Международные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: дать общую характеристику межправительственных и неправительственных международных организаций и определить их место в системе международного права.
Основные задачи:
1) Дать определение понятию международной организации;
2) Изучить процессы образования и функционирования международ-ных организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1 Международные организации……………………………………………...
4
1.1 Международные организации. Определение. Признаки………………
4
1.2 Образование и функционирование международных организаций……
6
1.2.1 Принцип суверенного равенства членов международных организаций……………………………………………………………………

8
1.2.2 Правосубъектность международных организаций…………………...
9
2 Межправительственные международные организации…………………..
11
2.1 Основные юридические черты международных межправительствен-ных организаций………………………………………………………………

11
2.2 Правовые нормы межправительственных организаций………………..
16
2.3 Привилегии и иммунитеты международных межправительственных организаций……………………………………………………………………

19
3 Неправительственные международные организации…………………….
22
3.1 Понятие и виды международных неправительственных организаций..
22
3.2 Статус международных неправительственных организаций…………..
26
Заключение…………………………………………………………………….
28
Список использованных материалов………………………………………...
30

Вложенные файлы: 3 файла

МО.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

1. Международные организации создаются государствами (не менее трех) путем заключения международного договора, являющегося его учредительным документом, и действуют на его основе.

2. Государства как внутри международной организации, так и вне ее остаются суверенными, независимыми и равноправными. Создавая международную организацию или вступая в нее, государства не растворяются в ней, не исчезают и не теряют своей международно-правовой субъектности. Это имеет место не только в международных организациях, основанных на принципе суверенного равенства, каковых подавляющее большинство (Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств и многие другие), но и в международных организациях, где многие важнейшие решения принимаются на основе принципа так называемого взвешенного голосования, в соответствии с которым государства располагают неодинаковым числом голосов, например, в специализированных учреждениях ООН финансового характера (Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития), а также в международных организациях, которые носят наднациональный характер, поскольку решения, принятые их высшими органами, сразу же приобретают сил закона для государств-членов, что присуще Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС), известному более под названием «Общий рынок».

3. Международная организация не  должна вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, будь то ее член или не член. Наиболее четко это положение зафиксировано в п.7 ст. 2 Устава ООН, где говорится: «Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства...» Разумеется, это положение относится и ко всем другим международным организациям, независимо от того, зафиксировано оно специально или нет в их уставах, поскольку оно — обычно-правовая норма права международных организаций, являющегося отраслью современного международного права.

4. Механизм любой международной организации приводится в действие самими государствами-участниками. Иначе говоря, принимают рекомендации или решения по тем или иным вопросам, осуществляют их и даже, когда это требуется, предпринимают действия сами государства-члены международной организации, а не ее высшие должностные лица (Генеральный секретарь и его заместители), поскольку они не стоят над международной организацией и не имеют никакой реальной власти над государствами-членами. Проистекает это оттого, что, характер современных международных отношений не позволяет рассчитывать на то, что государства согласятся предоставить в распоряжение международной организации такие материальные и людские ресурсы, которые могут позволить организации не только формулировать свои решения, но и самой их выполнять.

5. Поскольку государство добровольно становится членом международной организации и при вхождении в нее сохраняет свой суверенитет, свою независимость и самостоятельность, не растворяется в ней и не исчезает, оставаясь, как и прежде, государством, оно имеет право выхода из международной организации вне зависимости от того, зафиксировано это в ее уставе или нет.

Право выхода государств-членов из международной организации - это непременное условие межгосударственного характера организации.4 Никто, в том числе и сама международная организация, не может воспрепятствовать государству выйти из нее. Государство, и только оно, свободно решать, продолжать свое участие в международной организации или выйти из нее. Это - проявление его суверенитета.

