Миротворческие операции ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:54, реферат

Краткое описание

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) — вооружённые контингенты стран — членовООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными. Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

Вложенные файлы: 1 файл

Миротворческие силы ООН.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Теперь обратимся  к ранее упомянутым резолюциям Генеральной  Ассамблеи. В них отмечается, что миротворческая деятельность ООН, призванная привести стороны в конфликте к соглашению, является важной функцией Организации. Она содействует политическому урегулированию, но не подменяет его.

Это принципиальное положение, которое относится к  компетенции всех органов ООН. Подчеркивая  главную ответственность Совета Безопасности за поддержание мира, резолюции вместе с тем утверждают, что Устав ООН наделил также "Генеральную Ассамблею функциями  и полномочиями в этой области  и что... Ассамблея, в частности, может  рекомендовать согласно соответствующим  статьям IV главы Устава принципы и  направления проведения миротворческих операций" (Резолюция 49/37 от 9 декабря 1994 г.).

В 1994 г. Генеральная  Ассамблея одобрила проект Конвенции  о безопасности персонала ООН  и связанного с ней персонала <*>. Необходимость такой конвенции  определяется крупными жертвами, которые  несут миротворческие силы. За 45 лет потери наблюдателей в Израиле составили 39 человек. За два года число жертв сил ООН в Сомали превысило 130 человек.

--------------------------------

<*> Конвенция  принята в г. Нью-Йорке 9 декабря 1994 г., вступила в силу 15 января 1999 г., Россия ратифицировала Конвенцию, которая вступила в силу для нее 25 июля 2001 г.

К персоналу ООН  отнесены лица, направленные Генеральным  секретарем в качестве членов военных, полицейских или гражданских  контингентов, участвующих в операциях ООН. Под операциями ООН понимаются операции, предпринятые компетентным органом ООН в соответствии с Уставом и осуществляемые под руководством и контролем Организации, в двух случаях. Во-первых, когда они осуществляются в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности или, во-вторых, когда Совет Безопасности или Генеральная Ассамблея заявили, что есть существенная угроза безопасности персонала, участвующего в операции. В последнем случае имеются в виду операции гуманитарного, а не военного характера.

Конвенция приводит различие между миротворческими операциями и операциями, представляющими принудительные действия в соответствии с гл. VII Устава. Она не применяется к персоналу, вовлеченному в военные действия против организованных вооруженных сил, к которому применяется международное гуманитарное право. Однако это вовсе не означает, что миротворческий персонал изъят из-под действия этого права. В Конвенции оговорено, что ничто в ней не затрагивает применимости международного гуманитарного права к персоналу ООН, занятому в ее операциях, или обязанности этого персонала уважать это право (ст. 20).

Персонал ООН  обязан уважать законы и постановления  страны пребывания и страны транзита; воздерживаться от действий, несовместимых  с беспристрастным и международным  характером их обязанностей.

Персонал ООН, его  оборудование и помещения не могут  быть объектом нападения или любых  действий, препятствующих выполнению их мандата. Государства обязаны  установить уголовную ответственность  за действия против персонала ООН. Государство, на территории которого окажется лицо, подозреваемое в совершении соответствующих  преступлений, должно принять законодательные  меры, обеспечивающие его преследование  либо выдачу.

Предоставившее  свой персонал государство может  его отозвать. Пострадавший в ходе операции ООН персонал имеет право на компенсацию понесенных потерь.

В России в 1995 г. был  принят Федеральный закон от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" <*>. Согласно этому Закону участие  Российской Федерации в миротворческой деятельности осуществляется в рамках мер, принимаемых Советом Безопасности ООН, региональными организациями, либо на основании двусторонних и многосторонних договоров. Что же касается международных принудительных действий с использованием вооруженных сил, то они осуществляются по решению Совета Безопасности ООН (ст. 2).

--------------------------------

<*> РГ. 1995. 30 июня.

Решение о направлении  за пределы территории РФ Вооруженных  Сил для участия как в миротворческой деятельности, так и в принудительных действиях принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Отмечается нечеткость формулировки ст. 10 о принудительных действиях, которая может быть истолкована  таким образом, будто подобные действия могут предприниматься не только по решению Совета Безопасности, но и в соответствии с ратифицированным договором и даже "в соответствии с федеральным законом". Думается, что эту статью следует понимать таким образом, что участие в  принудительных действиях должно осуществляться согласно Уставу ООН и в соответствии с международными договорами РФ.

Современная концепция поддержания  мира в рамках ООН исходит из комплексной  роли ООН в усилиях по поддержанию  мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миростроительства.

Превентивная дипломатия понимается как действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий  между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты  и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. В ее рамках предполагается более широкое использование  мер по укреплению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах  миру, превентивное развертывание вооруженных  сил ООН, использование демилитаризованных зон как превентивной мер.

Миротворчество – это  действия, направленные на то, чтобы  привести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью  переговоров и других мирных средств, предусмотренных Уставом ООН  в главе VI.

Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала, как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.

