Международные коммерческие расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 16:09, реферат

Краткое описание

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производиться в безналичном порядке. Вместе с тем расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Безналичные расчеты должны осуществляться через банки или иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета. Исключение может иметь место при ином указании закона или основывается на особенностях используемой формы расчетов.

Содержание

Введение……..………….……………………………………………………..…3
1. Расчеты в Российской Федерации ………….……………………………….5
2. Расчеты с зарубежными партнерами……………………...…………………9
3. Расчеты банковскими переводами………………………………….…..……13
3.1. Общие принципы расчетов…………………...…………………………….13
3.2. Вариант авансовым платежом ………………………………………….….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………….…..…..….16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по комерческому праву.docx

— 38.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Стр.

Введение……..………….……………………………………………………..…3

1. Расчеты в Российской Федерации ………….……………………………….5

2. Расчеты с зарубежными партнерами……………………...…………………9

3. Расчеты банковскими  переводами………………………………….…..……13

3.1. Общие  принципы расчетов…………………...…………………………….13

3.2. Вариант авансовым  платежом ………………………………………….….14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  использованной литературы……………………………….…..…..….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Впервые в истории развития нашего банковского законодательства новый ГК на уровне федерального закона закрепил основополагающие положения, касающиеся расчетов, установил правила расчетов с участием банка и его клиентов, определил права и обязанности лиц, участвующих в расчетах, установил границы императивного и диспозитивного регулирования этих отношений, отдавая предпочтение последнему.

Расчетные правоотношения занимают доминирующее положение в единой системе кредитно-расчетных правоотношений. Во-первых, количественно правовые нормы, предназначенные регулировать расчетные отношения, составляют значительное большинство по сравнению с другими правовыми нормами в рассматриваемой области правового регулирования. Во-вторых, они нередко используются в качестве обязательной правовой предпосылки для совершения различных банковских операций. В-третьих, расчетные правоотношения занимают относительную самостоятельность, в связи с чем они выделены к отдельную главу ГК (гл. 46). В-четвертых, ГК РФ, являясь федеральным законом, в одних случаях резко ограничивает возможность регионального регулирования отношений по расчетам, а в других вообще исключает такую возможность.

Статья 861 ГК РФ определяет общие правила о наличных и безналичных расчетах. При этом надо иметь в виду, что ст. 140 ГК РФ, посвященная законному платежному средству, закрепляет правило, в силу которого платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Наличные расчеты предполагают уплату за товары, оказанные услуги или производство работ в форме передачи бумажных денег (банкнот) и металлических монет,

Безналичные расчеты не нуждаются в физической передаче денег, Они осуществляются посредством соответствующих бухгалтерских записей по счетам, создавая тем самым обязательственно-правовые отношения между участниками расчетов, включая банк.

Что касается расчетов с участием граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то они могут производиться по их выбору наличными деньгами без ограничения суммы или и безналичном порядке.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производиться в безналичном порядке. Вместе с тем расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Безналичные расчеты должны осуществляться через банки или иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета. Исключение может иметь место при ином указании закона или основывается на особенностях используемой формы расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Расчеты в Российской Федерации

Из экономической теории известно, что главным инструментом, обслуживающим обращение товаров, являются деньги, сущность которых проявляется в исполнении ими четырех функций:

меры стоимости единицы товара, которая является его ценой;

средства обращения в форме получения денег за один товар и платежа за другой;

средства платежа при расчетах за проданные товары с отсрочкой платежа, при возврате денежных ссуд и расчетах за арендованное имущество;

средства накопления для последующего вложения в предпринимательскую деятельность, на траты для личных нужд или для накопления в виде сокровищ.

В сфере обращения деньги выступают в двух формах; наличных или безналичных денег. При оптовой торговле товарами в цивилизованной легальной экономике применяются безналичные деньги в виде записей на банковских счетах и денежных обязательств. Денежные обязательства возникают как форма движения ссудного капитала. В экономических отношениях применяются два основных вида кредита:

финансовый кредит в форме передачи на возвратной основе денежных средств от кредитора заемщику;

коммерческий кредит в форме отсрочки должнику платежа за проданный кредитором товар.

