Международная безопасность: понятие, виды, правовые основы и средства обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование международной безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные подходы к изучению международной безопасности;
рассмотреть основные виды безопасности;
проанализировать правовые средства обеспечения международной безопасности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие международной безопасности и основные подходы к ее изучению………………………………………………………………………….4
1. Политический реализм……………………………………………………4
2. Либерально-идеалистический подход и «общая безопасность»………5
3. Взгляды Дж. Най и Р. Кохэн……………………………………………...6
Глава 2. Виды международной безопасности…………………………………8
1. Универсальный вид безопасности………………………………………..8
2. Региональная безопасность……………………………………………….9
Глава 3. Правовые средства обеспечения международной безопасности….12
1. Средства обеспечения в политической области……………………….12
2. Средства обеспечения в военной области……………………………...17
3. Средства обеспечения в экономической области………………………25
Глава 4. Новые концепции международной безопасности………………….28
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа .doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовые средства обеспечения международной безопасности

1. Средства обеспечения  в политической области

Социальное назначение современного международного права – обеспечение международной безопасности. Проблема эта очень широкая. Основным средством обеспечения международной безопасности явилось бы безусловное уважение в отношениях между государствами общедемократических принципов международного права; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов в соответствии с нормами международного права; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма, включая безопасность пользования международными наземными, воздушными и морскими коммуникациями; разработка комплекса мер, нацеленных на укрепление доверия между государствами, на создание действенных гарантий от нападения.          Помимо указанных направлений большой вклад в обеспечение международной безопасности могут внести системы коллективной безопасности, а также политика нейтралитета, проводимая некоторыми государствами.         Коллективная безопасность – это создание системы совместных мероприятий государств (всего мира или отдельного региона) в целях обеспечения международной безопасности. Теория и практика обеспечения международной безопасности с помощью создания систем коллективной безопасности - результат активной внешнеполитической деятельности России.          Современное международное право предусматривает две организационные формы создания систем коллективной безопасности: универсальная (всемирная) организация безопасности, например, в рамках ООН; региональные организации безопасности. Объем прав и полномочий каждой из этих систем различный.

Универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН, исходит из признания того факта, что мир неделим, что агрессия против какого-либо одного государства может привести к всеобщей войне.           Универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН, не исключает и не отрицает создания региональных (местных) систем коллективной безопасности, а, напротив, предполагает создание таких организаций, которые ставят перед собой соответствующие задачи применительно к конкретным географическим районам.     1 августа 1975 г. государства – участники хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписали Заключительный акт, в котором разработан «свод принципов межгосударственных взаимоотношений, полностью – и буквой, и духом – отвечающий требованиям мирного сосуществования». Таким образом, созданы благоприятные условия для сохранения и упрочения мира на всем континенте.          Важным международно-правовым средством обеспечения международной безопасности в современных условиях выступает политика нейтралитета, проводимая некоторыми странами. Нейтралитет был известен и ранее. Так, в рабовладельческом обществе он понимался как обязанность невоюющего государства воздерживаться от содействия тому, кто ведет несправедливую войну, или тому, кто препятствует действиям государства, ведущего справедливую войну. В феодальном обществе под нейтралитетом понималось предоставление со стороны нейтрального государства обеим воюющим сторонам одинаковых возможностей (например, пропуск войск враждующих сторон через свою территорию). Постепенно утверждается понятие полного воздержания нейтрального государства от содействия в какой-либо форме воюющим сторонам. В эпоху капитализма институт нейтралитета получает новое развитие. Появляется, например, понятие «вооруженный нейтралитет», т. е. создание союза между нейтральными государствами для охраны своих прав5. Впервые «вооруженный нейтралитет» был объявлен в 1870 г. по инициативе России в период англо-американской войны.            В XIX в. сформировалось понятие постоянного нейтралитета как нового международно-правового института. Постоянно нейтральным рассматривается такое государство, которое заранее раз и навсегда отказалось от участия во всех войнах, кроме случаев самообороны. Таким образом, политика нейтралитета, первоначально сложившаяся в форме неучастия отдельного государства в войне, приобрела более широкое значение в современных международных отношениях и воплотилась в конкретные обязательства, связанные не только с периодом военных действий, но и с мирными отношениями между государствами.      В современных международных отношениях существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный и традиционный.  Постоянный нейтралитет – это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории6. Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляется законодательным актом соответствующего государства; с другой стороны, может гарантироваться международным договором, участниками которого являются некоторые заинтересованные государства.            В настоящее время постоянно нейтральным государством является Швейцария, нейтралитет которой был установлен актом относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 ноября 1815 г. и гарантирован Австрией, Францией, Великобританией, Россией, Португалией, Пруссией. Швейцария вносит значительный вклад в развитие международных отношений, чему, безусловно, способствует избранный ею статус постоянного нейтралитета.         Постоянно нейтральным государством является также Австрия, нейтралитет которой закреплен в федеральном конституционном законе о нейтралитете Австрии от 26 октября 1955г., в котором говорится: «В целях прочного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете». Постоянный нейтралитет Австрии гарантирован Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 г.      Позитивный нейтралитет, или движение неприсоединения, предполагает неучастие в военных группировках, активное участие в борьбе за предотвращение войны и сохранение мира, за разоружение, против всех видов колониализма и расизма7. Политику позитивного нейтралитета проводят ныне около 100 государств Азии, Африки и Латинской Америки с населением более 1,5 млрд. чел.        Движение неприсоединения руководствуется на международной арене следующими принципами: борьба против империализма, колониализма и неоколониализма, апартеида8, расизма, и всех форм гегемонизма9, за мирное сосуществование государств, обеспечение международного мира и безопасности, разрядку международной напряженности, прекращение гонки вооружений, в особенности ядерные, и достижение всеобщего и полного

