Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит задания по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Содержание

Задание 1…………………………………………………………………………..3
Задание 2…………………………………………………………………………11
Задание 3…………………………………………………………………………14
Библиографический список……………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 37.62 Кб (Скачать файл)

Все учреждения федерации  и земель должны оказывать друг другу  взаимную правовую и административную помощь (абз.1 ст.35), а для сохранения или восстановления общественного  порядка или безопасности земля  в особо важных случаях может  просить о направлении сип  и подразделений федеральной  пограничной охраны для оказания помощи полиции земли. Земля также  может в случае стихийного бедствия или особо тяжкой катастрофы просить  о направлении ей для оказания помощи полицейских сил другой земли, подразделений федеральной пограничной  охраны и вооруженных сил (абз.1 ст.35). В свою очередь, если стихийные бедствия или катастрофа угрожает территории более чем одной земли, Федеральное правительство может в той мере, в какой это необходимо для эффективной борьбы с ними, давать правительствам земли указания о предоставлении полицейских сил в распоряжение других земель, а также направлять подразделения федеральной пограничной охраны или вооруженных сил для поддержки полицейских сил и т.д. (ст.35).

Гарантии равного статуса  земель получили отражение в основном законе. Каждый немец имеет в любой  земле равные права и обязанности (ст.33); в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники всех земель, а в других учреждениях федерации набор сотрудников производится, как правило, из жителей той земли, где эти учреждения действуют (ст.36). Основной закон говорит об обеспечении единого уровня жизни на всей территории федерации (п.2 абз.3

ст.106).

Значительное место в  основном законе занимают нормы о  разграничении компетенции центра и субъектов федерации. Четко  различаются исключительная компетенция  федерации и конкурирующая законодательная  компетенция; в конституции говорится  о вопросах, по которым федерация  может издавать общие предписания (ст.75). К исключительной компетенции федерации отнесено 11 основополагающих направлений, важнейшие из которых: внешние сношения и оборона; гражданство федерации; валюта, денежное обращение, чеканка монеты, режим мер и весов; федеральные железные дороги и воздушное сообщение, почта, телесвязь; сотрудничество федерации и земель, в частности, в охране основ свободного демократического строя, существования и безопасности федерации и земель. Исключительная компетенция земель в основном законе не оговорена и носит остаточный характер. Земли, говорится в ст.70 основного закона, имеют право законодательствовать в той мере, в какой основной закон не предоставил такие полномочия федерации.

Конкурирующая компетенция  включает свыше 25 вопросов, и прежде всего: гражданское право, уголовное  право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат; право союзов и собраний, охрана немецкого культурного достояния  от вывоза за границу, гражданство в  землях и др. Земля обладает законодательными полномочиями в сфере конкурирующей  компетенции лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация  не пользуется своими законодательными правами. Вместе с тем предусмотрено, что федерация имеет право законодательства в этой сфере, если существует необходимость в федеральном законодательном регулировании, так как:

1) вопрос не может быть  эффективно урегулирован законодательством  отдельных земель;

2) регулирование вопроса  законодательством земли могло  бы нарушить интересы другой  земли или страны в целом;

3) это необходимо для  сохранения правового или экономического единства страны (ст.72).

Федерация наделена правом (при наличии указанных выше предпосылок, т.е. в пп. 1-3) издавать: общие предписания по таким вопросам, как правовое положение лиц, состоящих на публичной службе земель, общин и иных корпораций публичного права; общие принципы высшего образования; общее положение печати и кино; охота, охрана природы и забота о ландшафтах; отвод земель, организация территорий и водоснабжение; регистрация жителей и выдача удостоверений личности (ст.75).

Как свидетельствует практика, используя нормы основного закона, регулирующие вопросы конкурирующей  компетенции, а также возможности  издания общих предписаний, федерация  значительно расширила свои законодательные  полномочия за счет земель.

В основном законе достаточно подробно урегулированы вопросы, касающиеся финансовых взаимоотношений федерации  и земель. Федерация и земли  раздельно несут расходы для  решения своих задач, если конституцией не предусмотрено иного (абз.1 ст.104-а). Если, однако, земли действуют по поручению федерации, то последняя несет связанные с этим расходы (абз.2 ст.104-а).

