Понятие и принципы федеративного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ 4
2. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.работа - правоведение, 3 курс, вариант1.docx

— 44.64 Кб (Скачать файл)

Относительно юридической  природы и значения этих договоров  высказаны противоположные мнения. По мнению одних, они имеют весьма важное и конструктивное значение в  становлении федеративных отношений. С их точки зрения, по ряду моментов они даже выше норм Конституции РФ, конституций и уставов субъектов  РФ. Другие же находят, что договоры играют деструктивную роль, поскольку  ведут, во-первых, к неравенству субъектов  РФ, во-вторых, обесценивают значение норм Конституции РФ и федеральных  законов, в то время как Федерация, если она стремится к самосохранению и устойчивому развитию, должна основываться на конституции и соответствующих  ей законах, а договоры, поскольку  они предусмотрены, призваны иметь  лишь вспомогательный или дополнительный характер.

Необходимо отметить, что  договорная практика родила проблемы, которые требуют глубокого, всестороннего  и полного анализа. Возьмем, например, институт помилования, в котором  ярко представлена идея милосердия.

Конституцией РФ и принятыми  в ее развитие правовыми актами предусмотрен определенный механизм функционирования Федерации и взаимного влияния  внутри нее. В самом общем виде он представляет следующее.

С одной стороны, имеются  юридические возможности для  влияния субъектов на федеральные  дела:

- субъекты имеют своих представителей в Совете Федерации, активно участвуют в выборах депутатов Госдумы, Президента, могут предлагать кандидатуры в КС РФ;

- они могут отстаивать свои интересы в Правительстве; просить Президента использовать согласительные процедуры, чтобы урегулировать споры с центром и другими субъектами (статья 85 Конституции РФ); вносить законопроекты в Госдуму (статья 104 Конституции РФ); обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ (статья 125 Конституции РФ);

- субъекты  имеют официальные представительства на федеральном уровне.

С другой стороны, существуют юридические возможности, позволяющие  влиять Федерации на дела в субъектах. Для этого используются:

- федеральный бюджет;

- принятие федеральных законов, в том числе по предметам совместного   ведения   (тем   самым  устанавливаются  пределы осуществления соответствующих полномочий субъектами);

- установление   Федерацией   общих   принципов   организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (часть первая статьи 77 Конституции РФ) и единой судебной системы РФ (часть третья статьи 118 Конституции РФ);

- включение в единую систему исполнительной власти в Российской  Федерации  федеральных  органов  исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ - в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения (часть вторая статьи 77 Конституции РФ);

- создание территориальных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти;

- назначение официальных представителей Президента РФ в субъектах РФ.

Конституция РФ (статья 125) предусматривает, что при наличии споров о компетенции  между органами государственной  власти РФ и субъектов РФ они могут  обратиться в Конституционный Суд  РФ.5

2. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

 

К принципам федеративного устройства России:

1) государственная целостность  РФ;

2) единство системы органов  государственной власти;

3) разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ;

4) равноправие и самоопределение  народов в РФ.

Государственная целостность  РФ предполагает такое государственное  устройство, при котором:

1) обеспечивается целостность  и неприкосновенность территории  РФ;

2) действует единое гражданство  РФ;

3) устанавливается единое  экономическое пространство и  использование единой денежной  единицы – рубля; 

4) гарантируется верховенство  Конституции РФ и федеральных  законов по отношению к нормативным  актам субъектов РФ;

5) действуют федеральные  органы государственной власти  и провозглашается единство систем  государственной власти;

6) государственные образования  рассматриваются как находящиеся  в составе РФ, территория каждого  из них является неразрывной  частью территории России;

7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ;

8) отсутствует право выхода  субъектов РФ из ее состава.

Принцип единства системы  органов государственной власти тесно связан с принципом государственной  целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет  РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов  государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов  РФ формируются аналогично федеральным  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное  лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность  федеральных органов государственной  власти субъектов РФ перед высшими  органами власти РФ (например, органы прокуратуры  имеют непосредственную подчиненность  Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ обеспечивает необходимую самостоятельность  и полновластие государственных  органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей  компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная  страна, поэтому принцип равноправия  народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов  на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция  РФ гарантирует народам России право  на самоопределение, но без права  выхода из состава РФ.6

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского  государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием  регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном  прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов  и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

Судьбы российского федерализма  находятся в руках нынешнего  и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Авакьян С.А.  Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. М.:НОРМА: ИНФРА-М, 2010. Т.1. - 863 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. - 784 с.
  3. Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003. – 588 с.
  4. Конституционное право России: Учеб. для студентов вузов / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2006. – 487 с.
  5. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юридическая литература, 2011.

 

1 Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003. – с. 210

2 Авакьян С.А.  Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. М.:НОРМА: ИНФРА-М, 2010. Т.1. - с. 372

3 Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юридическая литература, 2011.

4 Конституционное право России: Учеб. для студентов вузов / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2006. – с. 169

5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. - с. 288

6 Авакьян С.А.  Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. М.:НОРМА: ИНФРА-М, 2010. Т.1. - с. 378

 


Информация о работе Понятие и принципы федеративного устройства РФ