Европейский суд по правам человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:19, реферат

Краткое описание

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

Содержание

Введение
Глава 1. История возникновения
Глава 2. Условия подачи жалоб
Глава 3. Юрисдикция Европейского суда по правам человека
Глава 4. Распределение жалоб по странам и по итогам рассмотрения
Глава 5. ЕСПЧ и Россия
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

ЕСППЧ.docx

— 43.66 Кб (Скачать файл)

«Европейский суд по правам человека»

Введение

Глава 1. История возникновения

Глава 2. Условия подачи жалоб

Глава 3. Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Глава 4. Распределение жалоб по странам и по итогам рассмотрения

Глава 5. ЕСПЧ и Россия

Библиографический список

 

Европейский суд  по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) —международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

 

 

История возникновения


Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли  ответственность за обеспечение  соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными  заявителями или государствами-участниками  Конвенции, становились предметом  предварительного рассмотрения Европейской  комиссии по правам человека. Она рассматривала  вопрос об их приемлемости и при  положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван  обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём  рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lawless v. Ireland), первое решение по существу в пользу заявителя — в 1968 году (Neumeister v. Austria). После реформы Суда в 1998 году его активность повысилась, и к началу 2010 года суд вынес уже 12 198 решений по существу, из них в 10 156 констатировал нарушения Конвенции или её протоколов.[1]

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

 

Условия подачи жалоб


Прежде, чем жалоба будет  подана в Суд, необходимо строгое  соблюдение нескольких непременных  условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права и свободы гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников Конвенции (они называются в Конвенции Высокими Договаривающимися Сторонами) их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней.

Заявителю необязательно  являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

Чаще всего при рассмотрении жалоб Суду приходится иметь дело с так называемыми прямыми (непосредственными) жертвами: обращающееся лицо само непосредственно  уже стало жертвой нарушения  его права.

Кроме этого, в практике Европейского суда существуют и другие понятия  жертвы. Лицо может быть признано потенциальной  жертвой в случае, если оно подвергается реальному риску применения к  нему законодательства, противоречащего  Европейской Конвенции, и его  права, закрепленные в Конвенции, будут  нарушены. В данном случае очень  важно указать, почему к заявителю  применимы положения законодательства, при каких обстоятельствах существует реальный риск такого применения.

Косвенная жертва: в практике Европейского Суда признано, что лицо может испытывать нарушение своих  личных прав и из-за того, что нарушены права другого. Поэтому в определенных обстоятельствах лицо может подать жалобу о нарушении своих прав несмотря на то, что само непосредственно  не претерпевало ущерба. Для этого  необходимо, чтобы у этого лица с непосредственной жертвой была очень близкая связь (родственная  или иная). Наиболее распространенным примером будет являться обращение  родственников лица по вине государственных  органов или по причине необеспечения  ими надлежащей защиты права на жизнь, а родственники в этом случае испытывают нравственные страдания и несут материальные убытки.

  1. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  2. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством. Для граждан Российской Федерации с 5 мая 1998 года.
  3. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признается эффективным средством правовой защиты, так как заявитель не обладает правом самостоятельно инициировать процедуру судебного разбирательства по своему делу, а может только просить уполномоченное лицо об этом.
  4. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность государственная власть. Жалобы против частных лиц иорганизаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

 

Юрисдикция Европейского суда по правам человека


Ратификация Конвенции и  признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что  деятельность всех российских органов  государственной власти, в особенности  судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к  судебной системе государства-участника  Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной  власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального  законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические  последствия. Суд рассматривает  только конкретные жалобы с тем, чтобы  установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое  удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и  расходов.

За всю многолетнюю  практику Европейского суда не было зафиксировано  ни одного случая неисполнения решений  Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению  членства государства и, в конце  концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров  Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения  норм его внутреннего права или  позиции судебной практики со стандартами  Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика  по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и  судебную практику и других государств-участников Конвенции.

 

Распределение жалоб  по странам и по итогам рассмотрения


Согласно данным на конец 2010 года, верхнюю часть списка стран по числу переданных судейским составам жалоб, находящихся на рассмотрении, занимают[2]:

  1. Россия — 33 550 (28,1 %)
  2. Турция — 13 100 (11,0 %)
  3. Украина — 10 000 (8,4 %)
  4. Румыния — 9800 (8,2 %)

По числу жалоб, переданных судейским составам, на душу населения, первые места занимают Грузия, Черногория, Лихтенштейн и Молдавия. Эстония по этому показателю находится на 13 месте, Польша — на 16-м, Украина — на 17-м, Россия — на 18-м. Последние места занимают Португалия, Испания, Ирландия и Дания.[3]

По статистике за 1959—2010 гг., 96 % поданных в Суд жалоб были признаны неприемлемыми. Из остальных 4 %, по которым были вынесены решения по существу дела, в 83 % случаев суд усмотрел нарушения Конвенции или её протоколов.[4]

 

ЕСПЧ и Россия


Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия занимает 1-е место  по общему числу жалоб в ЕСПЧ и 18-е место по числу этих жалоб на душу населения.[3]

По данным на 1 января 2010 года Россия является самым крупным «поставщиком»  дел в Страсбургский суд[9]. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России растёт[3]:

  • 1999 год — 971 жалоба
  • 2000 год — 1322
  • 2001 год — 2104
  • 2002 год — 3986
  • 2003 год — 4728
  • 2004 год — 5824
  • 2005 год — 8069
  • 2006 год — 10 132
  • 2007 год — 9497
  • 2008 год — 10 146
  • 2009 год — 13 666
  • 2011 год — 40 225

 
По данным на 1 января 2010 года, на рассмотрении в ЕСПЧ находилось 33 550 жалоб в отношении России, при общем количестве — 57 100[9]

Периодически представители  российских властей предлагают уменьшить  количество исков, подаваемых в Европейский  суд, путём запрета обращаться в  Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты.[10] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах общей юрисдикции, и надзорной инстанции в случае, если дело рассматривалось в системе арбитражных судов; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора в суд общей юрисдикции до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на январь 2010 года Судом приняты решения  по существу по 862 российским делам, в 815 из которых было установлено нарушение  хотя бы одной из статей Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод.[11] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» вроссийское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российскойуголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

Информация о работе Европейский суд по правам человека