разоружения под эффективным международным контролем, за перестройку международных экономических отношений на справедливых и демократических началах, за новый международный информационный порядок.

Организационная структура движения неприсоединения. Высшим форумом движения являются конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, созываемые один раз в три года. Государство, на территории которого проходит Конференция, становится государством-координатором, а глава этого государства или его правительства – председателем движения неприсоединения, который обеспечивает постоянную связь между неприсоединившимися странами и представляет движение неприсоединения на международной арене. Реализация решений Конференции возложена на Координационное бюро, созданное в 1973 г. Члены бюро избираются па основе принципа представительства по регионам Традиционный нейтралитет – это нейтралитет государства, не оформленный в международном договоре, но соблюдаемый им добровольно в течение длительного времени. Например, Швеция нейтральна уже более 160 лет. Основным признаком традиционного нейтралитета является то, что он выражает нейтральную позицию государства во время войны. Обычно в начале войны такие государства заявляют о своем нейтралитете. Традиционный нейтралитет отличается от постоянного тем, что постоянно нейтральное государство проводит соответствующую политику, основанную на международном договоре, проводит нейтралитет постоянно как во время войны, так и в мирное время; традиционный нейтралитет не связан международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент. Политика постоянного нейтралитета – это политика более высокого ранга. Он подразумевает больше прав и обязанностей нейтрального государства. Постоянный нейтралитет имеет отношение ко всем будущим войнам; традиционный же нейтралитет – к конкретной войне.        Современное нейтральное государство, как субъект международного права, обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие государства, т. е. оно имеет право на политическую независимость и территориальную целостность, право на самооборону от агрессии, право на представительство в других государствах и при международных организациях и многое другое. В то же время нейтральное государство несет и определенные обязанности: добровольное выполнение обязательств по строгому соблюдению нейтралитета; невмешательство в дела других государств; воздержание от военных союзов с другими странами и т. д. Таким образом, нейтральное государство характеризуется следующими основными чертами: не участвует в военных конфликтах на стороне одного из воюющих; не принимает участия в военных союзах, созданных другими государствами; не предоставляет свою территорию иностранным государствам для создания военных баз; не вступает в экономические союзы, участие в которых будет противоречить международно-правовому статусу нейтралитета; в своей внешней политике нейтральное государство руководствуется принципами мирного сосуществования; нейтралитет государства носит гуманитарный характер (оказание добрых услуг и посредничества, предоставление своей территории для работы международных конференций, органов ООН и т. д.). Все это свидетельствует о том, что политика нейтралитета, проводимая некоторыми государствами, служит упрочению мира и является важным средством обеспечения международной безопасности.

2. Средства обеспечения в военной области

Одним из наиболее эффективных международно-правовых средств обеспечения международной безопасности является всеобщее и полное разоружение. Международно-правовое содержание понятия «разоружение» очень емкое, и оно включает в себя такие мероприятия, как: прекращение гонки вооружений; сокращение вооружений; запрещение или ограничение применения определенных видов оружия; ликвидация средств ведения войны и, на последнем этапе, осуществление всеобщего и полного разоружения, то есть роспуск всеми государствами мира своих вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства и уничтожение всех видов вооружений с сохранением в распоряжении государств лишь ограниченных сил по обеспечению внутреннего порядка.

