Право международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Право международных договоров как отрасль международного права – это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров, определяющих участие государств в договорном процессе.

Содержание

Введение
1. Понятие отрасли права международных договоров, ее функци¬ональный характер. Виды субъектов отрасли, их дифференциация в зависимости от стадии участия в договоре. Основные институты от¬расли
1.1. Понятие и признаки международного договора
1.2. Классификация международных договоров
1.3. Стадии заключения международных договоров
1.4. Вступление договора в силу
1.5. Недействительность международных договоров. Основания, порядок прекращения и приостановления международных договоров
2. Анализ Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. с позиций соответствия ее требованиям отрасли права меж¬дународных договоров
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

МП. Курсовая Работа.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

4) разрыв дипломатических или консульских отношений между государствами - участниками договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями по общему правилу не влияет на правовые отношения, установленные между этими государствами договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договора;

5) возникновение  новой императивной нормы общего  международного права (jus cogens), последствием  чего может быть прекращение любого существующего договора, который оказывается в противоречии с этой нормой. [1, 326 – 328]

Прекращение договора означает прекращение существования  созданных им норм, несмотря на тот  факт, что многие договоры влекут за собой определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено конкретным международным договором или законом, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридическое положение участников сохраняют свою силу.

С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы государства. Если государство денонсирует многосторонний договор, то он прекращает свое действие для него в соответствии с договорными постановлениями о денонсации. Между остальными участниками международный договор продолжает действовать вплоть до момента его прекращения или приостановления действия договора.

В самом договоре или в другом соглашении участников могут быть установлены и несколько  иные по сравнению с общими последствия прекращения. В торговые договоры часто включаются статьи, согласно которым положения прекратившего действие договора сохраняют свою силу в отношении совершенных в период его действия сделок физических и юридических лиц.

Таким образом, положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении данной страны.

От прекращения  международного договора следует отличать приостановление, т.е. временное прекращение  действия договора, которое допускается при наличии соответствующих положений в договоре или по соглашению участников. Независимо от наличия этих моментов действие договора может быть приостановлено участником в случае существенного нарушения договора другим участником. В отличие от прекращения, приостановление договора может иметь место в отношении одного из участников многостороннего договора при сохранении его в полной силе между остальными.

Принято считать, что на время приостановления  действия договора участники не могут пользоваться вытекающими из него правами и не обязаны выполнять соответствующие обязательства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении государства. В остальном установленные договором правовые отношения сохраняют свою силу. По общему правилу нормы приостановленного договора не исключаются из национальной правовой системы, но приостанавливают свое действие и не подлежат применению. Возможно и частичное приостановление международного договора в зависимости от пожеланий его сторон.

Приостановление, как это указывается в литературе, не должно использоваться для прекращения  договора. Поэтому в период приостановления  действия договора органы государственной  власти обязаны не совершать действий, способных помешать возобновлению  действия договора, иначе это, безусловно, способно повлиять на добросовестность выполнения взятого на себя государством международного обязательства.

Что касается влияния  войны на заключенные или находящиеся  в процессе заключения международные  договоры, то в международном праве практически отсутствуют договорные нормы, регламентирующие порядок действия международных договоров в период вооруженных конфликтов. Эти вопросы традиционно регулируются обычными нормами.

С началом военных  действий, как правило, между воюющими государствами прекращаются двусторонние мирные договоры и договоры о ненападении, соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, о торговле и т.д. Приостанавливается также действие большинства положений конвенций о дипломатических и консульских сношениях (нормы о привилегиях и иммунитетах представительств и их сотрудников остаются в силе), транспортном сообщении и связи, правовой помощи и др. В то же время вступают в действие и применяются до окончания состояния войны соглашения о защите индивида в период вооруженных конфликтов, о запрещении определенных средств и методов ведения войны, о мерах коллективной безопасности и т.п.

После окончания  войны восстанавливается действие между участниками конфликта  многосторонних договоров, а двусторонние, как правило, пересматриваются и в большинстве случаев перезаключаются.

Обеспечение выполнения международно-правовых норм, в том  числе договорных, осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т.д.

Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или  группы государств выполнять заключенный договор. Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уставам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств. [1, 337]

Обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения.

В РФ в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» уполномоченными лицами, занимающимися обеспечением исполнения договоров, являются Президент РФ как глава государства и Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть РФ. Они принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации. [10, 68]

Принимаемые для обеспечения компетентными органами меры могут включать в себя: создание предусматриваемых договорами органов и организаций, выделение необходимых финансовых и материальных ресурсов; производство определенных работ; осуществление иных действий.

Президент, в соответствии с Конституцией РФ, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке им принимаются меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Из этих и иных конституционных положений исходят акты Президента, направленные на обеспечение выполнения международных обязательств. Так, для вступления РФ в одну из крупнейших региональных международных организаций – Совет Европы потребовалось провести ряд первоочередных мероприятий, предусмотренных распоряжением Президента РФ от 13 февраля 1996 г. N 66-рп, которые включили в себя, в частности, подписание Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейской конвенции о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г., Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., а также поручение Правительству принять необходимые меры по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, включая финансовые, связанных с ее членством в Совете Европы.

