах - развили дальше частную собственность, тотчас же было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право.

Римское право - классическое выражение жизненных условий  и конфликтов общества, в котором  господствует частная собственность. Именно это обусловило возможность  приспособления римского права к  развивающимся в недрах средневековой  Европы товарно-денежным отношениям. Римское  право есть законченное право  простого товарного производства, следовательно, докапиталистического; это право, однако, заключает в себе большую часть  правовых отношений Нового времени, т.е. именно то, в чем нуждались  горожане в период возникновения  городов и чего они не находили в местном обычном праве.

Рецепция римского права  привела к тому, что еще в  период средневековья правовые системы  европейских стран - их правовая доктрина, юридическая техника - приобрели  определенное сходство. Таким же образом  сказалось влияние канонического  права.

Буржуазные революции  изменили социальную природу права, отменили средневековые правовые институты, превратили закон в основной источник романо-германского права. Закон рассматривался в качестве наиболее подходящего инструмента для создания единой национальной правовой системы, для обеспечения законности в противовес феодальному деспотизму и произволу. Право - альтернатива грубой силе, а правоприменение - война всех против всех. Правовая культура во все времена и у всех народов помогала мирно решать возникающие конфликты.

Те же обстоятельства, которые  определили важную роль закона как  основного источника романо-германского  права, обусловили возможность и  необходимость кодификации права. Путем кодификации право приводится в систему, оказывается как бы пронизанным определенными принципами. Кодификация придает праву определенность и ясность, значительно облегчает  его практическое использование  и является логическим завершением  сложившегося в континентальной  Европе понимания правовой нормы  и права в целом. Кодификация  завершает формирование романо-германской правовой семьи как целостного явления. Особенно значительной была при этом роль французской кодификации. Гражданский  кодекс (Code Civil), известный как Кодекс Наполеона 1804 г., оказал значительное влияние на процесс утверждения принципов романо-германского права во многих государствах Европейского континента и за его пределами. Рецепция римского права в Германии нашла широкое отражение в таком крупном законодательном памятнике, как Германское гражданское уложение (Biirgerliches Gesetzbuch) 1900 г. Его фундамент составило то немецкое право, которое уже ассимилировало достижения римского права. Влияние римского права сказалось на, структуре Германского гражданского уложения.

Таким образом, романо-германская правовая семья первоначально сложилась  в континентальной Западной Европе. Особенно большой вклад в создание этой системы, о чем свидетельствует  ее название, внесли юридическая мысль  и законодательство Франции и  Германии.

Наиболее законченное  оформление романо-германская правовая семья получила в Кодексе Наполеона  и Германском гражданском уложении. Но основы романо-германского права  формировались профессорами права  Болонского и других итальянских  университетов, кодификаторами Испании  и Португалии, трудами голландских  ученых Б. Спинозы, Г. Гроция, итальянца Ч. Беккариа и многими другими.

С деятельностью университетов  связана важная роль как ученых-юристов, так и теории, доктрины в развитии права европейских государств. Профессора университетов передавали судьям отчасти осовремененное римское право, они не считались с наиболее компетентными его толкователями. Ими были восприняты конечные результаты развития римского права - его идейно-теоретические, юридико-технические достижения, разработка структуры и целого, а также ряда институтов гражданского права.

Впоследствии европейские  государства перенесли свою правовую систему в колониальные владения в Америке, Азии и Африке. Некоторые  государства добровольно восприняли понятия, конструкции и даже целые  отраслевые массивы из романо-германского  права.

1.4 Распространение романо-германской правовой семьи

В настоящее время романо-германская правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки (бывших колоний Испании, Португалии и Франции), право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Правовые системы многих африканских государств, а также стран Ближнего и Среднего Востока тяготеют к романо-германскому праву. В Афро-Азиатском регионе романо-германское право вступает в сложное взаимодействие с мусульманским и обычным правом.

Особое положение занимают правовые системы Скандинавских  стран. Большинство исследователей, исходя из существующей в этих государствах системы источников права, относят  право Скандинавских стран к  романо-германской правовой семье. Некоторые  юристы считают скандинавское право  специфической общностью, обособленной и от романо-германского, и от общего права.

Итак, романо-германская правовая семья является более старой, более  распространенной и более влиятельной  в современном мире, чем правовая семья общего права, что признают английские и американские авторы.

1.5 Структура права романо-германской правовой семьи

1.5.1 Публичное и частное право

Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука  объединяет правовые нормы в одни и те же группы. Речь идет о дуализме права, т.е. его делении на частное  и публичное, а также о разграничении  правовой материи на отрасли права. Структуры права всех этих стран  также могут быть в общем и целом охвачены единой схемой.

Во всех странах романо-германской правовой семьи признается деление  права на публичное и частное. Это деление носит самый обший характер, является в основном доктринальным, но, тем не менее, остается важной характеристикой структуры романо-германского права.

В самом общем виде можно  сказать, что к публичному праву  относятся те отрасли и институты, которые определяют статус и порядок  деятельности органов государства  и отношения индивида с государством, а к частному - отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов  между собой.

