Конституционные гражданские права в КНР и Италии: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Комплекс конституционных личных (гражданских) права и свобод определяет взаимоотношения личности и государства. Основные личные права включают свободу и неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, неприкосновенность чести и достоинства граждан, свободу совести, тайну переписки, права и обязанности, связанные с браком и семьей. Данная категория конституционных прав и свобод обеспечивает свободу и безопасность личности от произвола и беззакония со стороны государственной власти. Эти права ограничивают вмешательства государства, других политических и общественных институтов в жизнь человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Основная часть…………………………………………………………………..4
2. Проблема соотнесения прав человека и гражданина………………………….6
3. Право на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности…...8
4. Свобода совести и мысли………………………………………………………...9
5. Неприкосновенность жилища, тайна частной жизни и коммуникаций……...11
6. Свобода передвижения и поселения……………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы……………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Основная часть…………………………………………………………………..4

2. Проблема соотнесения  прав человека и гражданина………………………….6

3. Право на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности…...8

4. Свобода совести и мысли………………………………………………………...9

  5. Неприкосновенность жилища, тайна частной жизни и коммуникаций……...11

  6. Свобода передвижения и поселения……………………………………………12

 Заключение…………………………………………………………………………..12

Список использованной литературы……………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конституционном праве  права человека традиционно рассматриваются  как основа конституционализма1. Конституционные права и свободы составляют фундамент правового статуса личности. Права человека охраняются рядом основополагающих международно-правовых актов. Среди них можно упомянуть Устав ООН 1945 г., Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г.2 В зависимости от того, насколько действенным является государственный механизм реализации и защиты прав человека, можно сделать выводы о степени демократичности данного государства.

Комплекс конституционных  личных (гражданских) права и свобод определяет взаимоотношения личности и государства. Основные личные права  включают свободу и неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, неприкосновенность чести и достоинства  граждан, свободу совести, тайну  переписки, права и обязанности, связанные с браком и семьей. Данная категория конституционных прав и свобод обеспечивает свободу и  безопасность личности от произвола  и беззакония со стороны государственной  власти. Эти права ограничивают вмешательства  государства, других политических и  общественных институтов в жизнь  человека. Поэтому за личными правами  и свободами большинство конституций  признает важнейшее значение в системе  права и свобод. Эта категория  прав в наибольшей степени выражает главный идейный посыл конституционализма, который выражается в защите человека от произвола государства3.

Личные (гражданские) права  и свободы имеют внутреннюю иерархию и подразделяются на ряд блоков. Первый и наиболее важный блок составляют право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность. Данные права взаимосвязаны и  по своему объективному содержанию представляют основу правового статуса человека, т.к. без них другие права теряют смысл. Важно отметить, что «эти права  включают … ряд прав второго порядка, т.е. составляющих первые»4. К ним относятся свобода мысли и совести, далее следуют тайна частной жизни и коммуникации, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и поселения5.

1. Основная часть

Конституция Итальянской  Республики 1947 г. открывается разделом «Основные принципы», которые содержат основополагающие положения, характеризующие  конституционный строй этого  государства. В ст. 1 содержится общее  определение Италии как демократической  республики, основывающейся на труде. Такое определение следует воспринимать в контексте конкретной расстановки  политических сил в послевоенной Италии, когда происходила разработка конституции. В.В. Маклаков отмечает, что  в концептуальном отношении в  конституции нашли отражение  индивидуалистические подходы христианских демократов и социалистические идеи коммунистов и ряда социалистов6. В целом итальянская конституция регулирует основные направления конституционных правоотношений, на которых базируется законодательство. Часть 1 ст. 10 устанавливает, что итальянский правопорядок соответствует общепризнанным нормам международного права. Демократическая направленность итальянской конституции проявляется в значительном внимании, которое обращается уже в общем разделе на признание и гарантии неотъемлемых прав человека (ст. 2), на равенство перед законом (ст.3), на свободу вероисповедания (ст. 8).

