Основные принципы современного международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Задача На брифинге, проводившемся 26 мая 1998 г. в пресс-центре МИД РФ, официальным представителем Министерства была дана оценка крупномасштабной военной операции Турции в Северном Ираке, которая мотивировалась ссылками Турции на необходимость борьбы с якобы просочившимися в этот район боевиками рабочей партии Курдистана. .... Турецкие войска должны быть незамедлительно выведены с территории Ирака, а возникающие проблемы следует решать не силовыми, а цивилизованными политическими методами. Как можно оценить позицию представителя МИД РФ в связи с данной им оценкой политики турецкого представительства по отношению к Ираку в свете основных принципов международного права?

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1. Понятие и функции основных принципов международного права……..………5
2. Исторический характер основных принципов международного права и их источники……10
3. Принцип территориальной целостности государств…….……20
Заключение ……………………………………………
Задача…………………………………………………………
Использованная литература……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по межд праву. моя - копия.docx

— 65.90 Кб (Скачать файл)

Выдвинутые Россией  в октябре 1917 года идеи противоправности и преступности агрессивной войны нашли широкую поддержку народов. Пример первой мировой войны показал бессмысленность войны как средства решения международных проблем.

Статут Лиги Наций  ограничивал традиционное право  государства на войну. Члены Лиги в случае возникновения спора должны были использовать мирные средства для его разрешения и только в случае неудачи могли прибегнуть к войне. Предусматривалась возможность применения санкций к государствам, нарушившим это ограничение. На деле, однако, данные постановления Статута Лиги остались мертвой буквой, так как для применения санкций требовалось единогласное решение Совета Лиги13.

Идеи запрещения и преступности агрессивной войны  нашли отражение в ряде документов Лиги Наций, в частности в проекте  договора о взаимной помощи, принятом Ассамблеей Лиги Наций в 1923 году (но не получившем дальнейшего движения), в Декларации об агрессивных войнах, принятой Ассамблеей Лиги Наций в 1927 году, в которых агрессивная война квалифицировалась "как международное преступление".14

Парижский договор (пакт Бриана – Келлога) от 27 августа 1928 г. явился первым многосторонним международным договором, который, несмотря на некоторые несовершенства его постановлений, содержал запрещение агрессивной войны и предусматривал обязательство участников разрешать свои споры мирными средствами.

Присоединяясь к  Парижскому договору, СССР заявил тогда же, что "идея устранения в международной политике войн и вооруженных конфликтов есть основная руководящая идея советской внешней политики". Как бы предвосхищая дальнейшее развитие этого принципа, Советское правительство отметило также, что "должна быть запрещена всяческая международная война, как в качестве орудия так называемой "национальной политики", так и служащая другим целям (например, целям подавления освободительных народных движений и т.п.). Должны быть запрещены не только войны в формально-юридическом толковании этого слова, но и такие военные действия, как, например, интервенция, блокада, военная оккупация чужой территории, чужих портов и т.д."15

Старое международное  право не знало принципа мирного  разрешения международных споров. Оно  исходило из того, что споры между  государствами можно решать не только мирными, но и немирными средствами, включая войну. Например, Римляне заключали большое число различных международных договоров. Одни из них устанавливали "вечный" мир и дружбу, другие лишь временное перемирие. Существовали договоры о покровительстве, о союзе. Союзные договоры были наступательными и оборонительными. Различались договоры равноправные и неравноправные. Последние преобладали. Ими Рим закреплял свое господство над побежденными народами в результате жестоких войн.

В Статуте Лиги Наций была предпринята попытка  сделать обязательным обращение  государств к мирным средствам для  разрешения споров, "могущих повлечь  за собой разрыв". Однако применение мирных средств здесь не исключало обращения государств к войне. И лишь в 1928 году принцип мирного разрешения был зафиксирован в многостороннем договоре – в Парижском пакте об отказе от войны (пакт Бриана – Келлога). В ст. II этого Договора стороны признали, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов, независимо от характера их происхождения, должно осуществляться только мирными средствами.16

Таким образом, еще  до второй мировой войны в международное  право вошел новый принцип  – принцип мирного разрешения международных споров.

Принцип суверенного  равенства государств сформировался в период перехода от феодализма к капитализму и стал одним из основных принципов международного права. Однако в старом международном праве наряду с принципами уважения государственного суверенитета имелись принципы, санкционировавшие его нарушение, прежде всего, право государства на войну. Кроме того, принцип суверенного равенства, как и другие принципы международного права, распространялся только на "цивилизованные" государства. Он не применялся, во всяком случае в полном объеме, к государствам Востока, где «цивилизованные» государства не считались с суверенитетом этих государств (протектораты, вмешательство во внутренние дела, иностранные сеттльменты, консульская юрисдикция, неравноправные договоры и т.д.).

В большей части  феодальные договоры были двусторонними. Но заключались и многосторонние, прежде всего мирные, договоры. Важнейшим  таким договором феодальной эпохи  был Вестфальский трактат 1648 года, которым  закончилась Тридцатилетняя война.

В период абсолютизма  все большее значение приобретали  идеи суверенитета и равноправия  государств, хотя оба принципа имели  в то время феодально-династическую  окраску. Суверенитет государства  провозглашался в форме суверенитета монарха, поскольку монарх считался его единственным носителем. Равенство  государств также сводилось к равенству монархов. В то же время получило развитие посольское право. Обмен посольствами становится регулярным, а временные посольства превращаются в постоянные. Значительно расширяются их привилегии: неприкосновенность распространяется на посольские помещения, признается неподсудность послов перед местными судами за долги и преступления. Возникают целые посольские кварталы, изъятые из-под местной юрисдикции, в посольствах гарантируется право убежища17.