Вместе с тем следует иметь в виду, что хотя юридически все государства свободны, решать о своем выходе из организации, а выйти из нее, политически такое решение в ряде случаев может нанести ущерб самому такому государству, вызвать неодобрение мирового сообщества. Так, резкому осуждению были подвергнуты США, когда в конце 70-х годов они вышли из МОТ, а затем в начале 80-х годов и из ЮНЕСКО, являющихся специализированными учреждениями ООН.5

6. Основные постановления международной организации не носящей наднационального характер, т. е. те, которые имеют целью побудить государства к определенному поведению, действию или конкретным акциям по делам, входящим в их внутреннюю компетенцию, имеют рекомендательный характер. Государства, входя в международную организацию, не утрачивают своего суверенитета, т. е. способности принимать решения самостоятельно. Ясно, что никаким голосованием, обеспечивающим принятие того или иного постановления, нельзя побудить государство, возражающее против него, принять его в качестве обязательного решения. Речь здесь не идет о постановлениях, которые касаются регламентации внутренней деятельности международной организации: назначении Генерального секретаря, принятии новых членов или их исключении и т. д. В этих постановлениях международная организация выносит не рекомендации по данным вопросам, а юридически обязательные решения, которые касаются самого бытия международной организации.

В тех исключительных случаях, когда постановления международной организации (в лице его главных органов) имеют обязательный характер, с которым государство-член должно сообразовать свои действия, его согласие на их выполнение уже заранее получено либо при подписании соответствующего устава международной организации, фиксирующего возможность принятия органами международной организации обязательных решений, либо при вступлении в международную организацию, оформляемом соответствующей декларацией. Так, например, согласно ст. 25 Устава Организации Объединенных Наций, «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Однако, Совет Безопасности ООН может принимать обязательные для государств решения только в исключительных случаях, когда имеет место угроза миру, нарушение мира или акт агрессии, т.е. когда требуется принятие эффективных мер по поддержанию международного мира и безопасности, которые нельзя восстановить только с помощью рекомендаций, не имеющих, как известно, обязательного характера.

Предусматривая такие ситуации. Устав ООН в ст. 24 п.1 провозглашает: «Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организаций Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени».6

Кроме того, обязательные для всех государств-членов постановления международная организация может принимать по вопросам, которые входят в международную компетенцию, т. е. в компетенцию международного сообщества государств, а тем самым и в компетенцию международной организации, но не являются делами сугубо внутреннего характера отдельных государств. Таковы, например, по Уставу ООН вопросы о статусе подопечных территорий, равно как и не самоуправляемых (колониальных) территорий.

7. Месторасположение каждой международной организации, ее штаб-квартиры в отдельном государстве регулируется международным соглашением, заключаемым между конкретной организацией и государством, на территории которого, разумеется, с его полного согласия, располагается штаб-квартира этой организации. Так, Организация Объединенных Наций заключила с США - государством местопребывания ООН в 1947 г. Соглашение по вопросу о месторасположении Центральных учреждений ООН7. Подобного рода соглашения в обязательном порядке заключается с другими международными межправительственными организациями с государствами, выразившими свое согласие принять у себя на территории соответствующую международную организацию. Такие соглашения, свидетельствуют о том, что международная организация является самостоятельным организмом, имеющим международную правосубъектность, что она носит межгосударственный характер и не может быть в силу этого поставлена под контроль национальных законов и юрисдикцию государства пребывания, что она пользуется привилегиями иммунитетами, равно как и ее служебный персонал.8

Утверждение о наличии прав международных организаций исходит из наличия выработанных практикой и закрепленных в учредительных актах международных организаций правовых принципов, составляющих основу международного правопорядка, основанного на неуклонном соблюдении международного права.

 

 

 

2.2 Правовые нормы межправительственных  организаций

 

Деятельность международных организаций регулируется значительным числом правовых норм. Их назначение различно, и условно они могут быть подразделены на три основные группы. Первая из них содержит нормы, определяющие структуру, компетенцию органов, их функции, а также деятельность международных организаций в вопросах, связанных с режимом и трудовыми отношениями различных категорий персонала, разрешением имущественных, финансовых и иных проблем. Эту совокупность норм и принципов можно условно обозначить как внутреннее право международных организаций (некоторые авторы называют его «собственным правом»). К нему же относятся правила процедуры органов, имеющие важное значение для эффективности деятельности международных организаций.

