Международные морские перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - теоретически проанализировать правовое регулирование международных морских перевозок.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- ознакомиться с понятием международных морских перевозок;
- проанализировать понятие и источники международного морского права
- поподробнее остановиться на вопросах правового режима внутренних (морских) вод, территориального моря.
- на основании вышеизложенного материала сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение
1. Понятие международных морских перевозок
2. Понятие и источники международного морского права
3. Правовой режим внутренних (морских) вод
4. Правовой режим территориального моря
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дисциплине.docx

— 31.85 Кб (Скачать файл)

Источниками международного морского права являются и другие договоры. В качестве примера можно назвать Конвенцию по регулированию китобойного промысла 1946 года, Конвенцию о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море 1974 года и Протокол к ней 1978 года, Конвенцию о грузовой марке 1966 года, Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол к ней 1978 года, Международную конвенцию относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 года и Протокол к ней 1973 года и др. Ряд многосторонних договоров кодифицировал обычные нормы международного права. Для государств - неучастников многие положения таких договоров действуют в качестве обычных норм.

Государства заключают и двусторонние договоры, касающиеся международного морского права. Наиболее распространенными из них являются договоры о морском судоходстве, в которых, в частности, имеются положения о доступе иностранных судов в порты и о правовом режиме таких судов в портах.

Определенную роль в международном морском праве играет национальное законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила пользования определенными пространствами, например внутренними водами. В России к таким актам относятся: Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 года, «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 года, «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 года, Кодекс торгового мореплавания 1999 года. Кодекс торгового мореплавания содержит положения, касающиеся, в частности, таких вопросов, как понятие судна, правовой режим портов, права капитанов портов в отношении иностранных судов и т.д. Международное частное право: Учебник для вузов/ Под ред. Н.И. Марышевой. - М., 2008. С.84.

3. Правовой режим внутренних (морских) вод

С физико-географической точки зрения Мировой океан един. Между тем с правовой точки зрения он, как и все остальные пространства (территории), подразделяется на пространства, находящиеся под суверенитетом государств, и на пространства, находящиеся за пределами действия суверенитета какого-либо государства.

К первым относятся внутренние (морские) воды, территориальное море (территориальные воды), архипелажные воды, а ко вторым -- прилежащие зоны, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, Район морского дна. Кроме того, имеются и такие морские пространства, как проливы, используемые для международного судоходства, в которых установлен особый режим судоходства.

К внутренним (морским) водам согласно Конвенции ООН 1982 года относятся заливы (бухты, лиманы, губы), ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, исторические заливы и воды портов, а также воды, расположенные между береговой линией государства и прямыми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря (территориальных вод).

В соответствии с международным правом государства имеют право объявлять те или иные заливы, ширина входа в которые превышает 24 морские мили, историческими. Так, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 16 июля 1998 г. (далее -- Закон РФ от 16 июля 1998 г.) предусматривает, что внутренние воды составляют воды «заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации».

Однако историческими могут быть только такие заливы, которые в силу географического положения имеют большое значение для безопасности и экономики прибрежного государства и в отношении которых оно длительное время осуществляет свои акты власти, о чем должно быть известно и другим государствам. В настоящее время к историческим заливам относятся, например, залив Петра Великого (Россия), Гудзонов залив (Канада), Варангер-фьорд и Вест-фьорд (Норвегия).

Внутренние морские воды находятся под исключительным суверенитетом прибрежного государства. Пользование такими водами, в том числе в целях судоходства, рыболовства либо проведения научных исследований, может осуществляться иностранными государствами на условиях, определяемых прибрежным государством.

Особое значение для морского судоходства имеют порты. Поскольку порты и их воды находятся под суверенитетом государства, то оно само, в одностороннем порядке, определяет, какие порты могут быть открыты для захода и пребывания иностранных судов, и устанавливает правовой режим пребывания таких судов в портах. В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1998 г. морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства России. Все иностранные суда, за исключением военных кораблей и других государственных судов, используемых в некоммерческих целях, могут заходить в такие порты. При пребывании в портах иностранные суда, а также находящиеся на их борту пассажиры и члены экипажей подпадают под действие уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства порта.

Особый порядок захода и пребывания в портах устанавливается для военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях. В частности, для таких судов, как правило, существует разрешительный порядок захода в порты. Указанные суда заблаговременно, как правило, за 30 дней до предполагаемого захода, должны испрашивать по дипломатическим каналам предварительное разрешение на заход.

