Национальное центральное бюро Интерпола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе рассмотрены основные вопросы, раскрывающие понятие международной уголовной полиции, её функции, значение, а также значение Интерпола в борьбе с преступностью в Беларуси как стране-участнике данной международной организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. История Интерпола………………………….…………………… 4
Глава 2. Структура, функции и организация деятельности Интерпола… 8
2.1 Интерпол и борьба с терроризмом……………………………………. 17
Глава 3. Национальное центральное бюро Интерпола
в Республике Беларусь…………………………………………………… 24
Заключение…………………………………………………………………. 27
Список использованных источников……………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

интерпол.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Сессии Генеральной  Ассамблеи проводятся ежегодно, в  осеннее время, на разных континентах и в разных странах. Каждая делегация при голосовании имеет один голос.

Уставные полномочия Генеральной Ассамблеи следующие:

  1. Определять основные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола.
  2. Готовить и проводить мероприятия, облегчающие такое сотрудничество.
  3. Принимать новых членов.
  4. Рассматривать и утверждать план работы и бюджет на предстоящий год.
  5. Избирать должностных лиц организации.
  6. Решать финансовые вопросы.

Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы с преступностью несовершеннолетних, распространением наркотиков и др. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов и правительств – рекомендательными.

Кроме названных сессий, представители государств-членов организации  регулярно проводят Региональные конференции  по проблемам, которые нецелесообразно  выносить на сессию Генеральной Ассамблеи. Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый подход к ее решению, согласовываются и координируются практические усилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовного характера, распространенными в данном регионе.

Исполнительный комитет  выполняет функции Генеральной  Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь  рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря и готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года), трех Вице-президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разные страны и континенты (Азию, Америку, Африку, Австралию и Европу) и девяти делегатов.

Президент Исполнительного  комитета Интерпола фактически является главой всей организации и руководит  ее деятельностью в период между  сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется как через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам. В 1988г. Президентом Интерпола был избран француз Иван Барбо – генеральный директор национальной полиции Министерства внутренних дел Франции, под началом которого находились все департаменты французской полиции и их личный состав в количестве более 125 тыс. служащих.

Заседания Исполнительного  комитета проводится не менее одного раза в год. Все решения принимаются  большинством голосов. Однако Президент пользуется своим правом голоса только в том случае, если голоса остальных членов распределились поровну. При выполнении своих функций все члены Исполнительного комитета действуют как представители Интерпола, а не как представители своих стран.6

Генеральный секретариат  является постоянно действующей  службой всей организации, включает в себя Генерального секретаря, специалистов и административный персонал. Он проводит в жизнь решения Генеральной  Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международный центр по борьбе с общей преступностью, а также как специализированный и информационный центры, обеспечивает эффективное административное руководство Интерполом, поддерживает связи с НЦБ и международными организациями, готовит необходимые публикации, выполняет обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, поддерживает связь с Президентом и выполняет некоторые иные функции.

Возглавляет секретариат  Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц, не старше 65 лет. Это главная фигура Интерпола в деле организации борьбы с преступностью. По своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами. В штате Секретариата насчитывается около 300 сотрудников, из которых около 20 работают по контракту. Остальные направлены сюда на работу полицейскими службами стран-членов организации. Всем этим сотрудникам запрещено при исполнении своих функций запрашивать или придерживаться инструкций какого-либо правительства или других органов вне Интерпола. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать выполнению их международной миссии.7

С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский секретариат для разрешения региональных проблем борьбы с незаконной торговлей наркотиками на континенте и другими преступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества государств в Европе. В числе других органов Генерального секретариата следует назвать службу Генерального секретариата, специальное отделение для проведения работ общего характера и укрепления безопасности организации. В настоящее время в составе секретариата действуют 4 отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. Наибольший интерес представляет деятельность полицейского отдела, который координирует сотрудничество полицейских органов - членов в борьбе с преступностью. В его структуре имеются подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием, международным терроризмом. В другом подотделе обрабатывается информация об изготовлении и сбыте поддельных бумажных и металлических денег, дорожных чеков, облигаций, акций и других фактах фальшивомонетничества. Здесь работает своя экспертная лаборатория для исследования поддельных ценных бумаг, готовится и издается специальный бюллетень «Фальшивомонетничество и подделки», подписчиками которого являются более 15 тыс. банков и эмиссионных учреждений всего мира.

Специальный подотдел полицейского отдела занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств. В него входят служба руководителя подотдела со специальным подразделением по связям и сотрудничеству, находящаяся в Бангкоке (Таиланд), группа по проведению операций и группа разведки. Большую помощь в работе оказывают региональные органы по борьбе с этими преступлениями. Руководит работой подотдела высший чиновник из Управления по делам о наркотических средствах министерства юстиции США.

У Интерпола пять региональных бюро: в Хараре (Зимбабве), Абиджане (Кот д`Ивуар), Найроби (Кения), Буэнос-Айресе (Аргентина) и Сан-Сальвадоре (Сальвадор), а также офис в Бангкоке (Таиланд), сотрудники которого заняты связью отделов друг с другом и внешним миром. Региональные бюро занимаются координацией борьбы с организованной преступностью в региональном масштабе.

Национальные центральные  бюро (НЦБ) создаются в структуре  полицейской службы каждого государства-члена  Интерпола. Они являются центрами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью, опорными пунктами Интерпола на местах. Как уже было отмечено, в конкретном государстве НЦБ является постоянно действующим органом Интерпола. Одновременно оно является полицейским органом этого государства, наделенным большими полномочиями по борьбе с преступностью. Подобных органов нет ни в одной международной организации. Будучи опорными пунктами международного полицейского сотрудничества НЦБ в своих странах поддерживает деловые связи с судом, прокуратурой, пограничной и таможенной службами, а на международном уровне - с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом.

