Конституция Королевства Норвегия от 17 мая 1814 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:13, статья

Краткое описание

Норвегия расположена на западе и севере Скандинавского полуострова Европы. Ее территория вместе с архипелагом Шпицберген и островом Ян-Майен равна 386,3 тыс. кв.км. Население составляет 4,3 млн. человек (по данным 1996 г.). Из них норвежцы - примерно 96%, а на севере страны в основном проживают саами (лапландцы).
Население Норвегии расположено неравномерно: оно сосредоточено в основном в южной части страны, причем более 45% его составляют городские жители, причем в последние годы отмечен рост численности работающих в Норвегии иммигрантов. Официальным языком является норвежский, но государство поощряет изучение в школах, где обучаются иммигранты, их языка, культуры и традиций.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 32.27 Кб (Скачать файл)

     Что касается  пропорциональной избирательной  системы, то она значительно  модифицирована. Так, из 165 депутатов,  избираемых в Стортинг, 157 являются  окружными и восемь - общенациональными  или уравнивающими. Последние  достаются партиям, не добравшим  депутатские мандаты в избирательных  округах. Это, а также введение  нового метода определения избирательной  квоты, по которой устанавливается,  сколько мест получает партия  в округе, позволяют обеспечивать  почти идеальное соответствие  между числом поданных за партию  голосов избирателей и числом  доставшихся ей мандатов*(4).

     Изменения,  касающиеся избирательного права  и избирательной системы, затронули  и выборы в органы местного  самоуправления. Право голоса получили  также и иностранцы, постоянно  проживающие в соответствующей  коммуне не менее трех лет.

     Следует сказать,  что хотя изменения, вносимые  в Конституцию, не затронули  Правительство, но на основе  конституционной практики оно  стало занимать второе место  в государственном механизме.

     Образование,  состав и положение Правительства  зависят не от главы государства,  а от парламента. Как уже отмечалось, формирование Правительства напрямую  определяется соотношением партийных  сил в Стортинге. Премьер-министром  становится лидер парии, пользующийся  поддержкой большинства депутатов.  Оно бывает либо однопартийным  (как правило, включающим представителей  НРП), либо многопартийным (на основе  коалиции буржуазных партий).

     Правительство  должно уйти в отставку, если  парламент примет резолюцию порицания  кабинету. При этом, в отличие от многих других стран, оно не может противопоставить недоверию со стороны парламента его досрочный роспуск. Однако к внесению таких резолюций Стортинг прибегает крайне редко. Обычно Правительство само подает в отставку, если проведение его важных мероприятий наталкивает на сопротивление со стороны парламентского большинства. Конституция допускает возможность привлечения министров к юридической ответственности (в порядке импичмента), но при наличии такого средства, как политическая ответственность, к импичменту Стортинг не прибегал уже с 1884 г.

     Правительство  находится под постоянным парламентским  контролем, который осуществляется  как путем обсуждения его деятельности  на сессиях Стортинга, так и  через постоянные комитеты парламента, через его финансовых ревизоров,  посредством депутатских запросов  в виде интерпелляций, через  специальный контрольный комитет  Одельстинга и в других формах. В соответствии с новой редакцией 75 Конституции, принятой в 1995 г., Стортинг назначает специального юридического уполномоченного - омбудсмана, который должен "наблюдать за государственным управлением и всеми находящимися на его службе, чтобы не допускать с их стороны беззакония в отношении простых граждан". Таким путем была закреплена сложившаяся ранее конституционная практика назначения парламентских омбудсманов. Сведения о нарушениях законности омбудсманы получают с помощью личных проверок, из средств массовой информации, при приеме граждан, получении их заявлений. Ежегодно в своих отчетах Стортингу омбудсманы указывают на имевшие место злоупотребления со стороны администрации.

     На современном  этапе значительно расширился  круг вопросов, которые решает  Правительство. Это произошло  не только за счет фактического  перехода к нему королевских  прерогатив, но также и за счет  общего расширения решаемых государством  задач: экономических, социальных, трудовых, внешнеполитических и  др.

     Это в определенной  мере нашло отражение в изменениях  Конституции. Так, новая редакция  110 Конституции и новые параграфы ( 110а, 110в, 110с) указывают на обязанность государства создавать условия для обеспечения занятости работоспособного населения, охранять окружающую среду и природные ресурсы, уважать и охранять права человека. Соответственно гражданам предоставлено право на здоровую окружающую среду и на получение информации о ее состоянии и о влиянии на нее проводимых мероприятий. Что же касается полного перечня наиболее важных демократических прав и свобод, то Конституция его не дает, она содержит лишь отсылку к текущему законодательству.

     В целом можно отметить тот факт, что, поскольку действующая Конституция Норвегии была принята в начале XIX в., в ходе конституционного развития она подверглась довольно значительным изменениям. Некоторые устаревшие нормы были отменены, дополнены или заново сформулированы. Из 112 ее параграфов изменения коснулись более 80 параграфов. Но, как уже указывалось выше, целый ряд весьма существенных новелл не нашли отражения в Конституции и действуют на основе конституционной практики.


Информация о работе Конституция Королевства Норвегия от 17 мая 1814 г.