У федеральных  органов исполнительной власти страны также существуют обязанности по обеспечению выполнения обязательств этой страны. Так, выполнение обязательств РФ по международным договорам и  осуществление прав Российской Федерации, вытекающих из таких договоров, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти РФ, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами.

Обязанности федеральных  органов исполнительной власти по обеспечению  выполнения международных договоров  регламентируются положениями об этих органах и иными актами законодательства РФ.

Что касается субъектов  РФ, то Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают выполнение международных договоров в пределах своих полномочий. Конституцией РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72) выполнение международных договоров отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Принимаемые в связи с этим нормативные правовые акты субъектов РФ должны отвечать требованиям ст. 76 Конституции РФ, определяющей механизм взаимодействия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения.

Общее наблюдение за выполнением  международных договоров РФ осуществляет Министерство иностранных дел России, являющееся федеральным органом  исполнительной власти, на который  возложено государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ КОНВЕНЦИИ О ЗАПРЕЩЕНИИ ВОЕННОГО ИЛИ ЛЮБОГО ИНОГО ВРАЖДЕБНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ 1977 г. С ПОЗИЦИЙ СООТВЕТСТВИЯ ЕЕ ТРЕБОВАНИЯМ ОТРАСЛИ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Существует целый ряд  документов, в которых содержатся нормы, защищающие природную среду  во время войны.

Здесь необходимо отметить Санкт-Петербургскую декларацию 1868 года, Декларации 1899 года, Гаагскую конвенцию  о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года и Положение к ней, Женевскую конвенцию 1949 года о защите гражданского населения во время войны, Дополнительный протокол 1 1977 года, Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, а также Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года.

Международную конвенцию (№ 2692)  о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду была рекомендована для рассмотрения, подписания и ратификации всеми государствами резолюцией 31/72 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1976 года, открыта для подписания в Женеве с 18 мая 1977 года и вступила в силу 5 октября 1978 года. Конвенция разработана в рамках Комитета по разоружению Генеральной ассамблеи ООН. 18 мая 1977 года Конвенция была подписана от имени СССР. 16 мая 1978 года ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР. 30 мая 1978 года ратификационная грамота СССР сдана на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. 5 октября 1978 года, в соответствие с пунктом 3 статьи IХ Конвенции, вступила в силу для СССР. Срок ее действия не ограничен. Необходимость принятия Конвенции вызвана появлением возможности активного воздействия на природную среду в военных целях.

Участники Конвенции  взяли на себя обязательство не использовать в военных или любых иных враждебных целях средства для изменения (путем  преднамеренного управления природными процессами) динамики, состава или структуры Земли, включая ее атмосферу, литосферу, гидросферу, биосферу или космическое пространство.

Конвенция стала первым международно-правовым договором, который  направлен на предотвращение использования  сил природы в качестве оружия ведения войны, так как в ней речь идет о качественно новом способе ведения военных действий, отличающихся крайне неизбирательным характером.

Депозитарием Конвенции  является Генеральный секретарь  ООН. По просьбе любого участника  Конвенции может быть созван Консультативный комитет экспертов для выяснения фактических обстоятельств сомнительного природного явления.

В Конвенции говорится  о запрещении антропогенного воздействия  посредством преднамеренного вмешательства  в естественные процессы. Государства – участники обязуются не прибегать к использованию средств воздействия на природную среду в военных или иных враждебных целях в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Объектами здесь могут выступать не только природные ресурсы, но также вооруженные силы и гражданское население.

Особое значение имеет  понятие «враждебное использование», которое указывает на необходимость  наличия враждебной цели при осуществлении  таких действий. Но не всякое враждебное использование подлежит запрету, а  только такое, которое имеет «широкие, долгосрочные или серьезные последствия». Любого из этих трех критериев достаточно для того, чтобы считать использование тех или иных средств воздействия на природную среду неправомерным.

Запрещается такое использование  средств воздействия на природную среду, которое одновременно является враждебным и вызывает разрушения, наносит ущерб, превышающий определенный порог, установленный Конвенцией. Вне запрета остается использование средств воздействия в невраждебных, мирных целях, даже если оно может вызвать вредные последствия, превышающие определенный порог. Допускается использование таких средств в военных или иных враждебных целях при условии, что результаты использования будут ниже установленного порога.

Протокол 111 о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия к Конвенции о конкретных видах обычного оружия 1980 года запрещает превращать леса и другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия.

Перечень запрещенных  действий не исчерпывается указанными в Конвенции, поскольку в любое время могут быть созданы новые средства воздействия. Конвенция также устанавливает пределы дозволенных действий государств в сфере управления природными явлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права.

Информация о работе Право международных договоров