Права человека как отрасль международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 06:05, контрольная работа

Краткое описание

Наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности.

Содержание

Введение
Права человека как отрасль международного права.
Международное сотрудничество по вопросам прав человека.
Международные стандарты прав и свобод человека.
Международный контроль за уважением прав человека.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

международное право.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

Формулировка ст. 2 Конвенции о праве на жизнь допускает лишение жизни во исполнении смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Однако восприятие этой статьи сегодня не может быть истинным без учета предписания Протокола № 6 и Конвенции относительно отмены смертной казни от 28 апреля 1983 г., в ст. 1, которой сказано:

"Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен  к смертной казни или казнен". Некоторые государства — члены Совета Европы пока не подписали и/или не ратифицировали Протокол. Российская Федерация пока не участвует в этом Протоколе (он подписан, но не ратифицирован), однако на исполнение смертных приговоров Указом Президента РФ введен мораторий.

  1. Международный контроль  за уважением прав человека.

Из сказанного ранее видно, что международное право прав человека представляет собой развитую систему принципов и норм, которые довольно обстоятельно определяют международные стандарты в этой области. Основная задача состоит в обеспечении претворения стандартов в жизнь. С решением этой задачи дело обстоит далеко не благополучно. В начале XXI в. лишь треть государств можно, да и то с оговорками, отнести к категории демократических. По данным ООН, 90% населения планеты не имеет возможности контролировать действия институтов власти, затрагивающие их судьбы. Но и в тех государствах, которые считаются демократическими, положение с правами человека оставляет желать лучшего.

В 1998 г. правозащитная организация "Международная амнистия" опубликовала доклад о правах человека в США. Доклад свидетельствует, что в этой стране нарушаются гарантии, предоставляемые не только судебной системой и Конституцией США, но и те, что предусмотрены международными актами.

Далека от идиллии и ситуация в России. В докладе группы экспертов Совету Европы о соответствии юридической системы Российской Федерации принципам Совета Европы говорилось, что конституционные гарантии основных прав и утверждение того, что международные договоры являются частью правовой системы России, преобладающей над законами, представляются "скорее теорией, чем практикой". Сказанное в значительной мере подтверждается докладами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Роль международного контроля в рассматриваемой области весьма значительна. Между тем действующая в настоящее время система такого контроля представляет собой довольно сложный и недостаточно организованный механизм, находящийся в процессе становления.

Контроль осуществляется ООН, прежде всего Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом, а также такими специализированными органами, как Комиссия по правам человека и Комиссия по правам женщин. В 1993 г. Генеральная Ассамблея учредила пост Верховного комиссара по правам человека, который ежегодно представляет ООН доклады о состоянии прав человека в отдельных странах и в мире в целом. Значительное внимание правам человека уделяют специализированные учреждения ООН, например ЮНЕСКО. Наиболее отлажен контрольный механизм МОТ.

На основе конвенций о правах человека созданы комитеты по контролю за их выполнением. Общей компетенцией в этом плане обладает Комитет по правам человека, созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических правах. Восемнадцать членов Комитета избираются в личном качестве участвующими в этом Пакте государствами. Последние представляют Комитету доклады о принятых ими мерах по реализации прав человека. Комитет изучает доклады и сообщает государствам свои замечания.

Государство может сделать заявление о признании компетенции данного Комитета рассматривать сообщения о нарушении каким-либо из участников своих обязательств по указанному Пакту. В 1991 г. СССР присоединился к Факультативному протоколу к данному Пакту (вступил в силу для России с 1 января 1992 г.). Участник этого Протокола признает компетенцию Комитета по правам человека рассматривать сообщения находящихся под его юрисдикцией лиц, являющихся жертвами нарушения данным государством прав, изложенных в Международном пакте о гражданских и политических правах. Комитет сообщает свои соображения этому государству. Условием обращения в Комитет по правам человека является исчерпание лицом всех имеющихся внутренних средств правовой защиты.

Таким образом, на универсальном уровне применяются три основные меры контроля:

- рассмотрение периодических  докладов государства;

- процедуры рассмотрения  споров о толковании и осуществлении  конкретных соглашений;

- рассмотрение индивидуальных  петиций.

На региональном уровне появляются и совершенно новые институты. Так, в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. в рамках Европейского союза (далее - ЕС) учреждена должность омбудсмена, которая до этого была известна праву лишь нескольких государств. Его основная задача - контролировать соблюдение прав человека.

В рамках ЕС омбудсмен призван содействовать обеспечению прав не только физических, но и юридических лиц. Последнее обстоятельство имеет существенное экономическое значение. Контроль осуществляется только за деятельностью органов ЕС и не распространяется на действия органов отдельных государств.

Особый интерес представляет система обеспечения прав человека в рамках Совета Европы.

