Курдский вопрос в современных международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 18:53, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы. Проблема обретения курдским народом национальной независимости и собственной государственности относится к числу наиболее острых и сложных. Будучи одним из основных факторов нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке курдское движение оказывает значительное влияние на внутриполитическую ситуацию в этом регионе. Однако стремление курдов, одного из древнейших и самобытных народов, к национальному самоопределению не находит ответного отклика у руководства государств, разделивших Курдистан, то есть территорию в Западной Азии, расположенную главным образом в курдистанских горах, в пределах Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Так, в Турции курды как национальное меньшинство лишены элементарных прав со времен Первой мировой войны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курдский вопрос в современных международных отношениях.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 


 


 

 

 

28



На правах рукописи

 

 

 

 

АВДОИ Темур  Сартифович

 

 

 

 

 

КУРДСКИЙ ВОПРОС

В СОВРЕМЕННЫХ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 

 

 

 

Специальность – 23.00.04 – политические проблемы

международных отношений и глобального развития

 

 

 

 

 

А в т о  р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

москва – 2009

Работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

 

 

Научный руководитель     – доктор политических наук, профессор

                                                  Лобер Владимир Леонидович

 

 

официальные оппоненты:   доктор политических наук

                                                    Хасанов Рахим Каримович

 

                                                    кандидат политических наук

                                                    Григолая Вахтанг Григорьевич

 

 

             Ведущая организация       – Московский педагогический

                                                               государственный университет

 

 

 

Защита состоится 25 июня 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д- 502.006.14 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. 3304 (1-й учебный корпус).

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в научной библиотеке РАГС (1-й учебный корпус).

 

 

 

Автореферат разослан 25 мая 2009 года

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат политических наук, доцент             С.А. Пистрякова

 

1. общая характеристика работы

 

Актуальность темы. Проблема обретения курдским народом национальной независимости и собственной государственности относится к числу наиболее острых и сложных. Будучи одним из основных факторов нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке курдское движение оказывает значительное влияние на внутриполитическую ситуацию в этом регионе. Однако стремление курдов, одного из древнейших и самобытных народов, к национальному самоопределению не находит ответного отклика у руководства государств, разделивших Курдистан, то есть территорию в Западной Азии, расположенную главным образом в курдистанских горах, в пределах Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Так, в Турции курды как национальное меньшинство лишены элементарных прав со времен Первой мировой войны. В Турции отсутствуют социальные и политические условия для развития культуры, языка, традиций курдов (которые официально провозглашены «горными турками»). Между тем курды занимают 31% территории современной Турции и составляют большинство населения в Северо-Западном Курдистане. Развитие событий в Северо-Западном Курдистане и вокруг него способствует дальнейшей интернационализации курдского вопроса, что при современном раскладе сил на международной арене может иметь судьбоносное значение на пути поисков решения курдской национальной проблемы.

Во многом схожая ситуация наблюдается  в  Иране, где курды также лишены права на национальное самоопределение. Лидеры и активисты курдских оппозиционных организаций подвергаются преследованиям не только у себя в стране, но и за ее пределами.

Что касается курдского меньшинства в Ираке, то и оно многие годы являлось жертвой политики геноцида, где власти осуществляли насильственную арабизацию курдов и их депортацию из районов традиционного проживания. События последних лет, потрясшие Ирак, привели к тому, что в северных провинциях этой страны нашли прибежище гонимые властями Турции, Ирана и Сирии повстанцы различных курдских организаций. Однако курдские лидеры Ирака всякий раз, когда речь заходит о том, что на подконтрольной им территории скрываются вооруженные группировки организаций, находящихся под запретом в соседних странах, попросту открещиваются от них, ссылаясь либо на слабость существующих институтов власти курдской автономии в Ираке, либо на трудности с установлением факта принадлежности людей к той или иной группировке.

Происхождение и история курдов мало изучены. В формировании курдского народа приняли, несомненно, участие древние мидийские и иранские племена. В начале XVI века значительная часть Курдистана была присоединена к Османской империи, а часть его территории вошла в состав державы Сефевидов (Иран).

Персидские шахи, как и турецкие султаны, использовали феодально-племенную организацию курдов в своих военно-политических целях. Однако на протяжении XIX века, в особенности в 30-80-е годы, шла непрерывная борьба курдов с правителями Турции и Ирана, вспыхивали восстания, которые безжалостно подавлялись турецкими и персидскими правительствами.

После распада Османской империи  начался новый этап в жизни  народов Ближнего Востока. Раздел Турции, закрепленный договорами Сайкс-Пико (1916г.), Версальским (1919г.), Севрским (1920г.) и Лозанским (1923г.), привел к тому, что курдский народ не по своей воле оказался рассредоточенным в четырех странах региона – Турции, Иране, Ираке и Сирии, где систематически подвергался дискриминации и геноциду с целью подавления его национального самосознания. В результате курдский вопрос, реализация идеи об образовании Курдистана как единого этнополитического пространства, оказался самым тесным образом связан с отношениями между Ираном, Ираком и Турцией, с одной стороны, и международной ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке в целом, с другой. При этом каждая из этих стран использовала курдскую проблему в своих интересах как своеобразный инструмент влияния друг на друга.