Следует подчеркнуть, что  особенности романо-германской правовой семьи в полной мере обнаруживаются в сфере частного права. В области  публичного права ее специфика проявляется  значительно слабее. В странах  романо-германской правовой семьи основой  правовой системы выступает частное (Гражданское) право. По этой причине  юристы Англии и США нередко называют страны романо-германской правовой семьи  странами гражданского права.

Одно из значительных отличий  публичного права от частного состоит  в том, что большая часть частного права кодифицирована, тогда как  публичное право состоит в  основном из конституционных и иных законов, не носящих характера кодификации.

1.5.2 Система французского права

Во Франции отраслями публичного права являются:

конституционное право, регулирующее вопросы, касающиеся формы и структуры  государства, организации государства, его вер ховных и местных органов власти и участия граждан в управлении государством;

административное право, включающее в себя нормы, регули рующие организацию государственных органов, не решающих чисто политические и судебные вопросы, и условия, в которых государст венные органы осуществляют свои права и налагают обязанности на нижестоящие органы;

финансовое право, регулирующее государственные расходы и доходы (налогообложение, займы, денежное законодательство);

международное публичное  право.

Частное право включает в себя:

собственно гражданское  право;

торговое право, охватывающее и морское право;

гражданское процессуальное право;

4) уголовное право. (Хотя  по своей природе уголовное  право принадлежит к публичному  праву, его по традиции относят  к частному праву, так как  многие его положения выработаны для защиты отношений, регулируемых этим последним.)

Имеются особые отрасли права, где нормы публичного и частного права, по существу, тесно переплетаются. Наиболее важными из них являются:

трудовое право;

сельскохозяйственное право;

законы о промышленной собственности и авторское право;

воздушное право;

лесное право;

горное право;

страховое право;

транспортное право;

международное частное право.

Международное частное право  определяет положение иностранцев, рассматривает коллизии прав и юрисдикции в гражданских делах. Хотя оно  традиционно считается составной  частью частного права," некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение национальности, по сути своей являются частью публичного права.

Гражданское процессуальное право и уголовное право иногда выделяются как санкционирующее  право, так как они обеспечивают проведение в жизнь норм частного права. Эта традиционная точка зрения оспаривается некоторыми учеными, которые  относят определенные отрасли - торговое, морское, сельскохозяйственное, воздушное, трудовое право, законы о социальном обеспечении и так называемое санкционирующее право (уголовное  и гражданское процессуальное право) - к отдельной группе «смешанных прав». Существует и другая точка  зрения, согласно которой гражданское  процессуальное право больше связано  с публичным, нежели с частным  правом.

1.5.3 Система германского права

В Германии разделение между  частным и публичным правом выражено несколько слабее, чем во Франции, что находит свое отражение, в  частности, в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов  общей, административной и конституционной юстиции. Но в общих чертах схема схожа.

В немецкой юридической науке  отраслями публичного права принято  считать:

конституционное право;

административное право;

налоговое право;

уголовное право;

уголовно-процессуальное право;

гражданское процессуальное право;

церковное право;

международное публичное  право.

Право, регулирующее отношения  между государственными органами, называется также государственным правом.

Частное право разделяется  на собственно гражданское право, содержащееся в Гражданском кодексе и во вспомогательных законах, и особую часть частного права. В эту часть  входят торговое право, законодательство о компаниях, законы об оборотных  документах, авторское право, законы о конкуренции (включая патенты), торговые знаки и модели, международное  частное право. Трудовое право иногда считается составной частью частного права, но чаще всего его относят  к области sui generis, которая не соответствует ни частному, ни публичному праву.

В большинстве европейских  стран классификация отраслей права  напоминает германскую (Швейцария, Испания, Австрия). Италия, Бельгия придерживаются французской схемы, как и Нидерланды, где, впрочем, делается оговорка: гражданское процессуальное право и законы о несостоятельных должниках составляют формальную часть частного права в отличие от субстантивной части частного права, куда входят собственно гражданское и торговое право.

1.6 Публицизация романо-германского права

Усилившаяся административно-правовая активность государственных органов  затронула такие отношения, которые  ранее находились в исключительном ведении частного права. Так, в области  аграрных отношений административно-правовое регулирование оказывает значительное воздействие на использование собственности (или долгосрочной аренды) путем введения земельного зонирования, принудительных сервитутов, ограничения инвестирования средств, установления квот на продукцию и т.д. Произошло вторжение государства в область договоров - ранее сферу частного права. Появился институт обязательственного договора, заключенного по предписанию государственных органов. Условия обычного договора также могут в ряде случаев устанавливаться и предписываться административным актом, как в случае установления цен и квот.

Одновременно с проникновением публичного права в сферу частного права расширение круга государственных  обязанностей, особенно в области  социальных и коммунальных услуг, породило обратную тенденцию - применение институтов и средств частного права при  выполнении публично-правовых действий. Об этом свидетельствует деятельность публичных корпораций и иных промышленно-торговых образований государственного происхождения.

Информация о работе Романо-германская правовая система