70-е годы нашего  столетия были отмечены началом  процесса разрядки международной  напряженности и бурным развитием  региональной, прежде всего европейской,  интеграции. Заключительный акт  Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу  сближения европейских государств  различных систем, формированию системы мер доверия.

Обострение противоречий между капиталистическими державами  в конце XIX – начале XX века, борьба за раздел, а затем и передел мира ознаменовались открытыми нарушениями таких демократических принципов международного права, как принципы уважения суверенитета государств и наций, невмешательства в их внутренние дела, неприкосновенности территории отсталых и слабых стран и народов. Территориальные захваты закрепляются в соответствующих международных актах.

Столкновение  интересов капиталистических держав, борьба всех прогрессивных сил привели  к тому, что еще в старом международном  праве появились отдельные нормы  о защите прав человека. К ним  относились запрет работорговли, постановления  некоторых международных договоров  о защите национальных меньшинств и  др. В 1919 году была создана Международная  организация труда, объявившая своей  целью улучшение условий труда.

Гитлеровские  зверства поставили со всей остротой вопрос о необходимости международной  защиты прав человека. Принцип уважения основных прав и свобод человека был  зафиксирован, хотя и в весьма общей  форме, в Уставе ООН. В 1948 году Генеральная  Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, и в рамках ООН началась подготовка международных  Пактов о правах человека, которые  были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.18

Зарождение принципа самоопределения народов (наций) относится  еще к периоду буржуазных революций. Однако этот принцип не стал общепризнанным даже в рамках европейского международного права. Существование колониальной системы, а также некоторых европейских  многонациональных империй находилось в резком противоречии с принципом  самоопределения наций.

Выдвинутый Октябрьской  революцией принцип самоопределения  наций и народов был гораздо  более широким. Он распространялся  на все народы мира. Этот принцип  реально был направлен, прежде всего, против колониальной системы. Поэтому  он встретил решительное сопротивление  колониальных держав. В результате данный принцип лишь почти через 30 лет стал нормой общего международного права19.

Широкое демократическое  и национально-освободительное движение, вызванное борьбой против фашизма  во второй мировой войне, обеспечило включение принципа самоопределения  народов в Устав ООН. Хотя и  в весьма общих формулировках, этот принцип нашел отражение в  ряде постановлений Устава и, таким  образом, был закреплен как один из основных принципов современного международного права.

И так, рассмотрев вышесказанное, можно сказать, что  принципы международного права созревали  на протяжении многих веков. Еще в  древнем Риме создавались договоры, связанные с зарождением принципов  международного права, правда, эти договоры в большинстве случаев были неравноправными и более сильная сторона ущемляла интересы более слабых. Но уже при переходе от феодализма к капитализму принципы международного права стали выглядеть намного цивилизованней. На Вестфальском конгрессе впервые за круглым столом собрались как равноправные участники представители европейских государств независимо от их религии и форм государственного строя.

Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму20.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН, участниками которого за небольшими исключениями являются все государства мира. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН21. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.22

Наиболее авторитетными  документами, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах  международного права, касающихся дружественных  отношений и сотрудничества между  государствами в соответствии с  Уставом ООН, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 24 октября 1970г.23, и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975г.

Применительно к европейским  условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, Хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

Кроме того, в Декларации о принципах международного права 1970 г. содержится аутентичное толкование международным сообществом государств нормативного содержания семи воплощенных в Уставе ООН основных принципов современного международного права. Декларация, в частности, гласит, что принципы Устава, воплощенные в ней, представляют собой «основные принципы международного права» и что «при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов». Генеральная Ассамблея призвала все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения24.

Согласно Декларации 1970 г., основными принципами являются: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства, сотрудничества, самоопределения народов, суверенного  равенства государств, добросовестного  выполнения обязательств по международному праву. Определение основных принципов  и раскрытие их содержания явилось  важным шагом в упрочении основ  международного сообщества. Было сделано  максимум возможного в то время. Однако вскоре стало ясно, что содержащийся в Декларации перечень основных принципов не является исчерпывающим25.

Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие в ней такого принципа, как уважение прав человека. Как известно, Устав ООН поставил задачу вновь утвердить веру в основные права человека. В самой Декларации подчеркивается важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на уважении основных прав человека. Поэтому уже в 1975 г. Декларация принципов, являющаяся частью Заключительного акта СБСЕ, указала в качестве одного из основных принципов уважение прав человека и основных свобод.26

Перечень принципов был  также дополнен еще двумя - территориальной  целостности и нерушимости границ. Будучи первоначально закреплены на региональном уровне, эти принципы приобрели всеобщее значение, что  не раз подтверждалось Генеральной Ассамблеей ООН. Они стали общепризнанными обычными нормами. Значение этого положения не раз подчеркивалось Международным Судом ООН.

Комплекс основных принципов  развивается не только путем включения  в него новых принципов, но и в  результате расширения содержания уже  имеющихся. Содержание принципов характеризуется  как стабильностью, так и динамизмом, учетом потребностей сообщества в условиях глобализации. При этом содержание каждого принципа развивается с  изменением других принципов. Этот аспект имеет особое значение для принципов  в силу общего характера их содержания. Между принципами нет какого-либо формального соподчинения, но реальное значение принципов неодинаково. Очевидно, первое место принадлежит принципу неприменения силы, а принцип мирного  разрешения споров его дополняет. Более  того, от соблюдения принципа неприменения силы зависит эффективность и  всех иных принципов.27

Активный процесс становления  и развития содержания комплекса  основных принципов свидетельствует  о значении, придаваемом сообществом  упрочению его нормативных основ. Никогда в прошлом ничего подобного  не наблюдалось. Наличие развитого  комплекса принципов - характерная  черта современного международного сообщества и его права.

Информация о работе Основные принципы современного международного права