Практическое осуществление  международного сотрудничества в рамках Интерпола осуществляется следующим  образом. Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств, наделенных правом помечать свои документы грифом «Интерпол», поступают к руководителю НЦБ данной страны, а не в Министерство иностранных дел или другое государственное ведомство. Руководитель НЦБ без промедления, в приказном порядке поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному сроку исполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокая эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.

В «Доктрине  НЦБ», принятой на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1965 г., отмечено и другое направление деятельности: НЦБ как представитель Интерпола в государстве должно добиваться активного участия национальной полицейской службы в делах Интерпола, информировать свой личный состав о преимуществах пребывания в этой организации, разъяснять условия и принципы международной полицейской кооперации в его системе. При этом НЦБ должны стать центром пропаганды политики Интерпола, инициаторами и проводниками претворения в жизнь всех решений его Генеральной Ассамблеи.

Советникам  поручается научная разработка отдельных  вопросов.8 В перечень таких вопросов входят проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических и психотропных средс-тв, преступность несовершеннолетних, идентификация и розыск огнестрельного оружия, применение электронно-вычислительной техники в полицейской работе, передача изображений отпечатков пальцев с помощью средств связи и т.п. Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов из числа ученых и практиков, хорошо зарекомендовавших себя в определенной области знаний, работы или ремесла. В случае согласия такого лица провести конкретное научное исследование специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается на должность консультанта сроком на три года. Досрочное отстранение консультан-тов от должности может производиться только по решению Генеральной Ассамблеи.

Свои исследования и другие функции консультанты-советники  могут исполнять как в штаб-квартире Интерпола, так и по месту постоянной службы и жительства в своей стране. Им предоставлено право посещать сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей, а по приглашению президента они могут принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня.

Таким образом, из рассмотренного материала видна  сложная структура и организация  МОУП, её оригинальность и особое положение в мировом сообществе, из чего можно сделать вывод о значимости данной организации для современного общества. Далее будет рассмотрен один из актуальных вопросов настоящего времени – борьба с терроризмом, какую роль в этом играет Интерпол и какие сложности организации работы в этом направлении возникают на практике.

 

 

2.1. Интерпол и борьба с терроризмом

 

Террористические  акты стали неотъемлемым фактором общественной и политической жизни многих стран, вынужденных в борьбе с ними предпринимать собственные меры своей защиты. В борьбу с терроризмом также включилось и мировое сообщество в целом, в том числе и отдельные международные организации – ООН, ИКАО и др. Среди последних – Международная организация уголовной полиции – Интерпол.9

Участие Интерпола  в международной борьбе с терроризмом  отличается спецификой, обусловленной, прежде всего ограниченностью его  возможностей.

Отдельные террористические акции по механизму и средствам  их исполнения влекут за собой чудовищные последствия, как это было 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, где под обломками двух небоскребов Международного торгового центра погибло более 5 тысяч человек. Подобные случаи дают все основания некоторым авторам называть терроризм «своего рода особым видом войны».

Исследователи терроризма отмечают трудности, возникающие  при попытках определения этого  явления. В материалах VII-го (1985г) и VIII-го (1990г.) Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями  упоминаются «международный терроризм» и «внутренний терроризм» и большее внимание уделяется первому. Состав преступления «международный терроризм» был сформулирован Комиссией международного права ООН в статье 24 Кодекса преступлений против мира и безопасности, как «совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызывать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом». В комментарии к этой статье указано, что международный терроризм – «это терроризм, организуемый и осуществляемый каким-либо государством против другого государства, в то время как внутренний терроризм организуется и осуществляется на территории какого-либо государства гражданами этого государства. Такой терроризм относится к сфере внутреннего права, поскольку он не создает угрозы для международных отношений»

Все преступления, включенные в названный выше Кодекс, имеют политический характер. То же самое можно сказать и о многих актах внутреннего терроризма, совершители которых выдвигают политические требования.

Таким образом, акты внутреннего терроризма по содержанию умысла можно разделить на внутриполитические и общеуголовные. Согласно статье 3 Устава Интерпола, первые для него «закрыты». Вторые если и сопровождаются выдвижением со стороны преступников каких-либо требований к органам власти, то только таких, которые не имеют политической цели их достижения, например, освободить из-под стражи кого-то из участников их преступной группы, уплатить выкуп за удерживаемого заложника и т.д.

Отношение Интерпола  к терроризму менялось трижды. В  довоенное время Интерпол не отказывался  от участия в борьбе с ним. Наоборот, в 1926 году на ежегодном собрании его членов было принято специальное решение о постановке на картотечный учет всех «особо опасных лиц», В их число попали те, кто привлекался за убийства или заговоры с целью убийства государственных деятелей, кто состоял в различных рабочих союзах и партиях (особенно коммунистических), кто выступал за свержение существующего строя в своем государстве.

Примечательно, что в первую очередь именно эта  картотека привлекла особое внимание фашистов после их прихода к власти в Германии. Глава Гестапо Р. Гейдрих до начала II мировой войны сделал все, чтобы заполучить ее данные о состоящих на учете членах террористических групп и использовать их для уничтожения политических противников установленного в стране режима. Картотеки попали в руки Гестапо после завоевания Гейдрихом главной должности в довоенном Интерполе – поста его президента.

Информация о работе Национальное центральное бюро Интерпола