Так, после прихода к власти в  Ираке Саддама Хусейна между  Ираком и Ираном вспыхнула война, в которой с обеих сторон принимали участие и курды. Разъединению последних способствовала также иранская исламская революция 1979 года, сделавшая невозможным развитие отношений Ирана с натовской Турцией. В свою очередь, Турция долгие годы выделялась среди стран региона особыми отношениями с Израилем, что портило ее дружбу с арабскими соседями – Сирией и Ираком. Помимо этого, Сирия время от времени выдвигала Турции территориальные претензии, а турецко-иракские отношения то и дело накалялись в связи с притеснениями Багдадом иракских (киркукских) турок (туркмен). Что касается взаимоотношений Сирии и Ирака, то хотя у власти в обеих странах находилась одна партия – БААС, в силу ряда идеологических расхождений, а также из-за соперничества за лидерство в регионе, между Багдадом и Дамаском существовала длительная вражда.

 

Все это со временем привело к  тому, что курды, населяющие все четыре указанные страны, оказались, по сути, изолированными друг от друга, что явилось  серьезной преградой на пути консолидации курдского этноса, его социально-экономического, политического и культурного развития. Так, например, турецкие курды избрали в качестве идеологической основы своей политической борьбы марксизм-ленинизм, в то время как иранские курды объединились под исламскими знаменами. Иракские курды вообще встали на путь деидеологизации своей политики. Единственно, чего они в настоящее время добиваются, это максимума автономии, считая, что ее не может быть слишком много. Что же касается сирийских курдов, то говорить о степени их политизированности вообще не приходится. Курдское сопротивление в Сирии практически отсутствует.

Вместе с тем одно обстоятельство действительно объединяло курдов во всех упомянутых странах. Это то, что  их политические организации существовали в глубоком подполье и везде были объявлены вне закона, поскольку в своей борьбе с существующими режимами не признавали разделяющих их межгосударственных границ.

Другое обстоятельство, позволяющее  курдам добиваться создания своего собственного государства, это то, что им удалось сохранить присущие им древние традиции, национальную культуру, язык, обычаи, нравы, религиозные предпочтения (среди курдов имеются мусульмане сунниты и шииты, зароастрийцы, христиане), а также и самобытную письменную литературу, имеющую более чем тысячелетнюю историю.

Ныне курдский вопрос вышел далеко за региональные рамки и стал крупной  мировой проблемой, хотя стратегическое положение Курдистана, разделенного между Ираном, Ираком, Турцией и  Сирией, и раньше постоянно привлекало внимание мировых держав. Последние же выстраивали и продолжают выстраивать свою политику в отношении курдского национального движения исходя из своих глобальных геополитических интересов на Ближнем и Среднем Востоке. Наиболее ярко это проявилось в политике США в 1979 г. в Иране после свержения шахского режима и начавшихся вооруженных действий между правительственными войсками и курдскими повстанцами. Тогда вину за обострение ситуации и беспорядки в иранском Курдистане Хомейни возложил на США. Последние постарались всячески отклонить эти обвинения. Однако опубликованные документы американского посольства в Тегеране по курдскому вопросу свидетельствуют об обратном1.

Еще до свержения шахского режима политическое положение в иранском Курдистане находилось под неослабным вниманием внешнеполитических служб Соединенных Штатов. С приходом исламистов к власти обстановка в курдских районах интересовала США только с точки зрения ее использования для воздействия на внутриполитическое положение в Иране и удержания своих позиций в стране. С этой целью предполагалось сделать  ставку на взаимные пограничные споры и притязания Ирана и Ирака, с одной стороны, и активизировавшееся движение курдских повстанцев, с другой. При этом последний фактор в полной мере соответствовал внешнеполитической доктрине США, предусматривавшей использование в своих интересах движений национальных меньшинств.

Таким образом, с конца 70-х гг. XX века американцы, пытаясь сокрушить военную мощь Ирана и Ирака, стали разыгрывать «курдскую карту». Началась реализация планов бывшего президента США Р. Рейгана, заявившего в свое время, что «курды – это спичка, которую мы можем и должны зажигать тогда, когда мы этого захотим». Однако курдское национальное движение в целом, несмотря на чрезвычайно трудные условия, в которых оно развивается, все более обретает силу и становится важным фактором в системе международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке.

Большое значение имеет и тот  факт, что как в собственно Курдистане, так и в среде курдской диаспоры за рубежом идея национального самоопределения курдов с каждым разом приобретает все большее число сторонников. Этой идеей ныне охвачены практически все слои курдского общества, и она превращается в мощную силу, которая способна привести к большим переменам. Все это позволяет надеяться на благоприятную эволюцию и результативность поисков новых решений старых проблем.