В развитой экономике обращение товаров непосредственно связано с обращением денег.

Обращение денег организуют и осуществляют банки и другие кредитные организации. Центральный банк, являющийся, как правило, государственным учреждением, выполняет следующие основные функции:

является центром эмиссии наличных и безналичных денег;

является гарантом полученных государством международных займов;

аккумулирует резервы коммерческих банков;

осуществляет финансирование правительственных учреждений и организаций;

ведет операции с государственными ценными бумагами;

разрабатывает и осуществляет денежно-кредитную политику страны и т.д.

Коммерческие банки, являющиеся, как правило, акционерными обществами, выполняют следующие основные функции:

аккумулируют средства физических и юридических лиц;

кредитуют на возвратной и платной основе физические и юридические лица;

осуществляют на платной основе расчеты между гражданами, коммерческими и государственными организациями;

на платной основе являются гарантами обязательств по договорам между любыми коммерческими организациями и т.д.

Коммерческие банки осуществляют несколько видов операций:

1) пассивные  операции, заключающиеся в привлечении  средств клиентов для ведения активных операций;

2) активные  операции, делящиеся на кредитные  операции и фондовые операции:

кредитные операции — предоставление на платной и возвратной основе ссуд на пополнение оборотного капитала и капитальные вложения;

фондовые операции — операции банков с ценными бумагами с целью получения прибыли;

3) банковские  услуги, предоставляющие в основном  выполнение на платной основе  посреднических расчетных операций, среди которых операции с чеками, с банковскими переводами, инкассовые  и аккредитивные операции, гарантирование  финансовых обязательств и т.п.

Другие кредитно-финансовые организации, в том числе инвестиционные компании, фонды, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды и т.д., осуществляют финансовую деятельность, определенную их уставами. Все они занимаются кредитованием, на возвратной основе предпринимательской и иной деятельности, но расчетные операции осуществляют только с организациями, входящими в круг их деятельности. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией денежной единицей является рубль. Введение и эмиссия других денег не допускаются. Наличные и безналичные расчеты между гражданами и юридическими лицами, а также юридическими лицами между собой регулируются ст. 861-865 ГК РФ. Гражданским кодексом РФ предусмотрены расчеты платежными поручениями, аккредитивами, инкассо и чеками, т.е. с применением всех тех форм, которые широко распространены в зарубежных странах и в международных расчетах. В Российской Федерации с 1 января 1998 г. все расчеты между гражданами и организациями в иностранной валюте запрещены. Напомним, что под национальной валютой понимаются находящиеся в обращении рубли в виде банкнот ЦБ РФ, средства в рублях на счетах банков и иных кредитных организаций в России, а также за рубежом на основании соглашений Правительства и ЦБ РФ. Под ценными бумагами в валюте РФ понимаются платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы), акции, облигации и другие обязательства в рублях. Иностранная валюта — иностранные денежные знаки, являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе государств, средства на счетах в иностранных денежных знаках и международных денежных или расчетных единицах. Валютные ценности — иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и долговые обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также лом и изделия из них. Валютные операции — операции, связанные с переходом прав на валютные ценности, в том числе и на платежные документы в иностранной валюте, ввоз и пересылка валютных ценностей через границу РФ, осуществление международных денежных переводов Валютные операции делятся на текущие, проводимые без отсрочки платежа или с отсрочкой на срок не более 180 дней, и на валютные операции, связанные с движением капитала, которые имеют отсрочки платежа или финансовые кредиты со сроком более 180 дней. В число валютных операций, связанных с движением капитала, входят:

прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с получением права на участие в управлении для извлечения прибыли;

портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

переводы в оплату приобретения недвижимости, включая здания, землю и иное имущество.

Продажа и покупка иностранной валюты осуществляется только через уполномоченные банки и валютные биржи, а ЦБ РФ уполномочивается устанавливать пределы отклонений курсов валют. По закону резиденты РФ могут иметь валютные счета в банках России и с согласия Банка России за рубежом, а также производить текущие операции с валютой без ограничений и операции, связанные в движением капитала, в порядке, установленном ЦБ РФ. Резиденты имеют право без ограничений, но с соблюдением таможенных правил, ввозить и пересылать в Россию валютные ценности и продавать валюту на внутреннем рынке через уполномоченные банки, а также вывозить и пересылать за рубеж валюту в порядке, установленном ЦБ РФ и ГТК РФ.

