Конституция Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:43, реферат

Краткое описание

Политологи вместо этого обратились к тому, что представлялось им куда более сложным и интересным - к политической культуре, распределению экономической и общественной власти в обществе и т.п. Тогда казалось: изучать Конституции - это нечто уж очень крючкотворное и скучное. Гораздо интереснее изучать: как политическая система работает в реальной жизни, чем как она сама себя представляет в собственной Конституции. Но вот пришли 1970-е годы Конституционная проблематика вновь, оказалась, в центре внимания политологов.

Вложенные файлы: 1 файл

Германия.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Было время, не далее как в 1950-1960-х годах, когда  изучение Конституций и конституционных  проблем сделалось делом решительно немодным и почти сошло на нет.

Политологи  вместо этого обратились к тому, что представлялось им куда более  сложным и интересным - к политической культуре, распределению экономической и общественной власти в обществе и т.п. Тогда казалось: изучать Конституции - это нечто уж очень крючкотворное и скучное. Гораздо интереснее изучать: как политическая система работает в реальной жизни, чем как она сама себя представляет в собственной Конституции.

Но вот пришли 1970-е годы Конституционная проблематика вновь, оказалась, в центре внимания политологов. Во многих развитых и развивающихся  странах были приняты новые Конституции, а политические конфликты, там, где они имели место, часто сопровождались требованиями осуществить в стране как раз конституционную реформу.

Значение Конституций  традиционно усматривали в двух положениях.

Во-первых, предполагалось, что они дают точное и сжатое описание существующей системы правления, некое предельно общее представление о ключевых институтах общества и их функциях.

Во-вторых, по традиции в них видели краеугольный камень системы либеральной демократии, более того, ее определяющий признак.

К сожалению, оба взгляда неверны! Да, целью Конституции вполне может быть определение неких рамок, в которых осуществляется правительственная и политическая деятельность, но проблема лишь в том, что ни одна из них в этом не преуспела. Можно взять любую Конституцию и увидеть: здесь что-то неточно, здесь искажено, здесь выпущено из виду. Хотя идея конституционализма и в самом деле теснейшим образом связана с либеральными ценностями и устремлениями, мы знаем и то, что Конституции вполне могут быть недемократичными и даже авторитарными.  В случае с коммунистическими и развивающимися странами история знает множество примеров как раз весьма и весьма нелиберальных Конституций. Зачем же тогда заниматься Конституциями? Почему анализ любой системы правления лучше всего начинать с рассмотрения ее основного закона? Ответ один: потому что Конституция представляет собой некий свод предельно общих правил, по которым функционирует данная политическая система. Это правила, которые, так сказать, «управляют государством». Подобно тому, как государство устанавливает упорядоченное правление в обществе, так и Конституция привносит стабильность, предсказуемость и порядок в действия государственных институтов.

Принятие Конституции  знаменует собой серьезнейший разрыв в движении политического процесса, нередко связанный с войной, революцией или завоеванием страной политической независимости. Новая Конституция прежде всего и главным образом является средством установления нового политического порядка, после того как старый порядок по тем или иным причинам потерпел крушение. В этой связи можно сказать, что возрождение интереса к конституционной проблематике отражает растущее разочарование в существующих политических системах. Политические конфликты в обществе приобретают конституционное измерение лишь тогда, когда силы перемен выступают не просто за пересмотр отдельно взятых правил политической игры, а за полный отказ от них. Конституционными поэтому являются такие изменения, силой которых происходит перераспределение политической власти и политического авторитета в обществе.

Актуальность  выбранной темы «Конституция Германии»  обусловлена тем, что Конституции  не только задают общие принципы государства, так или иначе они несут  в себе более широкую совокупность политических ценностей, идеалов и  целей. Конституция поэтому не может быть чем-то политически нейтральным - она всегда пронизана явным и неявным идеологическим содержанием.

Авторы Конституций  всегда стремились заложить в создаваемый  ими режим тот или иной набор  общих ценностей, устремлений и  даже своего рода словарь повседневной политики. Во многих случаях эти цели сформулированы в преамбуле Конституции – своего рода декларации национальных идеалов. Идеалы эти могут быть какими угодно – от приверженности демократии, свободе и целям государства всеобщего благосостояния до борьбы за торжество дела социализма, федерализма или ислама. К примеру, Советская Конституция 1977 года провозгласила СССР «развитым социалистическим обществом», а Основной закон Германии декларирует решимость страны «служить миру во всем мире».

Целью данной работы является изучение и описание Конституции  Германии.

Для достижения поставленной цели нами определены следующие  задачи исследования:

1. Изучить Конституционное развитие в Германии.

2. Определить главные черты Основного закона.

3. Рассмотреть основы правового статуса человека и гражданина.

4. Проанализировать институт Президентства в Германии и в Казахстане.  

Для решения  поставленных задач использовался  метод сравнения и анализа.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика Конституции Германии

    1. Конституция и конституционное развитие.