Федерация может предоставлять  землям финансовую помощь для особо  важных инвестиций, как и для инвестиций общин и объединений общин  в случаях необходимости предотвращения нарушений общего экономического равновесия, для выравнивания экономических  различий на территории федерации или  для оказания помощи в экономическом  развитии (абз. 4 ст. 104-а). Конституция ФРГ содержит и нечасто встречаемые в таком же законодательстве нормы о детальном распределении налоговых поступлений. Федерация и земли самостоятельны и независимы в ведении своего бюджетного хозяйства (абз.1 ст.109), вместе с тем они должны учитывать требования единого экономического баланса страны (абз.2 ст.109).

Правовой статус субъектов  федерации детально не рассматривается  в основном законе 1949 г. Не рассматривается  и статус городов (Берлин, Гамбург, Бремен), обладающих таким же статусом. Вследствие этого и ряда иных причин некоторые  немецкие ученые рассматривают земли  как государственные образования, имеющие особый правовой статус; другие авторы считают, что ФРГ составляют государства, обладающие признаками суверенитета, а города Берлин, Гамбург и Бремен в официальных документах прямо  именуются, как города-республики. На наш взгляд, ближе к истине стоят  те авторы, которые не рассматривают  земли в качестве суверенных государств, поскольку,

- во-первых, они таковыми по основному закону не являются;

- во-вторых, нигде не закреплено право выхода земель из состава ФРГ;

- в-третьих, как уже  говорилось, конституционный строй  земель должен соответствовать  общим принципам, сформулированным  в основном законе (ст.28);

- в-четвертых, установлено,  что федеральное право имеет  перевес над правом земель (ст.31).

Высшим законодательным  органом земли является представительный орган (ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов), формируемый путем  всеобщих, равных, прямых выборов при  тайном голосовании. Ландтаги избираются на четыре или пять лет. Мандат депутата ландтага является свободным; на депутата распространяется иммунитет и индемнитет. В большинстве земель действуют  однопалатные ландтаги; в Баварии  парламент имеет две палаты.

Ландтаги принимают законы и осуществляют надзор за их исполнением, контроль за деятельностью исполнительной власти; они избирают премьер-министра. В землях законодательство может приниматься и путем референдума.

Большинство ландтагов могут  принимать решения о самороспуске;

основной закон ФРГ  не предусматривает такого права  в отношении Бундестага.

Правительство земли (нередко  именуемое кабинетом) состоит из премьер-министра (по немецкой терминологии – министра-президента) и министров. В городах Берлин, Гамбург и  Бремен министры называются сенаторами. Премьер-министр определяет направления  правительственной политики; в рамках этой политики каждый министр самостоятельно руководит доверенной ему отраслью. Важной сферой деятельности земельных  правительств является подготовка законопроектов, назначение чиновников в органы земли, а также проведение в жизнь  федеральных законов (например, в  области налогообложения). Премьер-министр  руководит деятельностью правительства, осуществляет право помилования, представляет землю во внешних отношениях и  др. 

 

Бельгия

Определенной спецификой отличается бельгийская модель разграничения  компетенции. «Полномочия, принадлежащие валлонскому и фламандскому регионам, осуществляются избранными провинциальными органами, в билингвистическом регионе Брюссель-столица – сообществами французским и фламандским и общей Комиссией сообществ, каждым из них в делах, относящихся к их компетенции в соответствии со ст.59-бис, а в том, что касается других вопросов – регионом Брюссель-столица» (ст.1 Конституции Бельгии (в ред. от 5 мая 1993 г.). В данном случае имеют место специфические субъекты принадлежности некоего подобия совместного ведения (французское и фламандское сообщества, а также общая Комиссия сообществ), причем «совместность» эта проявляется не только по вертикали (отношения федерация – регионы), но и по горизонтали (сообщества и Комиссия сообществ в Брюсселе). 

 

 

 

 

Задание 2. 

 

Дайте характеристику элементов конституционного статуса  членов парламента и приведите статьи конституции Франции и Китая, закрепляющих их.

Поясните смысл  терминов «свободный мандат», «императивный  мандат», «индемнитет». 

 

Парламентарии – это лица, состоящие по тому или иному основанию  членами парламента. Называются они  в разных странах различно, причем наименования эти не всегда кажутся  логичными.

