Лекции по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:19, курс лекций

Краткое описание

Реформирование внешнеэкономической деятельности, углубление миграционных процессов вызвали необходимость включения в государственные стандарты подготовки специалистов-юристов в качестве обязательной дисциплины курса международного частного права. Это одна из самых молодых и самых сложных отраслей современного правоведения. Сложность данной учебной дисциплины состоит в том что, во-первых, при изучении ее приходится обращаться к понятиям общей теории права, международного права и, безусловно, к институтам гражданского, семейного, трудового и гражданского процессуального права. Во-вторых, международное частное право обладает просто колоссальной нормативной базой.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции мчп.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

В нем предусмотрено, что юридические и физические лица республики, получившие право на внешнеэкономическую деятельность, могут осуществлять ее за рубежом путем:

  • ·           создания в иностранных государствах хозяйственных структур, в том числе страховых и перестраховочных организаций, их филиалов и представительств, либо участия в их капитале и в органах управления;
  • ·           приобретения акций и паев существующих за рубежом фирм и предприятий, проведения операций с ценными бумагами на фондовых биржах;
  • ·           приобретения для осуществления и развития своей хозяйственной деятельности земельных участков, зданий и сооружений;
  • ·           учреждения за рубежом банков с участием белорусского капитала, филиалов (представительств) белорусских банков.

Создание зарубежных предприятий и приобретение собственности за рубежом осуществляются государственными предприятиями, организациями и учреждениями с согласия собственника имущества или уполномоченного им органа.

Субъекты хозяйственной деятельности с иной формой собственности создают  зарубежные предприятия и приобретают собственность за рубежом с согласия высшего органа управления.

Регистрация зарубежных предприятий, банковских структур в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь производится в течение одного месяца с даты регистрации их за границей.

Прибыль, получаемая от деятельности зарубежных предприятий, доходы от операций с ценными бумагами, получаемые белорусскими субъектами хозяйствования, облагаются налогом в соответствии с действующим  законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами. Ответственность за своевременный перевод прибыли и доходов в полном объеме в республику несут белорусские участники зарубежного предприятия. 

 

Рекомендуемая литература  

 

  1. 1.         Белов А.П. Правовые гарантии и защита российского капитала за рубежом // Право и экономика. - 1996. - ©10.
  2. 2.         Вылкова Е.С., Кайсаров А.А. Организационно-экономические основы деятельности совместных предприятий. - М., 1990.
  3. 3.         Катков А.Л. Совместные предприятия: экономические, организационные и управленческие аспекты. - М., 1990.
  4. 4.         Ладыженский А.М. Теория национальности юридического лица в международном частном праве // Советский ежегодник международного права, 1964-1965. - М., 1966.
  5. 5.         Ляликова Л.А. Транснациональные корпорации и проблема определениях их национальности // Советский ежегодник международного права, 1981. - М., 1982.
  6. 6.         Суворов Л.Л. Проблема отделения личного статута юридического лица от его государственной принадлежности в современном международном частном праве // Журнал международного частного права. - 1995. - ©3(9).
  7. 7.         Шапира Ж. Международное право предпринимательской деятельности. - М.: Прогресс, 1993.
  8. 8.         Шебанова Н. Иностранные юридические лица в Российской Федерации: некоторые вопросы хозяйственной деятельности // Московский журнал международного права. - 1994. - ©2.

 

 

Тема 6. Правовое положение  государства в международном  частном праве 

 

1. Особенности правового  положения государства как участника  гражданско-правовых отношений 

 

В соответствии со ст.124 ГК Республики Беларусь административно-территориальные  единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками  этих отношений - физическими и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

Из положений этой статьи следует:

  • ·           государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений;
  • ·           государство не имеет никаких преимуществ перед другими участниками гражданских отношений;
  • ·           к государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях.

Государство может быть участником гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Например, государство:

  • ·           арендует или покупает участок земли для дипломатического представительства;
  • ·           арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства;
  • ·           фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов;
  • ·           является наследником выморочного имущества;
  • ·           выпускает облигации на территории иностранного государства;
  • ·           заключает договоры на подрядные работы;
  • ·           заключает концессионные соглашения с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ресурсов.

Государство, осуществляя гражданско-правовую деятельность на территории другого государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются юрисдикции этого иностранного государства.

В этом состоит особенность правового  режима государства как участника международной гражданско-правовой деятельности, именуемая иммунитетом.

Иммунитет - это право государства  на освобождение от юрисдикции другого  государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны  судебных, административных и иных органов другого государства. 

 

2. Юрисдикционный иммунитет  государства 

 

Юрисдикционный иммунитет государства  включает в себя следующие элементы:

  • ·           судебный иммунитет;
  • ·           иммунитет от предварительного обеспечения иска;
  • ·           иммунитет от принудительного исполнения судебного решения;
  • ·           иммунитет собственности государства;
  • ·           иммунитет сделок государства.

