Правовой режим Арктики и Антарктики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия XX в. арктические государства приступили к реализации широкомасштабных программ исследования минеральных ресурсов Арктики. Их непосредственными участниками уже являются США, Россия, Канада, Норвегия и Дания. Фактически же почти все страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, претендуют на шельф в районе Северного полюса. Вполне вероятно вступление в борьбу за арктические ресурсы и других стран, в частности Великобритании, Исландии, Ирландии и даже Японии, Южной Кореи, Китая.

Содержание

Введение 3
1. Общее понятие и виды территорий в международном праве 5
2. Правовой режим Арктики и Антарктики 9
2.1 Общие положения 9
2.2 Арктика 9
2.3 Антарктика 15
Заключение 21
Список литературы: 22

Вложенные файлы: 1 файл

арктика+антарктика.docx

— 49.20 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение 3

1. Общее понятие и виды территорий  в международном праве 5

2. Правовой режим Арктики и  Антарктики 9

2.1 Общие положения 9

2.2 Арктика 9

2.3 Антарктика 15

Заключение 21

Список литературы: 22

 

Введение

 

В последние  десятилетия XX в. арктические государства  приступили к реализации широкомасштабных программ исследования минеральных  ресурсов Арктики. Их непосредственными  участниками уже являются США, Россия, Канада, Норвегия и Дания. Фактически же почти все страны, имеющие выход  к Северному Ледовитому океану, претендуют на шельф в районе Северного полюса. Вполне вероятно вступление в борьбу за арктические ресурсы и других стран, в частности Великобритании, Исландии, Ирландии и даже Японии, Южной  Кореи, Китая. Одни заинтересованные стороны  обосновывают правомерность своих  действий, опираясь на международное  право, другие тяготеют к методам  эпохи великих географических открытий. Процесс формирования будущего статуса  Арктики идет очень активно, причем, отнюдь не за "круглым столом". Между тем уже накоплен существенный правовой опыт (как позитивный, так  и негативный) определения статуса  морских пространств, режима использования  природных ресурсов, представляющих интерес для одного и более  государств. Изучение этого опыта, исследование возможных путей его применения в арктическом контексте, теоретическая  разработка новых правовых шагов  в целях создания оптимального международно-правового  режима сохранения природы Арктики  и использования ее минеральных  ресурсов - одно из перспективных направлений.

Антарктика - уникальный регион Земли, до настоящего момента не подчиненный суверенитету какого-либо государства, хотя претензий  на него заявлялось немало. По сути, за последние полвека Антарктика, хотя во многом и под влиянием случайного стечения обстоятельств, вызванного незавершенностью процессов установления здесь военно-политического доминирования, стала новой моделью сотрудничества государств, часто весьма враждебных друг другу.

Итак, целью  настоящей работы является определение  международно-правового режима Антарктики, Арктики.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие  задачи:

1. Определить  понятие и правовую природу  международно-правового режима Антарктики, Арктики.

2. Изучить  вопрос об установлении международно-правового  режима Антарктики.

3. Исследовать  регламентацию деятельности в  Антарктике, Арктике.

 

1. Общее понятие и виды  территорий в международном праве

 

Человеческая  цивилизация развивается не в  вакууме - она теснейшим образом  связана и зависима от среды своего обитания - планеты Земля. Территория важна не только с точки зрения существования каждого государства  в отдельности; межгосударственные отношения, урегулированные международным  правом, происходят в пространственном измерении. Во многом именно благодаря  попыткам определения принадлежности и результатов раздела той  или иной территории международное  право зародилось, существует и развивается. Так, в современном международном  праве упреждающе решаются вопросы, связанные с регулированием режима космического пространства и небесных тел, на которые еще фактически не ступала нога человека. Соответственно институт правового регулирования  территории в международном праве - один из древнейших и до сих пор  имеющих большое значение в поддержании  международного мира и безопасности, развитии международного сотрудничества и прогресса всего человечества.1

В отличие  от обыденного языка, в международном  праве под «территорией» (лат. territorium) понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра, воздушное и космическое пространство. В качестве синонима часто используется термин «пространство».

Помимо  классификации с точки зрения географической принадлежности в доктрине принято различать территории исходя из их правового режима (государственная  территория, международная территория, территория со смешанным правовым режимом).

На государственную  территорию распространяется территориальное  верховенство какого-либо государства. Именно государственная территория является материальной основой существования  государств: без территории нет государства. Иногда выделяют государственную территорию международного пользования, к которой  относят международные реки, международные  проливы и каналы, некоторые сухопутные территории (например, архипелаг Свальбард (Шпицберген)).

Международные территории, или международные пространства (terra communis) - это географические пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства и чей правовой статус определяется договорным и обычным международным правом.