Вторая группа норм касается положения международных организаций в системе международных отношений. Ее составляют, например, нормы соглашений международных организаций с государствами, а также с другими международными организациями. Их можно было бы (столь же условно, как и первую группу) назвать внешним правом международных организаций. Практически в ряде случаев условность такого подразделения объясняется отсутствием четких границ между обеими группами норм: нормы, относящиеся к первой группе, имеют значение и для второй и влияют на соответствующие области деятельности международных организаций, и наоборот.

Особую, третью группу составляют нормы, касающиеся деятельности международных организаций в процессе международного правотворчества. В этом случае речь идет о роли этих организаций в процессе прогрессивного развития международного права, его кодификации, становления и развития в нем новых институтов и отраслей. Конкретные формы правотворческой деятельности международной организации зависят от ее целей и компетенции, от того, в какой области она предпринимает правотворческие усилия.9

Участие международных организаций, и притом весьма важное, в международном правотворчестве также служит одним из главных направлений их воздействия на развитие международных отношений. В этом со всей определенностью выражается связь опыта и потребностей развития международных отношений с международным оформлением достигнутого уровня этих отношений и главными направлениями их дальнейшего развития.

В процессе участия международных организаций в международном правотворчестве весьма отчетливо прослеживается известная их иерархия, особое, главенствующее положение ООН. Разработанные ее органами или под ее эгидой проекты международных конвенций и договоров составляют наиболее важную часть развивающегося международно-правового инструментария.

Правовые принципы и нормы, касающиеся международных организаций, зафиксированы в весьма широком круге источников. Главные из них - учредительные акты международных организаций или соглашения об их создании. Эти акты, конституирующие международные организации, содержат основу прав международных организаций. Вопросы, связанные с правовым статусом и деятельностью международных организаций, регламентируются в ряде многосторонних конвенций: в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характер на 1975 г. В числе других источников - регламенты, акты, устанавливающие статус персонала соглашения с государствами, в частности со страной пребывания организации, по различным юридическим вопросам; соглашения с другими международными организациями; некоторые решения самих организаций и т. п.10

Речь идет, таким образом, о правовых нормах, регулирующих весьма широкий круг вопросов. Специфическое назначение международной организации, обусловленное конкретной областью международного сотрудничества, в которой она действует, определяет специфику регламентирующих ее деятельность норм. Наиболее широкий круг таких норм касается деятельности ООН уникальной, универсальной по членству и компетенции международной организации, что, в частности, выразилось в закреплении ее Уставом основных общепризнанных принципов международного права.11

Нормы права международных организаций являются международно-правовыми, не подчиненными законодательству страны пребывания, что предусмотрено соглашениями международных организаций с этими странами. Согласие государства пребывания на заключение такого соглашения ни в какой мере не дает ему оснований для вмешательства в дела международной организации.

Право международных организаций представляет собой взаимосвязанный комплекс правовых принципов и норм, обеспечивающих образование и деятельность международных организаций. Обязанность государств-членов придерживаться соответствующих норм обусловлена их членством в данной международной организации, явившимся результатом суверенного волеизъявления, выраженного в предусмотренном конституцией данного государства порядке. Методы обеспечения этих норм, как правило, предусмотрены в уставах международных организаций, причем Устав ООН и уставы ряда других организаций устанавливают определенные санкции за их нарушение.12

Таким образом, право международных организаций как отрасль современного международного права - это совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность международных организаций, их взаимодействие, как между собой, так и с другими субъектами международного права, а также их участие в международном правотворчестве.

 

2.3 Привилегии и иммунитеты  международных межправительственных  организаций

 

Вопрос о привилегиях и иммунитетах международных организаций  неразрывно связан с их практической деятельностью, имеет целью обеспечение их нормального, независимого от какой-либо  власти функционирования.

Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации и ее служебного персонала. Вопрос о привилегиях к иммунитетах международных организаций возникает в связи с тем, что эти организации, как известно, не имеют своей собственной территории и потому располагаются на территории государства - как члена, так и не члена  данной международной организации. В практической деятельности многих современных международных организаций закрепилось правило фиксировать объем привилегий и иммунитетов, принадлежащих им и их служебному персоналу, в конвенциях общего пользования, участниками которых являются или могут быть все государства-члены. Это направлено на то, чтобы в максимальной степени содействовать деятельности любой конкретной международной организации.13

Содержание.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Титульник.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Международные организации