Общие положения Конституции  КНР, фиксирующие основы конституционного строя китайского государства, жестко связаны с идеологическими приоритетами и установками. В.ст. 1 главы 1 «Общие положения», открывающем Конституцию  КНР, говорится, что «Китайская Народная Республика является социалистическим государством демократической диктатуры  народа, основанным на союзе рабочих  и крестьян и руководимым рабочим  классом». В «Общих положениях» большинство  статей начинаются со слова «государство»  и посвящены государственному управлению промышленностью и сельскохозяйственным сектором, вопросам, связанным с  различными аспектами социальной и  культурной политики. В Конституции  КНР присутствует ряд положений, которые указывают на закрепление  на государственном уровне политики, направленной на подавление инакомыслия, политической оппозиции. В ст. 1 «любым организациям запрещается подрывать  социалистический строй»; жесткую идеологическую направленность имеет ст. 28, в которой  говорится о подавлении государством «вредительской деятельности», направленной на «нарушение общественной безопасности, разрушение социалистической экономики». В то же время в Конституцию  КНР в последние десятилетия  был внесен ряд поправок, отражающих восприятие некоторых демократических  принципов. В частности, в ст. 5 содержится положение об управлении на «основе  закона», о том, что «Китайская Народная Республика … строит социалистическое правовое государство». Однако весьма примечательно, что туманно обозначен сам субъект строительства правового государства, так как понятие «Китайская Народная Республика» явно не тождественно понятию китайское общество и в большей степени говорит о главенствующей роли самого государства и в этом процессе. В указанной статье также говорится о недопустимости привилегий для организаций и отдельных лиц. Правам человека в общем разделе китайской конституции не уделяется внимания, за исключением провозглашения равноправия для всех национальностей и гарантии законных прав и интересов национальных меньшинств (ст. 4).

2. Проблема соотнесения прав человека и гражданина

Для адекватного анализа  заявленной в теме категории конституционных  прав и свобод следует остановиться на проблеме соотнесения права человека и прав гражданина. В.В. Маклаков отмечает, что прослеживающееся в ряде зарубежных конституций разграничение прав человека и прав гражданина отражает сохраняющийся дуализм гражданского и политического общества7. Приводится следующее разграничение указанных категорий: «права и свободы человека принадлежат каждому индивиду, а права и свободы гражданина – только тем лицам, которые состоят в гражданстве данного государства»8. В то же время в конкретной правотворческой деятельности соотношение между правами человека и гражданина даже в демократических государствах зависит и от субъективных подходов составителя конкретных конституций. В целом высказывается мнение, что интеграционные процессы в странах Европейского Союза будут способствовать устранению вышеуказанных смысловых различий9.

В Конституции Итальянской Республики в части 1 «Права и обязанности граждан» в качестве субъектов конституционных прав, свобод и обязанностей указываются не только граждане, но и «все», «должностные лица и служащие», а также «никто». Из этого можно сделать вывод, что в статьях Конституции, где говорится о гражданах, они выступают исключительными субъектами соответствующих прав, свобод и обязанностей. Исходя из вышесказанного можно сделать логический вывод, что на лиц без гражданства и иностранцев соответствующие установления итальянской конституции распространяются в той степени, в какой это предусматривает отраслевое законодательство. В целом в Конституции Италии нет норм, регулирующих вопросы приобретения гражданства, но четко записано, что никто не может быть лишен гражданства по политическим мотивам (ст. 22). Правовое положение иностранцев регулируется законом в соответствии с международными обычаями и договорами (ст. 10).

В Китае правами, предусмотренными в Конституции, и законами пользуются граждане КНР (Ст. 33). Они обязаны  выполнять обязанности, предусмотренные  нормами Конституции и законами. Также говорится о защите прав китайцев, проживающих заграницей и  членов их семей (ст. 50). Права и интересы иностранцев охраняются Конституцией КНР, включая право получения  убежища в Китае теми иностранцами, которые вынуждены на эмиграцию  по политическим мотивам (ст. 32).

В целом особенностью Конституции  КНР является предоставление гражданам  прав и свобод в соответствии с  целями социализма, то есть они носят  целевой характер. Это обстоятельство принципиально важно для выяснения  проблемы соотнесения прав гражданина и прав человека в Конституции  Китая. В 2004 г. в Конституцию КНР  была внесена поправка об уважении и защите государством прав человека (ст. 33). Однако это положение Основного  закона противоречит идеологически  обусловленному сохранению различий прав граждан и прав трудящихся. В Конституции  говорится, что государство регулирует отношения в духовной и культурной сферах, разрабатывая различные памятки  и правила для различных категорий  городского и сельского населения (Ст. 24). Идеологическое попечительство над своими гражданами прямо постулируется  в ст. 24, где указывается на воспитание в народе коллективизма, патриотизма, интернационализма, борьбе против «тлетворных  идеологий».

Подводя итоги данного  раздела следует сказать, что  различие Конституций Италии и КНР  в вопросе понимания сущности соотнесения личных и гражданских  прав заключается в идеологической составляющей, которая вносит различную  смысловую нагрузку в содержание статей основных законов этих стран. В Китае конституционные установления, определяющие взаимоотношения личности и государства рассматриваются  с точки зрения соответствия социалистическим ценностям. В Конституции Итальянской  Республики сохраняющиеся категории  прав граждан и прав других категорий  субъектов конституционных прав и свобод нивелируются институтами демократического и социального государства.

