Правовые основы перевозки пассажиров и багажа морским транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе действующего законодательства дать характеристику особенностям договора перевозки пассажиров и багажа морским транспортом, а также его практическое применение.
Задачами работы являются:
-определить правовые основы перевозки пассажиров и багажа морским транспортом;
-дать характеристику договору перевозки пассажиров и багажа морским транспортом;
- определить особенности данного договора, его изменение и прекращение.
- установить ответственность за нарушение обязательств перевозки пассажиров и багажа морским транспортом, в частности ответственность перевозчика.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава1. Правовые основы перевозки пассажиров и багажа морским транспортом ………………………………………………………………………..5
1.1 Договор перевозки пассажиров и багажа морским транспортом ……………5
1.2 Расторжение и изменение договора перевозки
Глава 2. Ответственность за нарушение обязательств перевозки пассажиров и багажа морским транспортом
2.1 Ответственность и пределы ответственности перевозчика
2.2.Особенности ответственности при утрате и повреждении ценностей
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Введение.................................................................................................................3

Глава1. Правовые основы перевозки пассажиров и багажа морским транспортом ………………………………………………………………………..5

1.1 Договор перевозки пассажиров и багажа морским транспортом ……………5

1.2 Расторжение и изменение договора  перевозки 

Глава 2. Ответственность за нарушение обязательств перевозки пассажиров и багажа морским транспортом

2.1 Ответственность и пределы  ответственности перевозчика

2.2.Особенности ответственности при утрате и повреждении ценностей

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, – это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Актуальность моей работы состоит в том, что договор морской перевозки пассажиров – отражает специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием. Именно в морских перевозках чаще применяются обычаи делового оборота, которые применяются наравне с самим договором.

Цель работы – на основе действующего законодательства дать характеристику особенностям договора перевозки пассажиров и багажа морским транспортом, а также его практическое применение.

Задачами работы являются:

-определить правовые основы  перевозки пассажиров и багажа  морским транспортом;

-дать характеристику договору  перевозки пассажиров и багажа  морским транспортом;

- определить особенности данного договора, его изменение и прекращение.

- установить ответственность за  нарушение обязательств перевозки  пассажиров и багажа морским  транспортом, в частности ответственность  перевозчика.

Предмет исследования – нормы действующего законодательства, касающиеся перевозки пассажиров и багажа морским транспортом.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления перевозки пассажиров и багажа морским транспортом.

Основными нормативными актами, которые я рассмотрела в  процессе создания моей работы являются: акты международного права, имеющие отношение к перевозке пассажиров и багажа морским транспортом, Гражданский кодекс РФ (глава 40 «Перевозка»), Кодекс торгового мореплавания РФ, и другие законы и подзаконные акты, связанные с перевозками пассажиров и грузов, а также материалы учебной, научной и методической литературы по заданной теме.

Данная работа состоит из двух частей.

1. анализ правовых основ перевозки  пассажиров и багажа морским  транспортом 

2. изучение ответственности за нарушение обязательств перевозки пассажиров и багажа морским транспортом.

 

Глава1. Правовые основы перевозки пассажиров и багажа морским транспортом.

    1. Договор перевозки пассажиров и багажа морским транспортом

Перевозки людей по воде относятся к наиболее древним видам путешествий с использованием транспортных средств. Первоначально это были деревянные плоты и лодки, которые в современном туризме скорее можно отнести к нетрадиционным видам транспорта. Развитие научно-технического прогресса привело к созданию громадных теплоходов  лайнеров, способных брать на борт десятки сотен пассажиров, перевозить их в комфортных условиях на большие расстояния, совершать кругосветные туры по морям и океанам и даже путешествовать среди льдов.

Перевозкам пассажиров морским транспортам посвящено достаточно большое количество исследований. Ими, в основном, занимались такие ученые, как М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, В.А. Витрянский, В.О. Залесский, Г.А. Микрюкова, Т.Р. Короткий, А.Н.Шемякин, О.Н. Садиков, А.Л. Маковский и др. В основном, их учения посвящены изучению договора морской перевозки пассажиров.