С целью предотвращения незаконной утечки за рубеж валюты Правительство создало Федеральную службу валютного контроля, которая разрабатывает и контролирует действие системы мер предотвращения утечки валюты при осуществлении экспортных, импортных и бартерных операций.

Нерезиденты также имеют право неограниченного ввоза валютных ценностей с соблюдением таможенных правил их продажи и приобретения на рубли, вывоза и пересылки ранее ввезенных или приобретенных валютных ценностей с соблюдением действующего законодательства.

 

 

Коммерческое право. Учебное пособие для вузов. Под ред. Проф. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАННА, Закон и право, 2012. – 462 с.

И.В. Ершова Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций в РФ 1 – ое изд.,— М., Информ, 2011 
                                 2. Расчеты с зарубежными партнерами

Платежи по международным контрактам купли-продажи с партнерами из дальнего зарубежья осуществляются через банки-корреспонденты, которыми являются российские банки, имеющие право на ведение международных валютных операций и подписавшие с иностранными банками соглашения, предусматривающие взаимное открытие корреспондентских счетов и использование компьютерных сетей для передачи поручений, документов и данных.

Крупные российские банки имеют по несколько десятков банков-корреспондентов за рубежом. В тех случаях, когда российский участник контракта международной купли-продажи имеет валютный счет в банке, не имеющем корреспондентских соглашений с банками страны его торгового партнера, он может поручить провести платежную операцию своему банку через банк, имеющий такие отношения.

Порядок осуществления международных расчетов регулируется различными унифицированными правилами, конвенциями и другими документами, к применению которых присоединилась Российская Федерация.

Введение странами СНГ собственных национальных валют означает необходимость образования между ними системы валютно-финансовых и кредитных отношений. Одной из главных причин, сдерживающих развитие взаимной торговли между странами СНГ, является отсутствие системы многостороннего валютного клиринга по типу действовавшего в бывших социалистических странах Совета экономической взаимопомощи, который значительно экономил платежные средства, что особенно актуально в настоящее время.

В середине 90-х гг. начали образовываться биржевые и межбанковские валютные рынки с рыночным курсовым регулированием, сложились системы сотрудничающих банков различных стран СНГ. Все это обусловило специфику Платежного союза, Соглашение о создании которого главы государств СНГ подписали 21 октября 1994 г. Поскольку обмен валют выступает стержнем новой системы взаиморасчетов, Россия к концу 1996 г. подписала двусторонние соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют с Белоруссией, Казахстаном, Туркменией, Узбекистаном и Киргизией. Однако Платежный союз не решил основных проблем по причине неустойчивости курсов валют входящих в него стран, и основной объем в расчетах во второй половине 90-х гг. осуществлялся путем бартера, клиринга на уровне предприятий и банков, а также в долларах США.

В 1995 г. странами СНГ был создан Межгосударственный валютный комитет (МВК), который призван содействовать развитию интеграции валютно-платежных и кредитных отношений.

Развитие интеграции пошло по пути создания крупнейшими банками ряда стран СНГ совместных и дочерних банков в других странах. На укрепление интеграционных процессов указывает создание межрегионального Межгосударственного банка правительствами и центральными банками стран СНГ (за исключением Грузии и Азербайджана).

В октябре 1996 г. полномочные представители правительств и центральных банков многих стран СНГ подписали Протокол об условиях деятельности Межгосударственного банка, на основе которого заинтересованные центральные банки стран СНГ могут заключать с ним двусторонние соглашения о порядке и правилах совершения расчетов по платежам и кредитам.

В октябре 1996 г. на совещании министров финансов Армении, Грузии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана, Украины и представителя МВФ принято решение о создании Совета министров финансов государств — участников Содружества для согласования действий в области бюджетно-налоговой политики. Таким образом, созданы первые элементы основы экономической интеграции и развития валютно-платежных и кредитных отношений, которые неизбежно пойдут по пути совершенствования расчетов с применением цивилизованных форм, принятых в мировой практике.

Информация о работе Международные коммерческие расчеты