Международное морское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных водах продуктов питания. С развитием науки, техники чело­веческая деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древ­нему изречению "моря разъединяют народы", пришло новое — "моря соединяют народы".

Содержание

1. Понятие и кодификация международного морского права
1.1 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
1.2 Классификация морских пространств
2. Внутренние (морские) воды.
2.1 Территориальное море и прилежащая зона.
2.2 Право мирного прохода
3. Международные проливы.
3.1 Режим Черноморских проливов
3.2 Балтийские проливы
3.3 Гибралтар
3.4 Правовой режим международных канаолов
4. Исключительная экономическая зона
4.1 Континентальный шельф и его правовой режим
5. Открытое море
5.1 Свободы открытого моря
6. Международный район морского дна.
7. Международные морские организации

Вложенные файлы: 1 файл

международное морское право.doc

— 131.85 Кб (Скачать файл)

Конвенция 1982 года к этим изъятиям добавила случаи, когда судно не имеет национальности или за­нимается несанкционированным радиовещанием, а также по просьбе государства в отношении его судна, которое подозревается в незаконной торговле наркоти­ческими средствами или психотропными веществами. Судну должны быть возмещены причиненные вред и убытки, если подозрения окажутся необоснованными.

К исключениям из юрисдикции государства флага судна относится так называемое преследование по го­рячим следам. Это право может осуществляться только военными кораблями (военными летательными аппаратами) или иными су­дами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и специально на то  уполномоченными. Пресле­дование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориаль­ном море или прилегающей зоне прибрежного государ­ства и у властей прибрежного государ­ства имеются достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило законы или правила дан­ного государства. Если судно находится в прилежащей зоне, то преследование может начаться только за нару­шение тех правил прибрежного государства, для защи­ты которых и установлена такая зона. Преследование должно быть непрерывным и, если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, прекращается при заходе преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства.  Конвенция 1982 года вводит новое положение, согласно которому пре­следование по горячим следам применяется к нарушениям в исключи­тельной экономической зоне или континентальном шельфе законов и правил прибрежного государства в отношении этих пространств.

К обязаннос­тям государства флага в открытом море относится приня­тие всех необходимых мер, обеспечивающих безопас­ность в море, в частности, в отношении: а) конструкции, оборудования и годности к плаванию; б) комплектова­ния, условий труда и обучения экипажа; в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столк­новения. 

 

5.1 Свободы открытого моря

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, выдвинутый и обо­снованный великим голландским ученым Гуго Гроцием.

Принцип свободы открытого моря, возникший и сложившийся как обычно-правовой, в наше время за­креплен в Конвенциях 1958 и 1982 годов.

Конвенция 1958 года предусматривает следующие свободы - судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, рыболовства. Конвенция 1982 года, кроме того, предусматривает свободу возводить искус­ственные острова и другие установки и свободу науч­ных исследований. Все эти свободы принадлежат как прибрежным, так и неприбрежным государствам. Пользование указанными свободами одним государст­вом не должно создавать препятствий для пользования ими другими государствами.

Каждое государство обладает правом на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Условия предоставления права плавать под флагом определенного государства так же, как и порядок регистрации и предоставление своей национальности судну, определяет само государ­ство. Конвенции же требуют, чтобы между судном и государством существовала реальная связь, в частнос­ти, государство должно эффективно осуществлять юрисдикцию и контроль в административных, техни­ческих и социальных вопроса. Суда должны плавать только под флагом одного государства и не могут его менять во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев перехода права собственности или изменения регистрации. Требование реальной связи "направлено на ограничение практики так называемых удобных флагов, той же цели служит и Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года.

 

6. Международный район морского дна

Новацией Конвенции 1982 года является введение  специального правового режима в отношении междуна­родного района морского дна и его недр за пределами национальной юрисдикции. Район и его ресурсы объяв­лены общим наследием человечества, что применительно к Конвенции означает, в частности, недопустимость для любого государства претендовать на суверенитет или су­веренные права или осуществлять их в отношении Райо­на или его ресурсов, запрещение их присвоения и непри­знание всяких притязании и присвоении, а также то, что все права и ресурсы Района принадлежат всему человече­ству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Под ресурсами понимаются все минеральные ресурсы, находящиеся на морском дне или в его недрах, извлеченные из Района ресурсы рас­сматриваются как полезные ископаемые. Ресурсы не подлежат отчуждению; полезные ископаемые могут быть отчуждены только в соответствии с положениями Кон­венции (ч. XI) и нормами и правилами, установленными Органом.

Поведение государств в Районе должно быть прони­зано стремлением к поддержанию мира и безопасности и содействию международному сотрудничеству и взаимо­пониманию. Район открыт для использования всеми го­сударствами исключительно в мирных целях. Деятель­ность, под которой понимаются все виды деятельности по разведке и разработке его ресурсов, осуществляется на благо всего человечества, но с учетом при этом интересов развивающихся государств. Особый режим Района не затрагивает правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ним.

Положения ч. XI Конвенции в значительной мере учитывают интересы и нужды развивающихся стран, препятствуют монополизации деятельности в Районе, предусматривают меры защиты интересов стран-экс­портеров, добывающих на своей территории такие же полезные ископаемые, какие извлекаются из Района.

 

7. Международные морские организации

Сотрудничество в целях исследования и освоения Мирового океана осуществляется как непосредственно между государствами, так и в рамках международных организаций. Наибольший вклад в развитие такого со­трудничества вносит Международная морская организа­ция — ИМО, являющаяся специализированным учреждением ООН.

Основные цели ИМО сводятся к следующему: со­действовать сотрудничеству государств в технических вопросах торгового судоходства, обеспечению безопас­ности на море, эффективности судоходства, предотвра­щению загрязнения моря с судов и рассмотрению свя­занных с этим административных и правовых вопро­сов. Целями Организации являются также поощрение мер, ведущих к созданию нормальных экономических и коммерческих условий эксплуатации торгового флота, развитие связей с международными организа­циями и государствами.

ИМО принимает самое активное участие в разработ­ке международных договоров и других документов, кото­рые в той или иной мере касаются вопросов, входящих в круг деятельности Организации. Вот несколько приме­ров такой деятельности последних лет: Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загряз­нения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, Протокол 1992 года об изменении Международной кон­венции о гражданской ответственности за ущерб от за­грязнения нефтью 1969 года, Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года.

Организационная структура ИМО является традици­онной для подобного рода международных организаций.

Ассамблея — орган полного состава, порядок рабо­ты сессионный, очередные сессии проходят один раз в два года.

Совет — выборный орган, члены Совета избирают­ся Ассамблеей на два года. Государства представлены в Совете по трем категориям, за каждой категорией за­креплено определенное число мест и выборы проходят отдельно по категориям. Решением 18-й сессии Ассам­блеи в 1993 году число членов Совета увеличено до 40.

В организационную структуру ИМО входит также Секретариат во главе с Генеральным секретарем, чис­ленность персонала невелика — около 300 служащих.

ИМО имеет комитеты: юридический, по безопас­ности на море, по защите морской среды и по техни­ческому сотрудничеству.

Помимо ИМО, действуют такие международные морские организации, как, например, Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Межправительственная океанографическая комиссия (МОК).

 

 

 



Информация о работе Международное морское право