Рассматривая договор морской перевозки пассажира, указанные авторы отмечают специфику транспортировки пассажиров морем, которая предопределяет и некоторые особенности правового регулирования складывающихся в связи с этим отношений. Характерными для перевозки пассажиров морем являются требования, предъявляемые к мореходности пассажирского судна, условиям перевозки пассажиров и их багажа, особенностям ответственности перевозчика по данному виду договора и другие.

При рассмотрении прав и обязанностей сторон по договору морской перевозки пассажира необходимо обратить особое внимание на обязанность перевозчика по приведению судна в мореходное состояние заблаговременно до начала рейса. Как отмечет А.Л. Маковский, перевозчик должен, прежде всего, обеспечить мореходное состояние судна, на котором должна совершиться перевозка пассажира1.

Большое внимание  вышеуказанные авторы уделяют такой разновидности договора перевозки пассажиров морским транспортом, как договору морского круиза (Модин Н., Меликян М.)2.

Морской круиз - это морское путешествие пассажира с целью отдыха, совершаемое, как правило, по замкнутому кольцу на одном и том же транспортном средстве. Морские круизы подразделяются на внутренние (между портами одного государства) и международные (между портами различных государств).

Пункт 3 ст. 177 КТМ РФ соответствует п. 4 ст. 1 Афинской конвенции, согласно которому в качестве пассажира рассматривается лицо, которое перевозится на судне по договору перевозки пассажира либо с согласия перевозчика в целях сопровождения автомашины или животных по договору морской перевозки груза.

Правомерность нахождения гражданина на судне подтверждается предъявлением проездного билета или приравненного к нему документа. Безбилетный проезд не порождает договорных отношений, и лицо, не имеющее билета, не вправе требовать от перевозчика доставления его и его багажа в какой-либо из указанных им пунктов назначения. За проезд без билета налагается штраф. Уплативший штраф должен приобрести билет на дальнейший проезд в пункт следования.

Пассажир обязан соблюдать порядок, действующий на морском транспорте, правила пользования судами, пассажирскими помещениями и бережно относиться к имуществу морского транспорта. Ущерб, нанесенный имуществу морского транспорта по вине пассажира, должен быть возмещен. Пассажир, если его поведение на судне угрожает безопасности других пассажиров (туристов), экипажа, судовладельца, имущества и судна, может быть высажен в ближайшем порту захода судна без выплаты ему разницы в стоимости билета от места высадки до конечного порта, указанного в билете3.

Перевозки пассажиров и багажа морским транспортом регулируются документами международного и национального законодательства. При международных перевозках действуют международные договоры и конвенции, среди которых можно выделить Афинскую «Конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа», принятую в 1974 г. СССР присоединился к этой Конвенции в 1983 г. Российская Федерация как правопреемница Советского Союза является участником этого соглашения4. Конвенция распространяется на все суда (кроме судов на воздушной подушке) и применяется к любой международной перевозке, если судно плавает под флагом государства, которое является стороной Конвенции или зарегистрировано в таком государстве; если договор перевозки заключен в этом государстве или если оно является местом отправления или назначения судна. В то же время Конвенция не применяется в том случае, если пассажир является гражданином России и следует на судне по договору с российским перевозчиком. В Афинской Конвенции предусмотрена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения багажа.

Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, осуществляется перевозка перевозчиком или фактическим перевозчиком. Из п. 2 ст. 177 КТМ следует по крайней мере два признака, характерных для перевозчика: он должен быть обозначен в качестве стороны в документе, оформляющем отношения по перевозке, и осуществлять перевозку на судне, принадлежащем ему на определенном правовом титуле (праве собственности, праве хозяйственного ведения) с использованием услуг экипажа.

Пассажир - это лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в качестве такового в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд.

Заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

В статье 179 КТМ РФ упоминаются билет пассажира и багажная квитанция. Однако содержание этой статьи может быть истолковано распространительно, поскольку проезд может быть осуществлен, например, туристом по путевке, по иным документам, дающим право на проезд, по льготным, детским или бесплатным билетам. Для организованных групп пассажиров, следующих в одном направлении, может быть выписан один билет (или один отдельный билет на каждую из групп пассажиров, следующих в каютах определенной категории) с указанием фамилий и имен членов группы, следующих по этому билету.

В билете для проезда на судах каботажных линий указываются: фамилия и инициалы пассажира, номер и серия паспорта или документа, его заменяющего, порты отправления и назначения, дата и время отхода, название судна, номер каюты и места, стоимость проезда, дата выдачи билета, подпись кассира.

Оформление проездных документов на международных линиях производится только при предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира. Прямой билет оформляется на русском и английском языках, обратный билет - на английском языке, помарки и исправления не допускаются. Билет всегда именной, содержащий примерно те же реквизиты, что и билет, используемый в каботаже. Если с пассажиром следует ребенок, указывается возраст ребенка. Выданный пассажиру билет не подлежит передаче другим лицам.

Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на судне. В случае не предоставления пассажиру места указанной в билете категории пассажир вправе по своему выбору либо отказаться от поездки и считать Договор несостоявшимся, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом. При помещении пассажира с его согласия на нижеоплачиваемое место составляется акт, в соответствии с которым пассажиру должна быть выплачена разница в стоимости проезда.

Если по вине перевозчика пассажир не использует свое место согласно билету (например, при продаже двух билетов на одно место, при неисправности места, при замене судна и т. п.), пассажиру должно быть предоставлено при его согласии равноценное место или место более высокой категории без взимания разницы в стоимости проезда. Перевозчик должен обеспечить соблюдение объявленного расписания и заходы в указанные пункты в определенные сроки. В тех случаях, когда опоздание прихода судна в пункт пересадки повлечет за собой перерыв в поездке транзитного пассажира, срок годности билета должен быть продлен на все время его задержки до предоставления ему возможности продлить поездку.

По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется в случае сдачи пассажиром багажа доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Перевозка багажа во многом напоминает перевозку груза и отличается от последней тем, что осуществляется в связи с перевозкой пассажира при наличии у него билета. Багаж перевозится на том судне и тем рейсом, на которые куплен билет.

 

    1. Расторжение и изменение договора перевозки.

Момент покупки билета и начала рейса отделяются обычно друг от друга периодом, различным по своей продолжительности. За это время может произойти многое, что изменит планы и намерения пассажира. Закон предоставляет пассажиру право в любое время отказаться от договора морской перевозки. Поэтому отказ пассажира от договора морской перевозки может быть сделан либо в порту отправления до отхода судна, либо в промежуточном порту захода судна.

Отказ как способ расторжения договора морской перевозки пассажира предполагает совершение пассажиром действия, направленного на оформление этого отказа. Если пассажир, не отказавшись от договора, не появится на борту судна к началу рейса, за ним сохраняется право использовать оплаченное им место в любом другом порту захода судна. Пассажир, не использовавший купленный им билет и не заявивший об отказе от договора, лишается права на получение от перевозчика каких бы то ни было выплат.5.

Правовые последствия расторжения договора по инициативе пассажира зависят от того, уведомил ли пассажир перевозчика или его агента о намерении расторгнуть договор, когда он это сделал, какими причинами вызван отказ пассажира от договора перевозки.

При каботажных перевозках пассажиру возвращается вся внесенная плата за проезд и провоз багажа:

1. если пассажир отказался от  перевозки не позднее срока, установленного  правилами морской перевозки  пассажиров, утвержденными федеральными  органами исполнительной власти  в области транспорта;

Информация о работе Правовые основы перевозки пассажиров и багажа морским транспортом