Международная территория не подлежит национальному  присвоению, но при этом все государства  имеют равные права по его исследованию и использованию в своих интересах. Очевидно, что технологически более  развитые государства используют данные пространства более интенсивно. К  международной территории относятся  открытое море и Район морского дна  за пределами континентального шельфа (Район); Антарктика; воздушное пространство над открытым морем и Антарктикой; космическое пространство, включая  Луну и другие небесные тела.2

Особый  правовой режим некоторых международных  пространств получил название режима «общего наследия человечества» . Такой режим устанавливается на договорной основе в отношении объектов, представляющих особую ценность для всего человечества. В отличие от режима terra communis, запрещающего национальное присвоение пространств, но в остальном не ограничивающего государства в формах и целях деятельности, режим общего наследия человечества дополнительно устанавливает ряд требований. Во-первых, все объекты общего наследия человечества подлежат полной демилитаризации и нейтрализации. Во-вторых, исследование и эксплуатация ресурсов данных территорий должны происходить в соответствии с установленными процедурами в мирных целях, в интересах всего человечества с учетом особого положения наименее развитых стран. В-третьих, в отношении данных территорий осуществляется должная охрана окружающей среды.

Впервые режим общего наследия человечества был предложен в ГА ООН мальтийским послом при ООН А. Пардо в 1967 г. В действующем международном праве он закреплен в ст. 136 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за Районом (дном морей и океанов и их недрами за пределами национальной юрисдикции); в ст. XI Договора о Луне 1979 г. за Луной и иными небесными телами (но не за всем космическим пространством). Сходный режим возник в отношении Антарктики на основе системы Договора об Антарктике 1959 г.

Несмотря  на конвенционное закрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым сообществом. Так, наиболее развитые страны, чьи возможности  по эксплуатации ресурсов объектов общего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифицировали ни договор  по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 г. в  ее первоначальной редакции.

К территориям  со смешанным, правовым режимом относят  морские пространства, чей режим  определяется как международным, так  и национальным правом прибрежного  государства. В частности, такой режим распространяется на прилежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, которые согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. открыты для всех государств, но прибрежные государства обладают особыми правами в отношении разведки, разработки и сохранения ресурсов данных территорий и имеют право осуществлять юрисдикцию в пределах этих территорий в специально установленных областях.3

Исторически выделялись т.н. «ничейные территории» (terra nullius), на которые может распространяться суверенитет какого-либо государства, но которые пока не принадлежат ни одному государству. Современный уровень развития человеческой цивилизации позволил полностью изучить планету, так что «неисследованных» пространств не осталось. В то же время в результате вулканической активности, например, могут возникать новые острова. Тогда на них может распространяться суверенитет какого-либо государства в соответствии с общепринятыми законными способами приобретения территории.

 

2. Правовой режим  Арктики и Антарктики

2.1 Общие положения

 

Планета Земля имеет два противолежащих региона - полярные области, которые  выделяются кажущимся сходством, при  значительной разнице с точки  зрения физико-географических характеристик  и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляет океан, а Антарктики - материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика, относится к международным пространствам  на основании системы Договора об Антарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях.4

2.2 Арктика

 

В научной  литературе приводится много определений  Арктики вследствие большого количества критериев, которые необходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos - северный) - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Ее площадь - около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северный полярный круг (66°32" с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почти половина - площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2 летом)

Арктика - место соприкосновения интересов  Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны как кратчайший путь между  двумя супердержавами и до сих  пор Северный Ледовитый океан  является наиболее милитаризованным пространством, где активно задействованы военные  суда и подводные лодки, в том  числе атомные. Кроме того, Арктика  характеризуется большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и  других природных ресурсов. Северный Ледовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств: России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.

Огромную  роль в освоении Арктики сыграл проложенный  вдоль российской арктической береговой  линии Северный морской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские  и дальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью  России в Арктике, и в советские  времена он был закрыт для международного судоходства. Продолжительность навигации  на СМП составляет от 2_до 4 месяцев, однако при помощи ледоколов на отдельных  участках она продлевается несколько  дольше. В последние годы геополитическое  значение СМП возросло в силу ряда факторов. Во-первых, повысился интерес  к коммерческому использованию  СМП для перевозки грузов между  портами Европы и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Во-вторых, Россия активно  экспортирует нефть и газ, в том  числе из северных месторождений, СМП - это дешевый путь к ресурсам российского севера.

Исходя  из географического критерия, на Арктику  должны распространяться режимы, закрепленные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть применимы свободы открытого моря, включая свободу судоходства, рыболовства, исследований. Статьей 234 Конвенции 1982 г. предусматривает возможность особого регулирования районов, большую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды. Полярные области - экологически очень хрупкий регион. При всей суровости природных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включая определяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические и биологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняется там несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического и биологического разложения при низких температурах. Именно защитой окружающей среды арктических районов приарктические государства часто объясняют распространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».5

Инициатором такого подхода выступила Канада. В 1909 г. правительство Канады, в то время доминиона Британской Америки, официально объявило своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми  впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. Сегодня Канада распространяет свой суверенитет на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° з.д.

Первым  документом, определяющим статус земель и островов, прилегающих к арктическому побережью России, стала циркулярная  нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. о принадлежности России всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.

Советский Союз в Меморандуме народного  комиссариата иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г., направленного всем государствам, подтвердил положения  ноты 1916 г. Исчерпывающе вопрос Советской  приарктической зоны был урегулирован позднее в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Постановление указывало, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной Правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса». Принадлежность России этих территорий ныне официально не оспаривается ни одной из арктических стран.6

Информация о работе Правовой режим Арктики и Антарктики