Члены парламентов обладают специальной право- и дееспособностью. У избираемых членов парламентов  срок полномочий обычно начинает течь с момента избрания, реже – с  законодательно или даже конституционно установленной даты.

Задача парламентария  – участвовать в законотворчестве и осуществлении парламентом  других его функций. Чьи интересы должен он при этом выражать? Кто  есть парламентарий – уполномоченный своих избирателей или представитель  всей нации? От ответа на эти вопросы  зависит характер его мандата.

Присутствует очень важный принцип, определяющий правовой статус депутатов, – принцип императивного  мандата, предполагающий право избирателей  давать депутатам обязательные для  них наказы и досрочно отзывать своих  избранников, если они эти наказы не выполняют или выполняют плохо.

Так, согласно ст.77 Конституции  КНР депутаты ВСНП подконтрольны  избравшим их органам, которые имеют  право в установленном законом  порядке отозвать избранных ими  депутатов.

Согласно конституциям демократических  государств парламенты и все их члены  являются представителями всей нации, и никто не вправе давать им обязывающие  наказы. Они связаны лишь конституцией и своей совестью, которая должна им подсказывать, каким образом в  конкретных случаях следует решать те или иные общенациональные и местные  проблемы. Это принцип так называемого  свободного мандата.

Уже французская Конституция 1795 года в ст. 52 установила: «Члены Законодательного Корпуса не являются представителями  пославшего их департамента, они являются представителями всей нации, и он не может предоставлять им никаких  полномочий».

В интересах лучшего выполнения парламентарием своих задач конституционное  право, в особенности регламенты палат, наделяют его рядом необходимых  прав.

Он имеет право участвовать  в работе своей палаты и ее органов, в которых состоит, включая право  на выступления, подчас право присутствовать на заседаниях также и другой палаты и органов парламента, в которых  не состоит, право на получение необходимой  информации, в частности, право задавать вопросы правительству и его членам и во многих случаях индивидуально или группами вносить запросы, право на содержание вспомогательного персонала. Он может предлагать проекты решений парламента и его органов, хотя право законодательной инициативы в некоторых странах парламентарии могут осуществлять лишь группами.

Особенно любопытны нормы, установленные Регламентом деятельности лиц, составляющих Постоянный комитет  Всекитайского собрания народных представителей, 1993 года. Эти лица, в частности, обязаны «отстаивать коренные интересы и общую волю народа всей страны, решительно придерживаться системы собраний народных представителей, отдавать все силы строительству социалистической демократии и правопорядка, образцово соблюдать Конституцию и законы, беззаветно служить народу, сознательно воспринимать контроль со стороны депутатов Всекитайского собрания народных представителей и народных масс» (ст.2). Регламент обязывает их «прилагать усилия для изучения теории строительства социализма с китайской спецификой, досконально знать Конституцию и законы, овладевать знаниями, необходимыми для исполнения своих полномочий» (ст.3) и запрещает им допускать действия по извлечению незаконных доходов (ст.12). Но самое примечательное – это санкция за нарушение Регламента: «Лица, входящие в состав Постоянного комитета, серьезно нарушившие настоящий Регламент, должны выступить на заседании с самокритикой в присутствии Председателя Постоянного комитета» (ст.15). Можно, значит, брать взятки, а потом покаяться в присутствии Председателя Постоянного комитета и получить индульгенцию.

 

 

Свободный мандат - правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответствен перед ними в своей деятельности. Соответственно отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип свободного мандата применяется практически во всех демократических государствах.

Императивный  мандат - правило, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и во всей своей деятельности ответствен перед ними; при этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверие избирателей.

Императивный мандат существует в социалистических и ряде других государств. В государствах либеральной демократии императивный мандат, как правило, не применяется ввиду его противоречия принципу национального представительства. Одно из исключений представляет императивный мандат в одной из палат парламента ФРГ - бундесрате, формируемом не избирателями, а правительствами земель федерации: депутаты обязаны проводить в жизнь инструкции своих правительств.

Индемнитет парламентский - 1) привилегия депутатов парламента, заключающаяся в их неответственности. Означает запрет преследования депутата за любые действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей (речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т.д.) Никто, в том числе и сам парламент, не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после того, как он перестал быть членом парламента;

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"