Курдская проблема: локальный и региональный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Исторические судьбы курдского народа своеобразны и трагичны. Курды обитали вблизи древнейших очагов мировой цивилизации (Месопотамия и Иран, Сирия и Финикия, Урарту и Армения). Курдистан входил в состав крупнейших и могущественнейших держав Западной Азии. Самим же курдам за всю их многовековую историю никогда не удавалось создать свое государство. По общему признанию, курды – гордый, свободолюбивый и воинственный народ. Ни турецкие султаны, ни иранские шахи, ни британские империалисты, ни иные колонизаторы не могли полностью подчинить их своему господству. В то же время реакционным силам нередко удавалось направлять курдские движения в нужное для себя русло, что служило источником больших несчастий для всех народов, населявших Курдистан, в том числе (а может быть, и в первую очередь) для курдов.

Содержание

Введение…………………..……………………………………. 3
Глава 1. История курдов и курдской проблемы……………………………. 6
§1. Периодизация истории курдской проблемы………………… 6
§2. Борьба курдов за свои права в рамках
существующей государственности…………………………. 7
§3. Национальные организации Курдистана в борьбе
за самоопределение и права курдов в
постколониальный период…………………………. 8

Глава 2. Курдский вопрос в системе международных отношений:
прошлое и настоящее…………………… 11
2.1. Краткая экономико-географическая
характеристика Курдистана …….……………….. 11
2.2 Курдистан в эпицентре стратегических интересов
Запада после Первой мировой войны11

2.3. Курдская проблема и возможные варианты ее решения

Заключение …………………………………………………………… 18
Список использованной литературы ….…………….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курдская проблема.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

В эволюции курдского  национального вопроса можно  выделить несколько основных периодов.

Первый период охватывает 30 – 80ые годы 19 века. В 30 – 40ых годах  курдский сепаратизм жестоко подавлялся Османским правительством, что явилось одним из звеньев в цепи мероприятий, направленных против освободительного движения нетурецких народов, представлявших серьезную угрозу для целостности Османской империи. Одновременно в Турции началась серия «верхушечных» реформ, в задачу которых входили модернизация и укрепление внутриполитического строя страны. Так, в 1834 году Рашид-паша реорганизовал внутреннее управление в курдских областях, лишив курских баев их владений и расположив в городах этих областей турецкие гарнизоны. По аналогичному пути в середине 19 века пошло правительство Ирана (реформы Амира Низами).

Как отмечает Н.А. Халфин, «централизаторская политика, проводившаяся  султанским и шахским правительствами  вооруженным путем, особенно активизировавшаяся в первые десятилетия 19 века, натолкнулась на ожесточенное сопротивление курдов, которые упорно отстаивали свою самостоятельность»2. Так в 1834 году началось восстание курдских племен под предводительством шейха Равандуза Ахмед-паши (1835 – 1837 годы). Еще более значительное по масштабам восстание курдов произошло в 1843 – 1847 годы под предводительством Бадр-хана – шейха из Джазири. Наконец в 1880 году в Курдистане вспыхивает самое крупное за всю историю 19 века восстание, которое организовал и возглавил вождь небольшого племени в Орамаре шейх Обейдула из Нори.

В ответ на это в  Турции и Иране усилились репрессии  против непокорных курдских племен, увеличился экономический и социальный гнет. В 1862 году была ликвидирована автономная провинция Курдистана Арделан – в 1878 году она превратилась в обычную губернию.

Главная особенность  курдского освободительного движения в 30 – 80ые годы 19 века заключалась в  том, что, несмотря на массовость и размах, оно оставалось раздробленным и  в значительной степени стихийным. По своей направленности и задачам оно носило феодальный характер: племенная верхушка стремилась к образованию независимых княжеств, в которых она могла бы править самостоятельно.

Второй период в истории  курдского национального вопроса охватывает время с начала 90ых годов 19 века до 1918 года, когда Курдистан стал ареной бурных и трагических событий, последствия которых дают о себе знать и сегодня. Этот период характеризуется подъемом освободительного движения курдов, которое под влиянием буржуазно-демократической революции 1905 – 1907 годов в России приобрело качественно новые черты и направленность.

С осени 1905 года активизировались антиправительственные выступления курдов в Турции. Крупнейшим из них было восстание племени пенджар во главе с Бешар Чато. В период революции 1905 – 1911 годов в стране пришли в движение и иранские курды. Наиболее высокой ступени курдское движение достигло в 1908 – 1909 года – в период младотурецкой революции, которая по времени совпала с наивысшим подъемом Иранской революции.

Третий период в истории курдского вопроса  – это период новейшей истории – с 1918 года и до окончания Второй мировой войны. В это время под влиянием идей победившей в России Великой Октябрьской социалистической революции, которую в последнее время чаще называют Октябрьским переворотом, национально-освободительное движение курдов приобретает все более отчетливую антиимпериалистическую направленность, а их борьба нацеливается против внутренней и внешней реакции, за свои национальные чаяния, социальный прогресс и демократические права.

