Перспективы развития ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Династические союзы и территориальные консолидации были нормой в Европе. В нескольких случаях союзы на уровне стран были реально созданы — Польско-Литовское Содружество и Австро-Венгерская Империя были примерами. Но такое большого количества этнических государств, с передачей части суверенитета единому юридическому лицу действительно уникально.

Содержание

Введение …………………………………………………………...5
История создания ЕС. Основные этапы развития…………...6
2.1. Становление интеграции (1950 г. – начало 1970-х гг.)……………………6
2.2. Время испытаний и поисков (начало 70-х гг. – 1984 г.)………………....10
2.3. Новый подъем интеграционного строительства (1985- 2004 г.)………...11
2.4. Развитие ЕС в период с 2004 года до нашего времени…………………..16
3. Перспективы развития ЕС……………………………………..22
4. Заключение………………………………………………………27
5. Список использованных источников………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ЕС.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Начиная с середины 80-х гг. Сообщество вступило в 20-летний период динамичного развития. К этому времени структурная перестройка западноевропейской экономики в целом завершилась. Таким образом экономика региона вернулась к устойчивым тепам роста, хотя не таким высоким, как в 50-е и 60-е годы.

 

2.3 Новый подъем интеграционного строительства (1985 – 2004 г.)

 

В феврале 1986 г. государства-члены ЕС подписали Единый Европейский Акт (ЕЕА), вступивший в силу с 1июля 1987 г. Его главной задачей было создание к декабрю 1992 г. Единого внутреннего рынка товаров, услуг, капиталов и лиц. Таким образом, ЕС вернулось к долгосрочной цели, сформулированной еще в Римском договоре. ЕЕА явился крупнейшим со времени подписания Римских договоров программным документом ЕС. Акт наделил Сообщество новыми функциями: было решено начать политику социально-экономического сплочения стран ЕС, а также научно- техническую и экологическую политику. Документ зафиксировал юридический статус Европейского политического сотрудничества, в рамках которого проводилась координация внешнеполитических действий стран-членов. Это открывало путь к становлению общей внешней политики ЕС и к более тесному сотрудничеству государств-членов в области безопасности и обороны. В ЕЕА впервые после 1969-1970 гг. было заявлено, что Европейское Сообщество ставит своей целью создание экономического и валютного союза. Акт узаконил сложившуюся практику регулярных встреч глав государств и правительств стран ЕС. Таким образом, Европейский совет официально стал еще одним органом ЕС. Были расширены полномочия Суда ЕС и учрежден новый орган – Суд первой инстанции, призванный разгрузить Суд ЕС. Расширились полномочия Совета (министров) и Европейского парламента. Чтобы улучшить работу органов ЕС, были упрощены некоторые процедуры и расширен круг вопросов, решения по которым могут приниматься большинством голосов, а не единогласно.

Договор о Европейском Союзе (неофициально Маастрихтский договор) был подписан 7 февраля 1992 г. в голландском городе Маастрихте и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Важно уяснить, что Договор о Европейском Союзе не дополнял заключенный в 1957 г. Договор о ЕЭС, а создавал еще один основополагающий документ. С тех пор ЕС функционирует на основе двух главных договоров – Договора о ЕЭС и Договора о Европейском Союзе. Все последующие договоры (Амстердамский, Ниццкий и Лиссабонский) только вносили поправки в оба эти акта, но не создавали новых. Создать единый новый договор взамен действующих двух должна была конституция ЕС.

Маастрихтский договор открывал новые горизонты и для политической интеграции. Здесь планировалось перейти от координации внешней политики государств-членов ЕС к общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ). Для этого вводились общие позиции ЕС (принимаемые по актуальным международным вопросам) и совместные действия государств ЕС (в форме гуманитарных миссий и военных операций в третьих странах). Государства- члены сохранили свои суверенные права в данной области, но одновременно обязались воздерживаться от любых действий, противоречащих интересам Союза и ослабляющих его сплоченность.

Впервые вводилось гражданство ЕС. Оно позволяло каждому гражданину Союза проживать в любой его стране. Гражданам государств-членов независимо от того, где на территории ЕС они находились, было предоставлено право избирать и быть избранными в местные органы власти и в Европейский парламент. Расширялись полномочия ЕС по защите прав и интересов граждан. Вводился институт Омбудсмена - уполномоченного ЕС по правам человека.

Новые полномочия появились у Европейского парламента. В частности, была введена процедура «совместного принятия решений», предусматривавшая возможность третьего чтения при наличии разногласий между Парламентом и Советом и право Парламента заблокировать принятие решения. Вместе с тем в договоре имелся важный изъян.

