Лекции по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:19, курс лекций

Краткое описание

Реформирование внешнеэкономической деятельности, углубление миграционных процессов вызвали необходимость включения в государственные стандарты подготовки специалистов-юристов в качестве обязательной дисциплины курса международного частного права. Это одна из самых молодых и самых сложных отраслей современного правоведения. Сложность данной учебной дисциплины состоит в том что, во-первых, при изучении ее приходится обращаться к понятиям общей теории права, международного права и, безусловно, к институтам гражданского, семейного, трудового и гражданского процессуального права. Во-вторых, международное частное право обладает просто колоссальной нормативной базой.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции мчп.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь имеет двусторонние соглашения о международном железнодорожном  грузовом и пассажирском сообщении  с некоторыми пограничными государствами (с Украиной, Россией, Польшей).

Страны, входившие ранее в СССР, заключили ряд соглашений в области железнодорожного транспорта. Среди них Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР и их дальнейшем совместном использовании от 22.01.1993 г. и Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров от 12.03.1993 г. 

 

3. Международные автомобильные  перевозки 

 

К важнейшим актам, регулирующим международные  автомобильные перевозки, относятся:

  1. 1.         Конвенция о дорожном движении от 19.09.1949 г.
  2. 2.         Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19.09.1948 г.
  3. 3.         Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 г. (Конвенция ЦМР). Республика Беларусь присоединилась к ней в 1993 году.
  4. 4.         Таможенная конвенция МДП от 15.01.1959 г. (в 1978 г. вступила в силу новая редакция - Конвенция МДП-ТИР).
  5. 5.         Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа от 01.03.1973 г. (Конвенция КАПП).

Двусторонние соглашения, заключенные  Республикой Беларусь с другими  государствами, устанавливают следующие общие требования для международных автомобильных перевозок:

  • ·           перевозки могут выполняться перевозчиками, которые согласно национальному законодательству допущены к осуществлению такого рода перевозок;
  • ·           перевозки должны осуществляться на основании специальных разрешений, выдаваемых компетентными органами соответствующих государств;
  • ·           перевозки должны производиться по шоссейным дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения;
  • ·           используемые в международном сообщении автотранспортные средства подлежат обязательному страхованию на случай причинения ущерба третьим лицам.

В соответствии с Конвенцией о дорожном движении автомобиль, используемый для  международного сообщения, должен иметь свидетельство о регистрации, регистрационный номер, отличительный знак своего государства, опознавательные знаки установленной формы. Минимальный возраст для управления автомобилем установлен в 18 лет.

Протокол о дорожных знаках и  сигналах ввел единообразную в международной практике систему дорожных знаков и сигналов.

Конвенция ЦМР определяет основные условия договора международной  автомобильной перевозки грузов: устанавливает реквизиты автомобильной  накладной, предусматривает порядок  приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, права и обязанности сторон при автомобильной перевозке грузов международного сообщения.

В автомобильной накладной, которая  является доказательством принятия груза перевозчиком, указываются: место  и дата ее составления, имена и адреса отправителя груза, перевозчика и получателя, место и дата принятия груза, способ упаковки груза, число мест, провозная плата.

Перевозчик, принимая груз к перевозке, обязан проверять правильность содержащихся в накладной данных о количестве мест, внешнее состояние груза и его упаковки.

Конвенция МДП-ТИР предусматривает  при автомобильных перевозках грузов составление особого таможенного  документа - книжки МДП (международной  дорожной перевозки). Согласно данной Конвенции перевозка грузов должна выполняться в запломбированных транспортных средствах и контейнерах. При соблюдении необходимых предписаний перевозка грузов может осуществляться без таможенного досмотра в странах, являющихся участниками Конвенции МДП-ТИР.

Во время приемки груза коммерческий акт не составляется. Обнаруженные при сдаче груза недостача, порча или повреждения удостоверяются соответствующими отметками на накладной и скрепляются подписями грузополучателя и перевозчика.

Предел имущественной ответственности  перевозчика при несохоранности груза установлен в размере 25 франков за кг веса брутто, а при просрочке в доставке груза - в размере суммы провозных платежей. Перевозчик освобождается от имущественной ответственности, если несохранность и просрочка в доставке груза вызваны обстоятельствами, которых он не мог избежать.

Конвенцией ЦМР не предусмотрено  обязательное предъявление претензии  к перевозчику. Общий срок исковой  давности определен в один год. Споры, возникающие при международных  автомобильных перевозках, должны решаться в суде. По соглашению сторон допускается передача спора на разрешение арбитража.

Международные автобусные перевозки  пассажиров регулируются Конвенцией КАПП. Согласно данной Конвенции международные  автобусные перевозки могут быть:

  • ·           регулярные;
  • ·           нерегулярные;
  • ·           маятниковые.

Под регулярной понимается такая перевозка, которая выполняется  в соответствии с опубликованным расписанием движения автобусов  на определенной трассе с указанием  мест (пунктов) посадки и высадки  пассажиров.

Нерегулярной признается перевозка, которая не отвечает указанным  требованиям.

Маятниковой перевозкой считается перевозка пассажиров с территории одного государства  к месту временного пребывания на территории другого государства  и перевозка тех же пассажиров автобусами того же перевозчика обратно в страну их первоначального отъезда.

Свидетельством заключения договора автобусной перевозки пассажиров является билет, который может быть именным и на предъявителя.

Пассажир пользуется правом: проезда в автобусе согласно билету; бесплатного (или со скидкой) провоза с собой детей, ручной клади, домашних животных; провоза багажа за отдельную плату, предусмотренную тарифом; пользования другими услугами (ночлег, питание в пути).