3. Право на жизнь,  свободу, неприкосновенность и достоинство личности

Право на жизнь, свободу и  неприкосновенность личности – неотъемлемые права человека, которые означают, что никто не может посягать на независимый статус человека, его бытие, совершать действия, наносящие вред здоровью человека.

Конституция Итальянской  Республики признает, что «свобода личности ненарушима» (с. 13). В этой статье детально говорится о недопустимости задержания, осмотра и обыска в какой бы то ни было форме без мотивированного акта судебной власти и исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законодательно. На уровне Основного закона регламентируются случаи ограничения личной свободы, когда органы государственной безопасности вправе применять временные меры, которые в обязательном порядке должны санкционироваться судебной властью. Кроме того, данная статья, стремясь исключить произвол в случае применения чрезвычайных мер по ограничению чьей-либо свободы, специально оговаривает ответственность за любое физическое и моральное принуждение в отношении лиц, подвергшихся ограничению свободы. Также в ст. 13 содержится отсылка на законодательное регулирование сроков максимального предварительного заключения. То есть условия, ограничивающие действие данной статьи Конституции, жестко регламентируются.

Итальянская Республика на конституционном уровне определяет охрану здоровья как основное право  личности и гарантирует бесплатное лечение для неимущих (ст. 31). Гарантией  соблюдения личного достоинства  и неприкосновенности личности служит запрет на принудительные медицинские  меры, не соответствующие закону (Там  же). Уголовно-процессуальные гарантии свободы личности, направленные на исключение произвола в судебном преследовании и уголовном разбирательстве, предоставляют статьи 24 и 25.

В Конституции КНР провозглашается, что свобода личности граждан  неприкосновенна, запрещается незаконное лишение или ограничение свободы  личности, обыск граждан (ст. 37). В  качестве реакции на период «культурной  революции» запрещается каким бы то ни было способом подвергать граждан  оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и  травле (ст. 38). Противоречивый характер носит конституционное регулирование  вопросов, касающихся брачно-семейных отношений, материнства и детства. С одной стороны, Конституция  охраняет семейно-брачные институты (ст. 49). С другой, - ограничивающий характер в отношении данных свобод носят  нормы, регулирующие вопросы рождаемости (Ст. 25, 49).

Сравнивая данную категорию  личных прав двух Конституций, можно  отметить, что при определенном внешнем  сходстве важных конституционных гарантий водораздел проходит по линии идеологической составляющей. Так, очевидно, что ограничению  свободы в Китае по решению  судебных органов могут быть подвергнуты  лица-носители враждебной идеологии, которых  государство стремится подавить или перевоспитать, что по определению  выводит такую мотивировку за рамки правового поля.

4. Свобода совести и мысли

Свобода совести подразумевает  свободу от идеологических клише, возможность  человека самому выбирать систему ценностей (светских или религиозных) и жизненных  ориентиров. Таким образом, эти права  личности являются логическим продолжением в идейной сфере прав на свободу  и неприкосновенность личности.

В Конституции Итальянской  Республики, несмотря на традиционно  сильное влияние католической церкви, последовательно проводятся демократические  положения, обеспечивающие свободу  вероисповедания. Согласно ст. 19, все  имеют право в коллективной или  индивидуальной форме придерживаться религиозных взглядов и выражать их публично, отправляя соответствующий  культ. Ограничивающее условие статьи 19 – «обряды, противоречащие добрым нравам». Религиозные общества не могут  ущемляться в своих правах, юридической  правоспособности и любой форме  деятельности по причине того, что  деятельность таких сообществ имеет  церковный характер, преследует религиозные  или культовые цели (Ст. 20).

Конституция КНР гарантирует  своим гражданам свободу вероисповедания (Ст. 36). В этой статье говорится, что  ни государственные органы, ни общественные организации, ни частные лица не могут  заставлять граждан исповедовать ту или иную религию, дискриминировать граждан за исповедание или неисповедание  религии. Статья имеет важное значение с точки зрения обеспечения единства и стабильности в китайском обществе, т.к. в Китае нет доминирующей религии и существует несколько  религиозных объединений общекитайского значения (буддизм, ислам, христианство). Ограничивающее условие ст. 36 связано  с государственными прерогативами  в сфере образования («препятствие деятельности государственной системы  образования»), охраной здоровья граждан.

Свобода мысли относится  одновременно к числу личных и  политических свобод. В Основном законе Италии гарантиям свободы мысли  посвящена обширная статья 21. В ней  подробно говорится о праве всех (то есть субъект конституционной  свободы трактуется максимально  широко) выражать свои мысли устно, письменно и любым иным способом их распространения.

Информация о работе Конституционные гражданские права в КНР и Италии: сравнительный анализ