Не подлежит сомнению, что справедливое решение курдского вопроса нуждается в настоящее время в активной поддержке международного сообщества, прежде всего в оказании давления на руководящие круги стран проживания курдов. К большому сожалению, приходится констатировать, что мировое сообщество до сих пор не выработало четкого отношения к проблеме курдов. Особенно это касается западных стран, ведущих политику «двойных стандартов». Так, например, они замечают нарушения прав курдов в Иране, но при этом закрывают глаза на подобные нарушения в Турции, декларируя при этом принципы невмешательства во внутренние дела данного государства. Поэтому для наиболее трезвомыслящих представителей курдского движения всегда было совершенно очевидно, что западные страны стремились не к справедливому решению курдской проблемы, а к контролю за нефтяными месторождениями. Курды же были в их политике всего лишь разменной монетой.

Вместе с тем важно то, что, несмотря на спады и подъемы курдского движения, данная проблема получила определенное признание со стороны мировой общественности, хотя уникальность курдского этноса и особенности социального поведения курдов, прежде всего в связи с растущей диаспоризацией, пока еще не в полной мере освещены. Немало сложностей создали и не до конца проработанные международным сообществом, а поэтому выглядящие как взаимоисключающие такие установки, как право каждого народа на самоопределение, с одной стороны, и принципы незыблемости территориальной целостности и нерушимости границ государства, с другой.

Степень научной  разработанности проблемы.

Анализом проблем курдского  вопроса  в отечественной исторической и политической науке XIX – начала XX веков в контексте исследований историко-этнографического, филологического, географического и статистического  характера занимались: И. А. Орбели «Фольклор и быт Мокса»1982; П. И. Лерх «Исследование об иранских курдах и их предках северных халдеях» 1856; Ф. М. Минорский «Курды» Санкт-Петербург 1915; В. И. Никитин «Курды» М., 1939; О. Л. Вильчевский «Курды. Введение в этническую историю курдского народа» М., 1961; Т. Ф. Аристова «Курды Закавказья», М.,1966; Н. В. Ханыков «Экспедиция в Хорасан» М., 1973; М. Б. Руденко «Курдская обрядовая поэзия» Л., 1975; А. М. Ментешашвили «Курды»  М., 1984  и многие другие.

 Исследование курдской  проблемы  осуществлялось в контексте  колониальной политики великих  держав в противостоянии Османской  империи  и стран Запада  на Ближнем Востоке через призму национально-освободительного движения, самоопределения курдского народа и образования независимого государства. Оно осуществлялось советскими учеными О. И. Жигалиной «Национальное движение курдов в Иране (1917-1947гг.)», М. С. Лазаревым   «Курдский  вопрос   (1891—1917 гг)», М. А. Гасратяном «Курды Турции в новейшее время», Ш. Х. Мгои «Курдское движение в новое и новейшее время»,  Н. А. Халфиным «Борьба за Курдистан».

В современной отечественной  науке исследованием новых тенденций  в развитии национальной идеологии курдского народа, его месте  в системе координат однополярного мира и процессов интеграции и глобализации, а так же изучением эволюции этносоциальных процессов у курдского народа в историко –политическом аспекте известны труды О. И. Жигалиной, М. С. Лазарева,  Н. А. Халфина и др.

Вместе с тем, пока еще достаточно мало исследований проблемы курдского народа как разделенного  с теоретико-политологических позиций в частности, через призму  реализации международных правовых норм – права народов на самоопределение и противоречий в его реализации в условиях глобализации, с позиции международного права об обеспечении территориальной целостности государств.

Объект исследования данной работы – борьба  курдского народа за  национальное самоопределение и пути решения курдской проблемы на территории  Среднего и Ближнего Востока (Турция, Ирак, Иран, Сирия).

Предметом исследования выступает курдский вопрос в системе региональной политики стран Запада и Востока и их интересы на территории Ближнего и Среднего Востока.

Гипотеза исследования. В условиях разновекторной внешней политической ориентации государств Ближнего и Среднего Востока, в том числе стран компактного расселения курдов, а также специфики внутренней политики этих государств, не представляется возможным говорить в настоящее время о создании единого курдского государства, по крайней мере, на ближнюю и среднесрочную перспективу. В сложившихся условиях наиболее оптимальным, по мнению диссертанта, сценарием частичного решения курдского вопроса могло бы стать создание национальных автономий в странах компактного расселения курдов и открытие границ между ними. Это могло бы послужить основой для образования единого курдского государства в будущем, когда для этого созреют как внутренние, так и внешние условия.

Цель исследования  заключается в выявлении особенностей борьбы курдского народа за национальные права и интересы в странах Ближнего и Среднего Востока, а также определении степени и характера воздействия курдского вопроса на международные отношения и региональную политику.

Информация о работе Курдский вопрос в современных международных отношениях