1. Одним из основных направлений борьбы за обеспечение международной безопасности является ограничение и сокращение стратегических вооружений. К настоящему времени заключен ряд важных соглашений:

   а) Соглашения по ОСВ-1. К ним относятся бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) от 26 мая 1972 г. и Протокол к нему от 3 июля 1974 г. Согласно этим договорам предусматривалось право создавать одну систему ПРО радиусом не более 150 км, в пределах которых может быть развернуто не более 100 пусковых установок противоракет. Стороны обязались не развертывать системы ПРО по всей территории своей страны и не создавать основу для такой обороны; «не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования». Контроль за соблюдением Договора осуществляется с помощью национальных технических средств в соответствии с общепризнанными принципами международного права; при этом стороны обязались «не чинить помех национальным техническим средствам контроля» и «не применять преднамеренные меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля». Для содействия осуществлению Договора создана советско-американская постоянная консультативная комиссия. Договор подлежит совместному рассмотрению сторонами каждые пять лет.

   б) Соглашение по ОСВ-2 включает советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений от 18 июня 1979 г., предусматривающий обязательство ограничить пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, пусковые установки баллистических ракет подводных лодок, тяжелые бомбардировщики, а также баллистические ракеты класса «воздух – земля» суммарным количеством, не превышающим 2400 единиц. Договор предусматривал и другие меры ограничения стратегических вооружений; устанавливал равные предельные уровни средств доставки ядерного оружия для обеих сторон; налагал ограничения на совершенствование стратегических наступательных систем и создание новых систем; содержал обязательство сторон по ограничению не только количества, но и качества совершенствования стратегического оружия. 2. Запрещение размещения оружия массового уничтожения в специфических природных средах и географических районах содержится в Договоре о космосе, в Договоре о морском дне, в Договоре о нераспространении ядерного оружия от 1 июня 1968 г.     В Договоре о космосе государства взяли на себя обязательство «не выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом» (ст. IV); в Договоре о морском дне государства обязались «не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия» (ст. I); Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июня 1968 г., с одной стороны, запрещает ядерным державам-участницам передавать свое ядерное оружие (или контроль над ним) кому бы то ни было, помогать третьим странам в его производстве или приобретении; с другой стороны, обязывает государства-участники, не обладающие ядерным оружием, не принимать от кого бы то ни было это оружие и не производить его. Ядерное оружие не может быть передано не только отдельным государствам, но и каким бы то ни было группировкам государств, в том числе военным союзам. Однако Договор не запрещает сотрудничество государств в области мирного применения ядерной энергии. Так, в соответствии со ст. V Договора неядерные державы могут получить блага от мирного применения ядерных взрывов на основе специальных международных соглашений. При этом ядерные взрывные устройства всегда должны оставаться в ведении и под контролем государства, обладающего ядерным оружием. Россия активно сотрудничает в области мирного использования ядерной энергии. С этой целью 13 января 1982 г. принято специальное постановление, согласно которому ядерный экспорт осуществляется в соответствии с политикой России и на основе Договора о нераспространении ядерного оружия. Россия осуществляет ядерный экспорт в неядерные государства на основе специальных соглашений, в которых неядерные государства берут на себя обязательства: а) не использовать передаваемые материалы для производства ядерного оружия; б) содержать передаваемые ядерные материалы под постоянным контролем МАГАТЭ; в) обеспечивать их мерами физической защиты.            Контроль за выполнением государствами своих обязательств по Договору осуществляет МАГАТЭ, с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, заключает специальное соглашение. Цель такого соглашения – не допустить переключения мирного использования ядерной энергии на создание ядерного оружия, ядерных взрывных устройств или на другие военные цели. Каждые 5 лет созывается конференция по рассмотрению действия Договора. Укреплению режима нераспространения эффективно служат двусторонние договоренности. Так, в феврале 1975 г. между СССР и Англией, а 22 июня 1977 г. между СССР и Францией были подписаны Декларации о нераспространении ядерного оружия, в которых стороны высказались за ограничение передачи ядерных материалов, пригодных для создания ядерного оружия, или иных ядерных устройств третьим государствам. Таким образом, на основе Договора о нераспространении и других международно-правовых актов сложился международный режим нераспространения ядерного оружия, ставший действенным инструментом поддержания мира и безопасности. За время его действия не появилось ни одного государства, обладающего ядерным оружием10.            3. Норма о полном запрещении и уничтожении определенных видов оружия закреплена в Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г.     Конвенция предусматривает обязательство сторон не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических или других мирных целей (ст. I). Конвенция содержит далее обязательство уничтожить (после ее вступления в силу) все накопленные запасы бактериологического оружия, равно как и средства их доставки (ст. II).      В Конвенцию включены положения, обеспечивающие ее выполнение. При этом предусматриваются меры национального и международного характера. С одной стороны, участники конвенции должны принять национальные законодательные и административные меры по запрещению разработки, производства и накопления оружия, оборудования и средств доставки бактериологического оружия, а также по их уничтожению (ст. IV). С другой стороны, если государство-участник Конвенции установит, что другое государство-участник нарушает положение конвенции, то оно может подать жалобу в Совет Безопасности (ст. VI). Через каждые 5 лет созывается конференция государств-участников Конвенции для рассмотрения того, как действует Конвенция (ст. XII). Вторая такая конференция состоялась в сентябре 1986 г. В принятой Декларации стороны «подтвердили свою поддержку и приверженность целям и принципам Конвенции, призвали все государства воздерживаться от каких-либо действий, которые могли бы поставить ее под угрозу, заявили о решимости полностью исключить возможное использование бактериологических (биологических) агентов и токсинов в качестве оружия».        Значение этой Конвенции исключительно велико, так как речь идет о ликвидации целого вида вооружений. В этом плане упомянутая Конвенция отличается от всех до сих пор заключенных соглашений в области ограничения гонки вооружений. Последние хотя и имеют важное значение в деле ограничения гонки вооружений, но еще не предусматривают уничтожения того или иного вида вооружений. Данная Конвенция - фактически первая в истории международных отношении мера реального разоружения. Речь идет об изъятии из военных арсеналов государств целой категории опаснейшего оружия массового уничтожения. В соответствии с Женевским протоколом 1925 г. запрещается применять во время вооруженных конфликтов удушливые, ядовитые или другие подобные газы. Однако Протокол не запрещает производство, накопление, хранение химического оружия. Россия решительно выступает за всеобщее и полное запрещение химического оружия и уничтожение существующих запасов такого оружия.