Каждое государство - член ЕС представлено в Суде одним судьей. Избирается он Парламентской ассамблеей сроком на шесть лет. Суд рассматривает петиции как от отдельных лиц, так и от государств. Петиции рассматриваются палатами, каждая из которых состоит из семи судей. При предварительном рассмотрении комитет из трех судей может решить, что дело не подлежит рассмотрению. Каждая из палат вправе в некоторых случаях направить дело на рассмотрение Большой Палаты, состоящей из 17 судей. Государство, в отношении которого вынесено решение, обязано его исполнить. За этим следит Комитет министров Совета Европы.

В России в качестве одного из конституционных прав человека закреплено право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека в соответствии с ее международными договорами, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. N 310 утверждено Положение об Уполномоченном РФ при Европейском суде по правам человека. Его основная функция - защита интересов России в Суде, а также контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека государственными органами России.

Правило исчерпания внутренних средств является нормой обычного международного права, что неоднократно подчеркивалось в решениях международных судов. Оно не только относится к случаю обращения в международные органы, но и применяется при оказании дипломатической защиты. Отсутствие такого правила могло привести к тому, что иностранцы оказались бы в привилегированном положении, обращаясь при каждом удобном случае за защитой к государству своего гражданства и игнорируя местные органы. Средства правовой защиты могут быть как судебными, так и административными.

Исчерпание местных средств предполагает своевременное обращение к ним, а также представление им соответствующих документов во всей полноте. Невыполнение этих требований служит основанием для отказа в защите.

Правило об исчерпании местных средств не действует, когда применение этих средств неоправданно затягивается (пп. "c" п. 1 ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах). Это относится и к тем случаям, когда обращение к местным средствам с очевидностью будет бесполезным, в частности при подчинении суда исполнительной власти.

Международные средства контроля за соблюдением прав человека нельзя рассматривать как некую кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений. Их задача в другом. На конкретных случаях они демонстрируют должное отношение к правам человека и тем самым воздействуют на правотворческую и правоприменительную политику государств. Международные органы контроля за соблюдением прав человека не подменяют, да и не могут подменить внутригосударственные органы, система которых также совершенствуется. Достаточно сказать, что в России принят Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", т.е. об омбудсмене, при Президенте действует Комиссия по правам человека.

 

Заключение

Права человека как отрасль международного права представляет собой совокупность международно-правовых норм, определяющих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих обязательства государств по закреплению прав и свобод, предоставляющих индивидам юридические возможности защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Многолетняя деятельность ООН, других международных органов и организаций в том числе и регионального уровня показывает, что международная защита прав человека в наши дни состоит в том числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самое главное, обеспечению их эффективной работы.

В результате усилий и мер, предпринятых в ходе международного сотрудничества государств, были выработаны многие рекомендации, решения и договоры о демократических правах и свободах, накоплен определенный опыт международной проверки выполнения государствами своих обязательств в этой гуманной области международных отношений.

Становятся реальностью слова выдающегося российского юриста Г.И. Тункина, сказанные незадолго до его кончины. Он считал появление в современном международном праве института прав человека великим переворотом, так как классическое право считало суверенитет государства непроницаемой границей для международного права. Человек оставался в неограниченном подчинении государству. Лишь современное право, по мнению ученого, «взяло человека под свою защиту» и обязало государство обеспечить права и свободы всем людям, проживающим на его территории. 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аметистов Э.М., Карташкин В.А. Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989. С. 4.

2. Ануфриева Л.П. Соотношение международного  публичного и международного  частного права: правовые категории. М., 2002. С. 144

3. Арцибасов И.Н. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 1989г. С. 7

4. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М.: ЦИНО общества Знание России, 1996. С.53

5. Гаврилов В.В. ООН и права  человека. Механизмы создания и  осуществления нормативных актов. Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1998. С.112.

6. Глотов С.А. Россия и Совет  Европы: политико-правовые проблемы  взаимодействия. Краснодар: Советская  Кубань, 1998. С. 282

7. Глухарева Л. И. Права человека. Гуманитарный курс, учебное пособие. М., 2002 г. с. 154

8. Исакович С.В. Международно-правовые проблемы прав человека в вооруженном конфликте // Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. 1976г. - 3. стр. 27 28

9. Карташкин В,А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств). М., 1976. С. 46

10. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 100

11. Колосов Ю.М, Кузнецов В.И. Международное  право - М.: Международные отношения, 1994

12. Международное право / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1997. С. 285

13. Международное право: Учебник, отв. ред. В. И. Кузнецов. - М., 2000. С. 224

14. О некоторых рекомендациях органов ООН по правам человека в области отправления правосудия // Адвокат, 2001, 10

15. Трунчевский Ю. В. Международное пенитенциарное право. М., 2001. С.17

16. Эйде А. От конфронтации к сотрудничеству (конфликты в сфере прав человека и их разрешение) // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 121

 


Информация о работе Права человека как отрасль международного права