Общий вес ручной клади  не может превышать 20 кг, а багажа - 30 кг. Не допускается перевозка ручной клади и багажа, содержащих:

  • ·           предметы, перевозка которых запрещена законодательством государства, на территории которого выполняется автобусное сообщение;
  • ·           воспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие вещества;
  • ·           огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов;
  • ·           предметы, которые из-за своего объема и формы не приспособлены к автобусной перевозке (велосипеды).

При повреждении здоровья пассажира общая сумма возмещения не может превышать 250 тыс. франков  за одного пострадавшего. Национальным законодательством может быть установлен более высокий предел имущественной  ответственности перевозчика.

При несохранности багажа возмещение не может превышать 500 франков за единицу багажа и 2 тыс. франков на пассажира.

Общий срок исковой давности при причинении вреда здоровью пассажира  составляет три года, по другим требованиям - 1 год.

Иск может быть предъявлен в один из следующих судов:

  • ·           по месту нахождения ответчика или конторы, при посредстве которой был заключен договор перевозки;
  • ·           по месту причинения вреда;
  • ·           по месту отправления либо назначения.

 

 

4. Международные воздушные  перевозки 

 

Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г. (Республика Беларусь присоединилась 4 июля 1993 г.).

Чикагской конвенцией регламентированы следующие вопросы:

  • ·           порядок выполнения полетов и процедура регистрации воздушных судов;
  • ·           задачи и основные принципы деятельности ИКАО;
  • ·           функционирование аэропортов, наземных аэронавигационных средств и служб;
  • ·           порядок урегулирования споров.

Вместе с Чикагской конвенцией были подписаны два соглашения:

  • ·           Соглашение о международном транзитном воздушном сообщении.
  • ·           Соглашение о международном транспорте.

Основной транспортной конвенцией, регулирующей воздушные перевозки  пассажиров и грузов, является Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок от 12.10.1929 г. (сокращенно - Варшавская конвенция; БССР ратифицировала ее 01.08.1963 г.).

Изменения в Варшавскую конвенцию  внесены: Гаагским Протоколом об изменении и дополнении некоторых положений Варшавской конвенции 28.09.1955 г.; Гватемальским протоколом от 08.03.1971 г.; Монреальским протоколом от 25.09.1975 г.

Международные воздушные перевозки (кроме многосторонних соглашений) осуществляются также на основе двусторонних соглашений. Эти соглашения регулируют вопросы взаимного предоставления прав на совершение полетов, летно-техническое обеспечение полетов, взаимное предоставление соответствующих услуг в аэропортах иностранного государства.

Согласно Варшавской конвенции договор международной воздушной перевозки оформляется составлением проездного билета (для пассажира), багажной квитанции (для багажа, пассажира), авиагрузовой накладной (для груза). Проездной билет и багажная квитанция объединены в один перевозочный документ, состоящий из нескольких купонов.

Конвенцией регламентированы права  и обязанности участников договора международной воздушной перевозки, определен порядок приема и выдачи груза в пункте назначения, установлены  основные требования к перевозочным документам.

Отправителю предоставляется право  распоряжаться грузом в пути: он может задержать груз, потребовать  его выдачу новому получателю. При  этом отправитель груза обязан возместить авиаперевозчику все понесенные в связи с этим расходы.

Багаж и грузы, за исключением вещей  при пассажире, должны находиться под  охраной авиаперевозчика.

Имущественная ответственность авиаперевозчика  предусмотрена:

  • ·           за причинение вреда здоровью пассажира;
  • ·           за несохранность багажа и груза;
  • ·           за просрочку в доставке груза.

Имущественная ответственность авиаперевозчика  за причинение вреда здоровью пассажира  наступает независимо от его вины. Авиаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что причинение вреда  имело место вопреки всем мерам, принятым с его стороны, либо такие меры принять было невозможно.

Суд может освободить авиаперевозчика  от ответственности или ограничить ее, если будет установлено, что вина потерпевшего явилась причиной вреда  или содействовала его наступлению.

Предел имущественной ответственности  авиаперевозчика установлен:

  • ·           за причинение вреда здоровью пассажира - 250 тыс. франков;
  • ·           за несохранность багажа и груза - 250 франков за 1 кг багажа (груза);
  • ·           за предметы, оставляемые пассажирами при себе, - 5 тыс. франков.

Варшавская конвенция разрешает  национальным авиакомпаниям повышать установленный предел имущественной  ответственности. Например, ряд авиакомпаний США установили предел такой ответственности  перед каждым пассажиром в размере 75 - 100 тыс. франков.

Варшавская конвенция предусматривает  претензионный порядок урегулирования имущественных споров. В случае установления ущерба заинтересованное лицо должно обратиться с претензией в письменном виде к авиаперевозчику в следующие сроки:

  • ·           по багажу - 7 дней;
  • ·           по грузу - 14 дней;
  • ·           в связи с просрочкой в доставке груза - 21 день.

Несоблюдение этих сроков лишает права  предъявления иска к авиаперевозчику. Для перевозок авиапассажиров обязательное предъявление претензии к авиаперевозчику не предусмотрено: пассажир в случае причинения вреда его здоровью может сразу же обратиться в суд с иском.

Исковое заявление о возмещении ущерба может быть подано в суд  в течение 2 лет с момента прибытия самолета по назначению или со дня, когда он должен был бы прибыть.

По выбору истца иск может  быть предъявлен в суде государства, в котором находится место  нахождения авиаперевозчика или  его контора, оформившая договор  воздушной перевозки, либо в суде государства, в котором находится место назначения перевозки.

Информация о работе Лекции по "Международному частному праву"