Главными условиями для  осуществления операций ООН по поддержанию  мира являются: согласие на такие операции враждующих сторон, прекращение огня и гарантии безопасности с их стороны  миротворческим силам; решение Совета Безопасности на проведение миротворческих операций под руководством Генерального Секретаря ООН; предоставление по согласованию с враждующими сторонами воинских контингентов странами, согласившимися послать свои войска; действия войск на основе полной беспристрастности и невмешательства во внутренние дела враждующих сторон; финансирование операций по специальной шкале взносов государствами-членами ООН и др.

Сложились и продолжают развиваться  операции ООН по поддержанию мира двух типов: миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров – «голубые береты» (впервые такая миссия была создана в 1948 г. в целях наблюдения за выполнением условий перемирия в Палестине) и силы по поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием – «голубые каски» (первая такая операция была проведена в 1956 г. Чрезвычайными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке).

Постконфликтное миростроительство – это действия по установлению и поддержанию структур в постконфликтный период, которые должны способствовать укреплению и упрочению мира в целях предотвращения рецидивов конфликтов.

Устав ООН (гл. VIII) допускает  возможность создания международных  региональных организаций коллективной безопасности для поддержания международного мира и безопасности на региональной основе. При этом должны выполняться  следующие условия: действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных  споров и не выходить за пределы  данного района; никакие принудительные действия не должны предприниматься  без полномочий от Совета Безопасности ООН (действия с использованием вооруженной  силы в регионе могут иметь  место только для отражения уже  совершенного нападения в порядке  осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным  сообщением об этом Совету Безопасности); все местные споры, возникающие  между государствами какого либо региона, должны разрешаться только мирными средствами; любые действия на региональной основе не должны противоречить  действиям в рамках универсальной  системы международной безопасности ООН.

Из этого следует, что  региональные системы безопасности составляют часть всемирной универсальной  системы безопасности. Региональными  организациями коллективной безопасности являются Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 г.), Содружество Независимых Государств (СНГ). В результате качественных последних  преобразований Европейского Союза, к  сфере его ведения отнесено формирование общей внешней политики и политики безопасности государств-членов.

В учредительных актах  таких региональных организаций, как  ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, НАТО, СНГ, содержатся положения  о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из их членов. Эти организации широко прибегают к созданию сил по поддержанию мира. Так, в 1971 г. ЛАГ создала межарабские силы по разъединению в Ливане («зеленые каски»), чтобы положить конец столкновениям между различными религиозными группировками. В 1981 г. ОАЕ создала межафриканские силы по поддержанию мира, предназначенные для наблюдения за выполнением соглашения между группировками в Чаде.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ являются: Заключительный акт СБСЕ 1975 г., итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977), в Мадриде (1980), Вене (1989), пакет  документов «Хельсинки–2» (1992) и в  Будапеште (1994), в том числе Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, создания антикризисных  механизмов и проведения операций по поддержанию мира как между членами ОБСЕ, так и внутри любого государства – члена ОБСЕ. В рамках ОБСЕ проводились операции миротворческого характера группами наблюдателей в Приднестровье, Нагорном Карабахе, в Чечне, Абхазии/Грузии и Силами по поддержанию мира в Албании.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках СНГ являются: Устав СНГ 1993 г., Договор о коллективной безопасности 1992 г., Соглашение о группах  военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1992 г. с тремя Ташкентскими протоколами  к нему 1992 г. и др.

Совет глав государств СНГ  наделен правом создавать группы по поддержанию мира из военного и гражданского персонала (группы военных наблюдателей и коллективные миротворческие силы по поддержанию мира).

Эти группы решают следующие  задачи: разъединение конфликтующих  сторон; наблюдение за выполнением  договоренностей о прекращении  огня или перемирия, о разоружении  противоборствующих сторон; создание условий для мирного урегулирования споров и конфликтов; содействие обеспечению  прав и свобод человека; оказание гуманитарной помощи, в том числе в случае экологических катастроф или  стихийных бедствий. В рамках СНГ  было проведено несколько миротворческих операций: в Приднестровье, в Южной  Осетии, в Абхазии/Грузии, Таджикистане. Вместе с тем важное место в  системе международной безопасности занимают взаимосвязанные двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить  на четыре группы.

I. Договоры, сдерживающие  гонку ядерных вооружений в  пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике (1959), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985) и др.

II. Договоры, ограничивающие  наращивание вооружений в количественном  и качественном отношениях. Это  – Договор о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере,  в космическом пространстве и  под водой (1963), Договор о всеобъемлющем  запрещении испытаний ядерного  оружия (1996), Конвенция о запрещении  военного или любого иного  враждебного использования средств  воздействия на природную среду  (1977) и др.

III. Договоры, запрещающие  производство определенных видов  оружия и предписывающие их  уничтожение. Это – Конвенция  о запрещении разработки, производства  и накопления запасов бактериологического  (биологического) и токсинного оружия  и об их уничтожении (1972), Конвенция  о запрещении разработки, производства  и применения химического оружия  и его уничтожении (1993), Договор  между СССР и США о ликвидации  их ракет средней дальности  и меньшей дальности (1987).

IV. Договоры, рассчитанные  на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это –  Соглашение о линиях прямой  связи между СССР и США (1963, 1971), Обмен письмами между СССР  и Францией о предупреждении  случайного или несанкционированного  применения ядерного оружия (1976), Соглашение между СССР и США  об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988) и некоторые другие.


Информация о работе Миротворческие операции ООН