Конституционные гарантии целостности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Угроза разрушения целостности государства, которая возникла в России в период приобретения независимости республиками, входящими в состав Союза ССР, заставила задуматься о существовании Российского государства как целостного образования и самостоятельного субъекта на международной арене в условиях глобализующегося мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-6
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-13
Конституционные гарантии политической целостности России. . . . . . 7-10
1.2 Конституционные гарантии социально – экономической целостности России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10-13
ГЛАВА 2. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ . . . . . . . . . . . 14-23
2.1 Внутренние факторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14-19
2.2 Внешние факторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19-23
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. . . . . . . 24-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Конституционные гарантии целостности России.docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)

Субъектами нарушения территориальной целостности государства являются государства, противоправные действия которых могут выражаться в захвате и оккупации части территории другого государства, повлекшие присоединение оккупированной территории к своей территории (аннексия). Однако любые территориальные приобретения не следует считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.

Противоправные действия государства могут выражаться в создании условий в другом государстве путем осуществления политических, экономических, организационных и иных мер, которые могут привести к дестабилизации обстановки в государстве и его дальнейшему распаду.27

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций, согласно ст. 4 ч. 3 Конституции РФ.

Кроме того, согласно ст. 71 п. «м» группа предметов ведения Российской Федерации охватывает полномочия, связанные с оборонной и внешней политикой нашего федеративного государства. К этой же группе предметов ведения следует отнести внешнюю политику и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры, вопросы войны и мира и внешнеэкономические отношения. 28

Активизация деятельности России в области международного сотрудничества и партнерства, важные шаги, предпринятые Россией для ядерного разоружения мирового сообщества, другие активные действия на пользу мира и безопасности свидетельствуют о новых приоритетах в военной доктрине Российской Федерации. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на нашу страну другого государства (или группы государств), Россия вынуждена будет поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории.29

Под обороной согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к защите от вооруженного нападения, а также защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.30

Для защиты целостности и неприкосновенности государственных границ Россия имеет армию, органы внешней разведки, Федеральную службу безопасности, пограничные войска, Таможенную службу. Определенная роль в защите государственного суверенитета принадлежит органам МИД РФ, а также консульским учреждениям и дипломатическим представительствам России за рубежом.31

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.

На защиту территориальной целостности направлены и статьи 87 и 88 Конституции России.32 Право Президента вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение и чрезвычайное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.

Таким образом, по нашему мнению, территориальная целостность государства, которая гарантируется на конституционном уровне, проявляется в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства. Это качественная характеристика государства, характеризующая состояние его безопасности. Территориальная целостность государства определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах, установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

Проблемы территориальной целостности имеют и ярко выраженный гуманитарный аспект. Согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 31 июля 1995 г. № 10-П в связи с проверкой конституционности ряда решений Президента Российской Федерации, направленных на разрешение кризиса в Чеченской Республике, в частности отметил, что «государственная целостность – важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод».33 Проблема целостности России – это проблема баланса прав и интересов народов проживающих на одной территории. В Декларации о принципах международного права 1970 . закрепляется: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН». Применительно к Российской Федерации это означает, что сохранение ее территориальной целостности с необходимостью предполагает обеспечение прав и свобод, законных интересов граждан и этносов, населяющих ее территорию.

Уже в 1 и 2 статьях Конституции РФ говорится о том, что Россия является правовым государством, и права и свободы являются высшей ценностью. Ст. 2 впервые устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Это означает, что источник и основа этих прав находятся вне государства. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. А ст. 6 в ч. 2 закрепляет равные права и обязанности каждого гражданина России на всей территории РФ.

Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина пронизывает все содержание Конституции, этим самым и обеспечивается правовая целостность на территории всего государства. Ведь согласно ч.2 ст.4 «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».34

П. 4 ст. 5 Конституции определяет равноправие между субъектами России перед федеральными органами государственной власти, что так же будет обеспечивать целостность всего государства, не будет повода для выражения элементарного недовольства, что кого-то ущемляют в правах.

Место Конституции в системе нормативно – правовых актов страны определяет ст. 15 Конституции РФ35. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой. В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что указывает на ее особую юридическую силу. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое действие. Нормы Конституции не могут быть изменены какими-либо законами. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Основным Законом в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения: закрепляют основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, прилагаемой ко всем гражданам в равной мере.

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российской Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (исключения устанавливаются законодательством).

В соответствии с подписанными Российской Федерацией международно-правовыми документами и нормами международного права действие российских законов может не распространяться на дипломатических представителей и некоторых сотрудников представительств иностранных государств и международных организаций в силу обладания ими дипломатическим иммунитетом.36

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина. И многие статьи в ней говорят о том, что каждый имеет равные права, касающиеся той или иной области жизни. Это так же является важной составляющей конституционной гарантии правовой целостности государства.

В заключительной ст. 64 Главы 2 Конституции говорится как раз о том, что глава 2 и определяет правовой статус личности в Российской Федерации.37

Согласно ст. 19 «все равны перед законом и судом». Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает, во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие); во-вторых, равенство юридических обязанностей граждан и других лиц; в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушение закона; в-четвертых, равенство перед судом (равное правосудие для всех).

Равенство всех перед судом означает, что все граждане могут обращаться в суд для осуществления правосудия, в отношении всех действует принцип равных оснований и других принципов юридической ответственности. Равенство перед судом обеспечивается, в частности, тем, что каждое дело рассматривается единым судом, в одном процессуальном порядке, соответствующем данному виду судопроизводства, на основе одинаковых процессуальных правил в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве с предоставлением равного объема гарантий всем сторонам, участвующим в деле.38

О том, что система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной, согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»39 мы уже упоминали в 1 главе нашей работы.

Таким образом, можно сказать, что Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации.

Отсюда вытекают, по крайней мере, два взаимосвязанных положения: во-первых, Конституция юридически закрепляет и гарантирует политическое, государственное единство народа независимо от федеративного устройства государства; во-вторых, речь идет о единстве правовой системы Российской Федерации и ее субъектов, а сама Конституция служит гармонизации единого правового пространства России. И конституционные гарантии – это совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из поставленных задач в своей работе, теперь мы можем обобщить основные выводы в один: государственная целостность Российской Федерации— гарантированный конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.

Государственную целостность РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность, или политическое (государственное) единство страны. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений Росси. Важными гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию — односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ.

Информация о работе Конституционные гарантии целостности России