Судебный иммунитет - это неподсудность одного государства суду другого государства, которая означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: <равный над равным не имеет юрисдикции>.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что в порядке обеспечения иска имущество другого государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства.

Иммунитет от принудительного  исполнения судебного решения означает, что нельзя в принудительном порядке исполнить судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия.

Иммунитет собственности  государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории другого государства.

Собственность государства пользуется иммунитетом независимо от наличия  судебного разбирательства и  независимо от того, во владении какого лица (обладающего иммунитетом или  нет) она находится.

Иммунитет сделок государства означает, что сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права. 

 

3. Основные доктрины  иммунитета государства 

 

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме. Он распространяется на любую его собственность.

Функциональный иммунитет основан на разграничении функций государства. Когда государство действует как суверен, совершает акт властвования, оно пользуется иммунитетом. Если же государство как частное лицо занимается коммерческой деятельностью, то оно иммунитетом не пользуется.

Ограниченный иммунитет формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе является Европейская Конвенция <Об иммунитете государств> (1972 г.). В соответствии с ее положениями государство не пользуется иммунитетом:

  • ·           в делах по договорному обязательству, если согласно контракту оно осуществлялось или должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • ·           в делах, связанных с трудовым соглашением, работа по которому подлежит исполнению или исполнялась на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • ·           в делах, связанных с участием юридического лица, если такое лицо имеет свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • ·           по делам, связанным с деятельностью бюро агентства либо другого учреждения, через которое государство осуществляет промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, если такое учреждение находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • ·           по делам, связанным с недвижимостью, если она находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • ·           по делам, связанным с возмещением ущерба, если он вызван фактом, имевшим место на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

 

 

4. Торговые представительства  Республики Беларусь 

 

Торговые представительства Республики Беларусь - это органы Республики Беларусь, осуществляющие за границей полномочия Республики Беларусь в области внешнеэкономической деятельности.

Торговые представительства  входят в систему Министерства иностранных  дел. Они открываются на территории иностранных государств по решению Совета Министров Республики Беларусь на основе международных договоров, заключенных между Республикой Беларусь и странами пребывания.

Торговые представительства  могут иметь свои отделения.

В компетенцию торговых представительств входит:

  • ·           изучение экономических условий и торговой конъюнктуры в странах пребывания;
  • ·           осуществление деятельности, направленной на совершенствование механизма экспортно-импортных операций, повышение эффективности торгово-экономических и научно-технических связей;
  • ·           оказание содействия субъектам хозяйствования Республики Беларусь в установлении деловых контактов в области финансов, инвестиционной деятельности и торгово-экономического сотрудничества с юридическими и физическими лицами стран пребывания;
  • ·           изучение возможностей создания и работы торговых домов и специализированных информационно-консалтинговых компаний с участием белорусских субъектов хозяйствования в стране пребывания.

Торговые представительства могут  совершать от имени Республики Беларусь сделки. Они не отвечают по обязательствам субъектов хозяйствования Республики Беларусь, а субъекты хозяйствования не отвечают по обязательствам торговых представительств.

Работники торгового представительства  пользуются в стране пребывания дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.1991 г. ©468 учреждены торговые представительства Республики Беларусь в следующих государствах (с охватом близлежащих стран):

  1. 1.         Республика Польша (Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, скандинавские страны).
  2. 2.         Германия (Бельгия, Великобритания, Голландия, Франция, Швейцария).
  3. 3.         Италия (Болгария, Греция, Испания, Румыния, Югославия).
  4. 4.         Республика Корея (КНДР, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Япония).
  5. 5.         США (страны Латинской Америки, Канада, Куба).
  6. 6.         Китай (Вьетнам, Индия, Ирак, Турция).

 

 

Рекомендуемая литература  

 

  1. 1.         Биктагирова Г. Некоторые вопросы иммунитета государства на примере нового законодательства США, Англии, Австралии, Канады и Европейской конвенции о государственном иммунитете // Советский ежегодник международного права, 1989-1990-1991. - М., 1992.
  2. 2.         Звеков В. Государство как субъект гражданских правоотношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств. Комментарий части первой ГК Российской Федерации для предпринимателей. - М., 1995.
  3. 3.         Зенина Ж. Соглашение о разделе продукции: вопрос об иммунитете государства // Журнал международного частного права. - 1999. - ©1.
  4. 4.         Кравченко О. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности: Автореф. дис. - Мн.: БГУ, 1998.
  5. 5.         Ушаков Н. Государство в системе международно-правового регулирования. - М., 1997.
  6. 6.         Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности. - М., 1993.
  7. 7.         Швыдак Н. Юрисдикционные иммунитеты иностранного государства в судебной практике Франции и Швейцарии: Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву // Труды ВННИСЗ. - М., 1991.

 

 

Тема 7. Собственность  в международном частном праве  

 

1. Коллизионные вопросы  права собственности 

Информация о работе Лекции по "Международному частному праву"