Амстердамский договор был подписан в столице Нидерландов 2 октября 1997 г. Он представлял собой скорректированный и расширенный вариант Маастрихтского договора. Наиболее существенные изменения произошли в сфере внутренних дел и юстиции. В право ЕС были включены шенгенские правила (об отмене контроля на внутренних границах и охране внешних границ), которые ранее действовали автономно и оставались вне его юрисдикции. Таким образом, были усилено наднациональное начало в управлении внешних границ Союза.

Он определил механизмы ее осуществления и учредил пост Генерального секретаря Европейского совета / Высокого представителя по ОВПБ, которому дано право представлять Европейский совет в переговорах с третьими сторонами.

Но Договор опять не решил задачи, поставленной еще при подготовке Договора о Европейском Союзе - провести полную реформу институциональной системы ЕС. Ниццкий договор был подписан главами государств и правительств сначала 11 декабря 2000 г., а потом (в окончательной версии) 26 февраля 2002 г. во французском городе Ницце. Он вступил в силу с 1 февраля 2003 г. Данный договор, как и Амстердамский, явился модификацией Маастрихтского договора, причем также не до конца успешной. Давно запланированная реформа институтов снова была проведена в урезанном виде. Договор решил вопросы, без которых Союз не мог приступить к расширению на восток. Он определил новые квоты для действующих и будущих государств-членов в Совете ЕС и Европарламенте. При голосовании квалифицированным большинством в Совете был введен принцип двойного большинства. Он потребовался для того, чтобы малые страны (число которых резко увеличивалось) не могли блокировать в Совете решения, отвечающие интересам основного состава ЕС.

С 1990 г. Сообщество приступило к строительству экономического и валютного союза. В мае 1998 г. был образован Европейский Центральный банк и определены 11 государств, которые первыми перешли к единой валюте. С 1 января 1999 г. евро был введен в безналичное обращение, а с 1 января 2002 г.  в наличное. Переход на единую валюту прошел четко и организованно. Реализация данного проекта является одним из самых крупных и символичных достижений европейской интеграции.

В 1985 г. началось создание шенгенского пространства (по названию местечка в Люксембурге, где было подписано соглашение). Гражданам участвующих стран, а также гражданам третьих стран (при наличии въездной визы) давалось право свободного передвижения по всей территории Союза. И хотя первоначально данные решения действовали вне юрисдикции ЕС, они имели важное значение для развития интеграции. С 1993 г. Осуществляется политика сплочения. Ее цель – сокращение разрыва в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами ЕС. Для помощи относительно бедным странам был создан Фонд сплочения. До 2004 г. его средства получали Греция, Ирландия, Испания и Португалия. Теперь их получают те же три страны (кроме Ирландии) и 13 новых государств-членов, вступивших в ЕС в 2004-2013 годах.

С начала 90-х гг. Евросоюз резко активизировал свою деятельность на международной арене и впервые стал претендовать на роль одного из главных субъектов мировой политики. В этот период были укреплены связи с традиционными партнерами и заново выстроены отношения с бывшими социалистическими государствами.

Особое значение имеет Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Оно было подписано между ЕС и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) в мае 1992 г. И вступило в силу с 1 января 1994 г. Данное соглашение распространило на страны ЕАСТ «четыре свободы» - движения товаров, услуг, лиц и капиталов. Таким образом, страны ЕАСТ фактически стали участниками единого внутреннего рынка ЕС. В 1995 г. три участника ЕАСТ – Австрия, Финляндия и Швеция – вступили в ЕС. Швейцария отвергла соглашение о ЕЭП из-за отрицательного итога референдума. В ЕЭП остались три страны ЕАСТ – Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.

В новых исторических условиях ЕС счел необходимым подписать три документа в рамках евро-атлантического сообщества – Декларацию об отношениях между Евросоюзом и США (1990 г.), Трансатлантическую повестку дня (1995 г.) и Трансатлантическое экономическое партнерство (1998 г.). Все они имели стратегический характер, определяя общие принципы, цели и направления экономического и политического сотрудничества на длительный период.