Примером поддержки  Советским государством национальных прав курдов может служить письмо народного комиссара иностранных дел РСФСР председателю Великого национального собрания Турции Мустафе Кемалю-паше от 3 июня 1920 года, в котором высоко оценивался принцип внешней политики нового турецкого правительства по предоставлению всем национальным меньшинствам, включая курдский народ, права самим определять свою судьбу путем свободного референдума3.

С окончанием Второй мировой войны в развитии курдского вопроса начался новый период, продолжающийся до настоящего времени и характеризующийся наивысшим подъемом национально-освободительного движения в основных районах Курдистана.

Курдские движения и  в политическом, и в организационном отношении стали более зрелыми. По своим идейно-политическим, программным установкам они стали носить ярко выраженный национальный общедемократический характер, а по способам борьбы – радикальный. Курдские движения стали всенародными.

 

§2. Борьба курдов за свои права в рамках существующей государственности.

К несомненному успеху курдского  национально-освободительного движения следует отнести образование 22 января 1946 года автономной демократической области курдов Ирана с центром в Мехабаде – Джумурети Мехабад (Республика Мехабад). Официально провозглашается автономия курдской демократической обслати и избирается автономное правительство. В конце января 1946 года созывается временный парламент автономной области и разрабатывается ее бюджет. 5 февраля 1946 года состоялось собрание Временного революционного комитета (ВРК), на котором было принято решение создать органы правительства из 12 министров (без министра финансов, поскольку финансовые вопросы относились к ведению центрального правительства).

Однако иранские, иракские и турецкие правящие круги, опираясь на поддержку Великобритании и США, потопили в крови автономную демократическую область курдов в Иране и национально-освободительное движение в Ираке и Турции.

С учетом событий в  Иране М.С. Лазарев сделал следующие обобщения и выводы: во-первых, поражение национального движения иранских курдов в 1946 – 1974 годы было не абсолютным, а временным; в последующие годы там зрели «гроздья гнева»; во-вторых, реформы так называемой белой революции, затронувшие курдские районы лишь в последнюю очередь и далеко не в полном объеме, оказались не в состоянии решить национальный вопрос путем насильственной интеграции всех этнических меньшинств в единую иранскую нацию под лозунгом «бог, шах и родина»; в-третьих, официальная идейно-политическая доктрина «исламской революции» никак не может служить для этнических меньшинств альтернативой их законной борьбе за самоопределение, тем более что отстаиваемые аятоллами ценности шиитского ислама вызывают у нешиитов-курдов либо безразличие, либо отрицательные эмоции4.

Новый этап в развитии курдского движения в Ираке наступил после антиимпериалистической и антимонархической революции 1958 года. В провозглашенной 26 июля 1958 года временной Конституции Ирак официально объявлялся единым государством арабов и курдов, и курды впервые признавались самостоятельным народом, имеющим равные права с арабами. В частности, в статье 3 Конституции устанавливалось, что «арабы и курды рассматриваются как партнеры в этой стране, и их национальные права в рамках единого Ирака гарантируются Конституцией». Однако все эти демократические завоевания были аннулированы в результате государственного переворота 8 февраля 1963 года, положившего начало варварской войне диктаторского режима Арефа против курдского народа.

17 июля 1968 года в Ираке  произошел новый государственный  переворот, который возглавило  левое крыло партии Баас. Под  напором повстанческой борьбы  курдского народа 11 марта 1970 года  новое иракское правительство  вынуждено было опубликовать  Манифест об урегулировании курдского вопроса и предоставлении курдам автономии в рамках Иракской Республики. И хотя в дальнейшем в результате проведения политики диктата и арабизации курдская автономия была максимально урезана и практически сведена к нулю, само признание прав курдов на автономию явилось важным прецедентом, показывающим направление решения курдской проблемы, и имело большое международное значение.

Положение в Иранском и Иракском Курдистанах значительно  осложнялось в связи с войной, которую на протяжении ряда лет вели между собой эти государства и которая привнесла множество новых проблем в вопрос о национальных правах курдского народа. Похоже, что в ходе войны руководство Ирана и Ирака «решило» и курдский вопрос в своих странах: военные действия велись в основном на территории, где проживают курды, в результате чего наибольшее число жертв приходится именно на них. Подтверждением этого может служить бомбардировка в марте 1988 года самолетами ВВС Ирака химическими боезарядами оккупированных иранскими войсками населенных пунктов с курдским населением. В результате только в городе Халабджа5 погибли 5 тысяч человек и 4 тысячи получили ожоги и ранения6. Как отмечалось в английской прессе, «иракская армия использовала химическое оружие против курдского населения, в результате чего погибло более 60 тысяч невинных людей и было уничтожено 1300 курдских деревень».

После заключения в 1988 году перемирия с Ираном Ирак в 1990 году напал на Кувейт. В 1991 году, в ходе операции «Буря в пустыне», Ирак потерпел поражение от многонациональных сил и бросил свою армию на подавление курдов, установивших к тому времени контроль над всем Иракским Курдистаном. Однако силы были неравны, и более 2 миллионов человек, спасаясь от иракских солдат, пересекли границы Турции, Ирана и Сирии. Поскольку события происходили ранней весной, когда в горах еще лежал снег, тысячи людей, главным образом дети, женщины и старики, погибли во время этого не знавшего аналогов по своим масштабам бегства целого народа.