Германия как  единое государство существует немногим более 100 лет. За это время были приняты  три общегерманские конституции. Принятие каждой из них совпадало с переломными  этапами в жизни страны. Первая конституция Германии была дарована императором Вильгельмом I в 1871г. и юридически закрепляла объединение страны, достигнутое, по словам Бисмарка, «железом и кровью». 6 февраля 1919 г. Национальное собрание, избранное на основе всеобщих выборов и наделенное учредительными полномочиями, приняло вторую общегерманскую конституцию, которая вошла в историю как Веймарская (по имени города, где заседало Национальное собрание). Это была одна из наиболее демократичных конституций своего времени. В ней содержался обширный каталог прав и свобод; впервые в конституционной истории нового времени собственность рассматривалась не только как право, но и как обязанность, предусматривалась возможность ее национализации за справедливое вознаграждение. Вместе с тем конструкцию государственной власти, закрепленную Веймарской конституцией, вряд ли можно считать удачной. Огромные полномочия рейхспрезидента вкупе с длительным сроком полномочий (7 лет), отсутствие реального противовеса в лице парламента (рейхстага), права которого по конституции были серьезно урезаны, в конечном счете, сыграли роковую роль в судьбе Веймарской республики. Они создали легальные возможности для прихода к власти фашистов, что привело к ее гибели.

После капитуляции  фашистской Германии в 1945 году вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия – советской, американской, английской и французской. Начало «холодной войны», растущая конфронтация между СССР и Западом делали невозможным воссоздание единого германского государства. Поэтому западные державы приняли решение способствовать его образованию на территориях, находящихся под их оккупационным контролем.

Парламентский совет, в который  вошли представители Ландтагов (парламентов) одиннадцати земель западных оккупационных зон Германии и Западного Берлина, 8 мая 1949 года принял Основной закон будущего государства. Проект закона был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права. Название «Федеративная Республика Германии» было придуманное Т.Хейсом, будущим первым президентом страны.

23 мая 1949 года Основной  закон (конституция) был опубликован  и вступил в силу. Таким образом  в западной оккупационной зоне  была создана Федеративная Республика  Германии (ФРГ) со столицей в Бонне. Этот день считается днем образования ФРГ.

Согласно Основному закону новое государство было открыто  для присоединения остальных  германских земель. Однако в советской  зоне оккупации 7 октября 1949 года была принята своя конституция, и провозглашено второе германское государство – Германская Демократическая Республика (ГДР).

Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское  и социальное государство. Он содержал подробный перечень гражданских прав и свобод, гарантированных государством, и исходил из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности.

Основной закон ФРГ 1949 года – конституция Германии, в  которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Этот документ был задуман как переходный, а его официальное название – Основной закон – подчеркивало его временный характер, т.к. он вступил в силу только на территории западных оккупационных зон. Ведь существовала надежда на создание единого государства. Предполагалось, что после полного объединения Германии он будет заменен более обстоятельным документом, Конституцией, которую, в отличие от Основного закона, примут всенародным голосованием.

Нормы Основного закона действовали в качестве обычного права ФРГ до конца 1980-х годов. Объединение страны произошло лишь 3 октября 1990 года, именно с этого момента Основной закон ФРГ стал конституцией объединенной Германии и всего немецкого народа.

Хотя Основной закон принимался как временная конституция, однако время показало, что он был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Комиссия, приступившая к работе после присоединения ГДР к ФРГ в 1990 году, пришла к выводу о том, что необходимость принятия новой конституции отсутствует, и положение о временном характере Основного закона было удалено из текста.[1, 485]

 

    1. Краткая характеристика Основного закона, его главные черты.

Основной закон  состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела (IVa, Villa, Xa) были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.

Преамбула Основного  закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Ангальт, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.

Раздел первый Основного закона носит наименование "Основные права". Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти. Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Второй раздел "Федерация и земли" содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III--VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, VIIIa). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется "финансовой конституцией". Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел "Переходные и заключительные положения" устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.

Основной закон  базируется на традициях германского  конституционализма. И по форме, и  по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.

По форме  правления ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что "конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства".

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как  демократического и социального правового федеративного государства. Следует вкратце раскрыть содержание этих понятий.

Характеризуя  ФРГ как демократическое государство, конституционный законодатель исходит  из представления о том, что народ  является носителем государственной  власти и ее единственным обладателем. "Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия", - гласит конституция (ч. 2 ст. 20). Таким образом Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное предпочтение при этом конституционный законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения. В качестве примера можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 2006 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объединение, однако жители Бранденбурга проголосовали против. В результате все осталось без изменений.

Основной закон  характеризует ФРГ как правовое государство. Германская правовая доктрина считает государство правовым, если оно обеспечивает приоритет права  в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Черты правовой государственности нашли свое закрепление в следующих конституционных принципах:

Информация о работе Конституция Германии