Однако суда имеют право на заход в порты без получения предварительного разрешения в случае так называемых форс-мажорных обстоятельств. К ним Закон РФ от 16 июля 1998 г. относит, например, аварии, стихийное бедствие, сильный шторм, ледоход или ледовые условия, угрожающие безопасности судна.

На иностранные военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, при их пребывании в портах распространяется иммунитет, то есть они изымаются из-под действия юрисдикции государства порта. Однако данное обстоятельство не означает, что такие корабли не обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства. В случае каких-либо нарушений указанных законов и правил прибрежное государство имеет право потребовать от такого корабля покинуть пределы порта и территориального моря. Международное частное право: Учебник/ Под ред. Г.К. Дмитриевой.-М., 2003.- Базовый учебник. С.112.

4. Правовой режим территориального моря

Под территориальным морем (территориальными водами) понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверенитет. Суверенитет распространяется на поверхность и толщу морской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра. В случае государства-архипелага территориальное море примыкает к архипелажным водам такого государства.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль.

Методы отсчета ширины территориального моря

В соответствии с Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (нормальные или обычные исходные линии) либо прямые исходные линии.

Метод прямых исходных линий применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, а также в тех местах, где в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, расположенных на расстоянии, не превышающем двойной ширины территориального моря. Прямая линия для отсчета ширины территориального моря соединяет крайние точки берега либо островов.

Государство может использовать для отсчета ширины своего территориального моря оба названных метода.

 

Право мирного прохода

В соответствии с международным правом суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море.

Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод, включая порты. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодолимой силой или бедствием, либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые находятся в опасности или терпят бедствие.

Проход является мирным только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Конвенция 1982 года устанавливает, какие действия, совершаемые судами при проходе через территориальное море, могут рассматриваться как нарушающие мир, добрый порядок или безопасность государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства, любые маневры или учения с оружием любого вида, сбор информации в ущерб обороне или безопасности, подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна любого летательного аппарата или военного устройства, погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица в нарушение законов и правил прибрежного государства, любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения, любая рыболовная деятельность, проведение исследовательской или гидрографической деятельности, любой акт, направленный на создание помех функционированию систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства, а также любая другая деятельность, которая не имеет прямого отношения к проходу судна через территориальное море.

Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода. Такие законы и правила могут касаться безопасности судоходства и регулирования движения судов, защиты кабелей и подводных трубопроводов, сохранения живых ресурсов, предотвращения нарушений рыболовных законов и правил, сохранения окружающей среды, проведения морских научных исследований и гидрографических съемок, предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил.

Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно также имеет право в определенных районах территориального моря приостанавливать осуществление права мирного прохода для обеспечения своей безопасности. Однако такое приостановление должно быть временным и не носить дискриминационный характер, то есть должно действовать в отношении всех иностранных судов.

Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов при осуществлении права мирного прохода следовать по таким морским коридорам или схемам разделения движения судов. Однако при этом прибрежное государство принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации (в качестве таковой признана Международная морская организация), особые характеристики судов, интенсивность движения судов. Конвенция ООН 1982 года признает за прибрежными государствами право требовать от танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые вещества или материалы, следовать по названным морским коридорам.

Право мирного прохода признается за всеми иностранными судами, как гражданскими, так и военными кораблями и государственными судами, используемыми в некоммерческих целях. В отношении подводных лодок, а также в отношении других подводных средств в Конвенции содержится положение о том, что они должны следовать при осуществлении права мирного прохода в надводном положении и нести флаг.

Конвенция 1982 года закрепляет ряд обязанностей прибрежных государств в отношении мирного прохода. Так, прибрежное государство не должно предъявлять к иностранным судам требований, которые могли бы на практике лишить такие суда права мирного прохода. Оно обязано надлежащим образом объявлять о любой опасности для судоходства, существующей в его территориальном море. Его право на осуществление уголовной и гражданской юрисдикции в отношении иностранных судов, пользующихся мирным проходом, ограничено нормами международного права, закрепленными Конвенцией ООН 1982 года.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее, прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следующих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступление нарушает мир, добрый порядок или безопасность этого государства; 3) если, капитан, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими или психотропными веществами.

В том случае, если иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод, то прибрежное государство может применять любые меры для ареста или проведения расследования на его борту.

Осуществляя уголовную юрисдикцию, прибрежное государство по просьбе капитана до принятия каких-либо мер уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо. В случае крайней необходимости такое уведомление может быть сделано во время принятия этих мер.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море транзитом или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод. В первом случае прибрежное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Указанные меры могут применяться лишь в отношении такого иностранного судна, которое навлекло на себя гражданско-правовые обязательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства. Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.

Информация о работе Международные морские перевозки