4. Нормы международного  права, касающиеся запрещения дальнейшего  совершенствования и разработки  новых видов оружия массового уничтожения, содержатся в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., в котором государства взяли на себя обязательство запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и другие ядерные взрывы в атмосфере, за пределами атмосферы, включая космическое пространство, под водой, включая территориальные воды и открытое море. Кроме того, запрещаются ядерные взрывы в любой другой среде, если они вызывают выпадение осадков за пределами территориальных границ соответствующего государства. Договор является бессрочным, его участниками являются 110 государств.

Постановочно, важным на пути всестороннего запрещения ядерных испытаний явился Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г., согласно которому каждая из сторон, начиная с 31 марта 1976 г., не будет производить любые подземные испытания ядерного оружия мощностью свыше 150 килотонн. 28 мая 1976 г. СССР и США подписали Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях и Протокол к нему. Позиция Росси в отношении испытаний ядерного оружия конкретна и последовательна. Суть ее заключается в том, что прекращение ядерных испытаний – самый радикальный путь прекращения гонки вооружений, так как без таких испытаний нельзя ни совершенствовать, ни создавать новые виды ядерного оружия. В 1996 г. такой всеобъемлющий договор о запрещении ядерных испытаний был подписан.    Давая оценку международным соглашениям, в которых закреплены обязательства государств по частичному разоружению, следует, однако, иметь в виду, что они пока что не носят универсального характера.   Все меры, связанные с частичным, а в перспективе и со всеобщим разоружением, должны осуществляться с учетом принципа равенства и одинаковой безопасности сторон. Впервые принцип равенства и одинаковой безопасности сторон был закреплен в «Основах взаимоотношений между СССР и США» от 29 Мая 1972 г.        При наличии у государств современного ядерного оружия принцип равенства и одинаковой безопасности становится не только императивным принципом, который обязаны соблюдать государства, но он становится и объективной реальностью современных международных отношений. Противодействие этой объективной реальности, попытки одного государства поставить другое государство в положение неравенства и меньшей безопасности таят в себе опасность термоядерного конфликта. С учетом принципа одинаковой безопасности станет возможным последовательное укрепление взаимного доверия, общее оздоровление политической атмосферы, в которой можно надеяться на развитие политического диалога, на плодотворное обсуждение экономических, гуманитарных проблем, проблем контактов, взаимной информации.      Механизмом поддержания взаимной безопасности является военно-стратегический паритет, то есть равновесие в военной области, включая ядерные вооружения. Военно-стратегический паритет – это понятие, характеризующее соотношение сил в военной области. В сохранении этого равновесия – серьезный фактор обеспечения мира и международной безопасности. Подлинная равная безопасность гарантируется в наш век на предельно низком уровне стратегического баланса.    Военно-стратегический паритет выступает главным материальным гарантом мер по поддержанию международного мира и безопасности на уровне права. Закрепленный в международно-правовых актах, он стал нормой поведения государств. Нарушение этой нормы представляет угрозу миру и международной безопасности.       В реализации принципа равенства и одинаковой безопасности важное значение имеют меры доверия в военной области, под которыми следует понимать коллективные и односторонние акции государств, предпринимаемые в целях содействия уменьшению военного противостояния и напряженности, а также предотвращения возникновения вооруженных конфликтов вследствие неправильной оценки военной деятельности друг друга (военные учения, передвижения войск и т.д.). Меры доверия – новый институт, вошедший в практику отношений между государствами по инициативе России. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе закрепляются следующие меры доверия: предварительные уведомления о крупных военных учениях сухопутных войск (с участием более 25 тыс. чел.); взаимный обмен наблюдателями для присутствия на военных учениях; содействие обменам по военной линии, включая визиты военных делегаций. Широкая программа мер доверия содержится в решениях Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе, принятых в сентябре 1986 г. Эти меры включают: уведомление за 42 дня о военных учениях, перебросках и передвижениях войск (начиная с уровня 13 тыс. чел. и 300 танков; в отношении учений авиации – 200 самолето-вылетов за период учения); приглашение на учения (начиная с уровня в 17 тыс. чел.) наблюдателей; обмен ежегодными планами уведомляемой военной деятельности; ограничение военной деятельности на европейском континенте. Каждое государство-участник имеет право проводить инспекции на территории любого другого государства-участника в зоне применения мер укрепления доверия и безопасности (не более трех инспекций в год); инспекции не будут проводиться в закрытых районах, на военных и оборонных объектах. Центральным пунктом соглашения является обязательство сторон о неприменении силы во всех ее видах.

3. Средства обеспечения в экономической области

Экономическая безопасность государств – это часть международной безопасности. Устав ООН закрепляет тесную связь между сохранением международного мира и международным экономическим развитием. Экономическая безопасность предусматривает исключение из международной практики любых методов экономической агрессии – таких, как применение или угроза применения эмбарго, бойкота, торговой, кредитной и технологической блокады.

В практику современных международных отношений вошли такие реалии, как экономические интервенции, эмбарго, торговые запреты и долговые коллапсы. Задолженность развивающихся стран составляет свыше двух триллионов долларов и продолжает расти. Такое положение может накалить обстановку, вызвать международную напряженность.

Масштабы внешних долгов и их последствия во всех точках мира требуют от законодателей разных стран регулировать эти вопросы сообща, исходя из интересов всех и каждого конкретного государства. Однако и на этом поприще происходит столкновение жизненно важных интересов государств, интересов их национальной безопасности. Равную экономическую безопасность всех государств может гарантировать установление нового мирового экономического порядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Декларация и Программа действий по установлению нового экономического порядка, а также Хартия экономических прав и обязанностей государств, в соответствии с которыми государства должны сотрудничать в деле содействия более рациональным и справедливым международным экономическим отношениям; они имеют право регулировать и контролировать деятельность многонациональных корпораций на своей территории.

Составными элементами системы экономической безопасности должны быть:

  • исключение из международной практики всех форм дискриминации;
  • отказ от политики экономических блокад и санкций, если это прямо не предусматривается рекомендациями мирового сообщества;
  • совместный поиск путей справедливого урегулирования проблемы задолженности;
  • установление нового мирового экономического порядка, гарантирующего равную экономическую безопасность всех государств.

Обеспечение международной безопасности в экономической области предполагает сотрудничество государств в решении таких глобальных проблем, как сохранение окружающей человека среды, изыскание новых источников энергии, освоение космоса и Мирового океана, борьба с экономической отсталостью. Эти и другие глобальные проблемы будут решены, если усилиями права и политики всех стран будут синтезированы материальные ресурсы для целей экономического развития, если будет создана гуманная атмосфера всемирного социума.

Информация о работе Международная безопасность: понятие, виды, правовые основы и средства обеспечения