Отличительная черта  положения курдов в Сирийском Курдистане состоит прежде всего в том, что против них не проводится политика физического уничтожения. Это объясняется курсом правительства страны на их ассимиляцию и арабизацию.

Национальное пробуждение  сирийских курдов наступило в  конце 50ых годов под непосредственным влиянием революционных событий в соседнем Ираке.

В Турецком Курдистане все  сменявшие друг друга в руководстве  страны политические силы, в том  числе и военные круги, которые  активно вмешивались в политическую жизнь, на протяжении всей послевоенной истории резко враждебно относились к курдскому меньшинству, проводя по отношению к нему политику ассимиляции и дискриминации. Однако, несмотря на это, именно в последние четверть века курдское движение в Турции стало в политическом, идеологическом и организационном отношении более зрелым, приобретя, однако, в ряде своих проявлений экстремистские, порой откровенно террористические, черты.

Восточное государство  мог возглавлять «кто угодно», араб, тюрок, иранец. Это было непринципиально. Однако с позиций наших дней поиск истоков, в том числе и государственных, стал важной частью исторической идеологии любого государства на Востоке или любого крупного этноса. Не стали исключением и курды.

Сами курды  не признают, что у них не было государственных объединений. Они считают таковыми государство, созданное Салах-ад-дином (легендарным Саладином эпохи крестовых походов) в Египте и Сирии, а также государство Зендов, существовавшее на территории современных Ирака и Ирана. И действительно, Зенды и Салах-ад-дин были курдами, и взяли они власть кровавой борьбой, «с саблей в руках». Но полагать, что созданные ими государства были курдскими, по меньшей мере некорректно. Тогда можно признать Египет под властью кипчаков мамлюка Бейбарса кипчакским государством.

 

§3. Национальные организации Курдистана в борьбе за самоопределение и права курдов в постколониальный период.

Деятельность политических партий и общественных организаций  в Курдистане проходит в специфических условиях, которые обусловлены разделенностью этнического Курдистана и необходимостью сочетания региональных и общекурдских задач в национально-освободительной борьбе, противоречиями между курдами и правящими режимами Ирака, Ирана, Турции и Сирии.

Демократическая партия Курдистана (ДПК), лидером которой был до недавнего времени (http://www.ntv.ru) Масуд Барзани, была основана в августе 1946 года. До 1975 года она оставалась единственной общепризнанной и влиятельной представительницей курдов за автономию в Ираке. В ноябре 1979 года состоялся IX съезд партии. Первоочередными задачами борющихся масс Курдистана съездом были выдвинуты: продолжение партизанской войны, борьба против переселения курдов и арабизации курдских территорий, создание широкого национального фронта в Ираке, создание Курдского национального совета. В целом партия придерживается демократического политического курса и считает, что решение курдского вопроса связано с демократизацией общественно-политической жизни Ирака.

Патриотический  союз Курдистана (ПСК) – партия, основанная в мае 1975 года (лидер – Джалаль Талабани) является как бы союзом различных группировок и организаций, ведущих борьбу за национально-демократические права курдов. В состав ПСК вошли Социалистическое движение Курдистана, Марксистско-ленинская организация Курдистана, крестьянская организация Курдистана и некоторые другие.

Следует отметить, что  хотя ПСК и ДПК по основным вопросам путей достижения национально-демократических прав курдов, методов борьбы занимают идентичные позиции, тем не менее, обе эти организации относились непримиримо друг к другу, нередко свои споры разрешали путем вооруженных столкновений, что приносило урон оппозиционным силам в их борьбе против иракского режима. Так, давняя вражда между этими двумя курдскими партиями вылилась в августе 1996 года в кровопролитные братоубийственные столкновения.

Народно-демократическая  партия Курдистана (НДПК). Эта партия по своей идеологии мало чем отличается от других партий курдов Ирака, хотя и обладает некоторыми специфическими чертами. НДПК выражает боевую солидарность с борьбой курдского народа в Турции за свое самоопределение, осуждает политику ассимиляции. Партия также поддерживает борьбу курдского народа в Иране за свои национальные права и призывает Исламскую Республику Иран положить конец войне против курдов и удовлетворить их национальные требования.

Курдское национальное движение в Иране отражает стремление курдских трудящихся преодолеть рамки  исламских догм и присоединиться к борьбе прогрессивных сил за национальное утверждение и демократическое  преобразование своей страны.

Курдская демократическая  партия Сирии (Аль-Парти) образована добровольным союзом единомышленников. Партия опирается в основном на рабочих, крестьян, мелких ремесленников. КДПС считает невозможным решение курдского вопроса в условиях буржуазного строя, поэтому выступает за создание патриотического прогрессивного фронта, который, сочетая социальную и национальную борьбу, установит народную демократию и решит курдский вопрос демократическим путем в рамках единой страны.

Информация о работе Курдская проблема: локальный и региональный аспекты