С начала 90-х годов главным направлением международной активности ЕС стала восточная политика. В 1990 г. Европейский совет принял решение заключить соглашения об ассоциации (Европейские соглашения) со странами ЦВЕ. В течение 1992-1996 гг. они были подписаны с десятью государствами: Болгарией, Венгрией, Латвией, Литвой, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией, Чехией и Эстонией. Соглашения предусматривали развитие политического, экономического, культурного и финансового сотрудничества, а также постепенный переход к свободному движению товаров, услуг, лиц и капиталов. На практике они способствовали включению стран ЦВЕ в орбиту европейской интеграции. Историческое решение о возможности вступления данных государств в ЕС принял саммит ЕС, состоявшийся в июне 1993 г. В Копенгагене. Он же утвердил критерии, по которым стал проводиться отбор кандидатов (так называемые копенгагенские критерии). В 1994-1996 гг. все названные страны направили официальные заявления с просьбой о приеме в ЕС. Процесс их подготовки к вступлению занял более 10 лет. В мае 2004 г. к ЕС присоединились восемь стран ЦВЕ, а также Кипр и Мальта. В январе 2007 г. членами объединения стали Болгария и Румыния.

Таким образом отношения ЕС с Россией и другими постсоветскими государствами, вошедшими в состав СНГ, начали строиться на новой политико-правовой основе. С 1994 г. По 1998 г. Евросоюз подписал с каждым из них (кроме Таджикистана) соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Все СПС имели однотипную структуру. Они предусматривали установление партнерских отношений, а также развитие сотрудничества в сферах экономики, политики и культуры. ЕС выражал готовность оказывать содействие в переходе этих стран к рыночной экономике и демократии.

 

2.4 Развитие ЕС в период с 2004 года до нашего времени

 

Очередной этап в истории ЕС начался в 2004 г., после того, как его ряды пополнились десятью новыми членами, восемь из которых расположены в Центральной и Восточной Европе. Так западноевропейская интеграция стала общеевропейской. В 2007 г. в ЕС вступили еще две бывшие социалистические страны – Болгария и Румыния, а в 2013 ещё и Хорватия.

В 2002 г. в ЕС впервые был созван Конвент - народное собрание с целью создания конституции. В его работе приняли участие более 200 человек, представлявших все государства-члены, Европарламент, Комиссию и страны-кандидаты. Возглавил ассамблею выдающийся европейский политик и бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. Перед конвентом была поставлена задача подготовить, подписать и ввести в действие Договор о конституции, который заменил бы собой все предыдущие договоры ЕС. Эта акция должна была поставить точку в многолетних попытках реформировать институциональную систему ЕС и повысить ее эффективность. Текст Конституции был согласован и подписан в 2004 г. Он предусматривал расширение полномочий органов ЕС и переход к принятию решений квалифицированным большинством голосов (кроме особых случаев).

Хотя в документе ни разу не использовалось понятие «федерация», его принятие фактически было бы шагом в этом направлении. Этого, однако, не произошло. Процесс ратификации остановился в середине 2005 г., когда референдумы во Франции и Нидерландах дали отрицательный результат. Как следствие, в Евросоюзе разразился тяжелый политический кризис. Лишь два года спустя, летом 2007 г., саммит ЕС в Брюсселе принял решение подготовить вместо провалившегося договора более скромный по своим задачам договор. В отличие от конституции он должен был не заменить действующие договоры, а только внести в них изменения и дополнения.

Лиссабонский договор был подписан в декабре 2007 г. в столице Португалии. Из Лиссабонского договора исключены все имевшиеся в Конституции формулировки, которые можно было трактовать как продвижение к федеративному устройству Союза. В новом тексте нет слов об общем гимне и флаге, о европейских законах и министре иностранных дел ЕС, лишь 16 стран ЕС, особо приверженные европейской идее, в отдельной декларации заявили, что будут считать указанные гимн, флаг и девиз символиками Европейского Союза. Договор наделил новыми полномочиями Европейский парламент и Европейский совет. В сферу деятельности ЕС вошли энергетика, туризм и защита граждан от чрезвычайных ситуаций. Новый договор изменяет ценности и цели Европейского союза (Ст. 2 и 3 Договора о ЕС). Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Европейский союз становится правосубъектным» (ст. 47 Договора о ЕС). Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях:

1.Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС.

2.Если того требует достижение целей, обозначенных в договорах.

3.Если того требует юридически обязательный документ ЕС.

Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их» (Ст. 188L Римского договора).

Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.

Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашений от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод (Ст. 188N Римского договора).

Договором вводится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Верховного представителя (Ст. 9b Договора о ЕС).

Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом» (Ст. 9а). Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета. Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится. Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии (тогда как сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов). С 2009 г. вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750-ю + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96. Однако эта система распределения мест вступит в силу только в 2014 г., так как до этого времени предусмотрен переходный период (Ст. 9 Договора о ЕС).

Информация о работе Перспективы развития ЕС