Гражданство. Приобретение и утрата гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 05:36, контрольная работа

Краткое описание

Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Одни авторы отрицают правосубъектонсть индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
1.Гражданство. Приобретение и утрата гражданства………………………..…4
1.1. Гражданство…………………………………………………………………..4
1.2. Приобретение гражданства………………………………………………….5
1.3. Утрата гражданства…………………………………………………………..8
2. Безгражданство. Двойное гражданство……………………………………...10
2.1. Безгражданство……………………………………………...………………10
2.2. Двойное гражданство……………………………………………………….13
3. Правовое положение иностранцев…….……………………………………..16
4. Право убежища. Беженцы и перемещенные лица…………………………..21
4.1 Право убежища …………...…………………………………………….. ….21
4.2. Беженцы и перемещенные лица…..………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Моя КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………...……………3

1.Гражданство. Приобретение и утрата гражданства………………………..…4

1.1. Гражданство…………………………………………………………………..4

1.2. Приобретение гражданства………………………………………………….5

1.3. Утрата гражданства…………………………………………………………..8

2. Безгражданство. Двойное гражданство……………………………………...10

2.1. Безгражданство……………………………………………...………………10

2.2. Двойное гражданство……………………………………………………….13

3. Правовое положение  иностранцев…….……………………………………..16

4. Право убежища. Беженцы  и перемещенные лица…………………………..21

4.1 Право убежища …………...…………………………………………….. ….21

4.2. Беженцы и перемещенные  лица…..………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема международной  правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Одни авторы отрицают правосубъектонсть индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы за защитой своих прав.1

Роль индивида в международных  отношениях постоянно возрастает. Наделение  личности правами и обязанностями, возложение на нее ответственности  свидетельствует о том, что индивид  превращается во все более полноценного субъекта международного права. Известный  английский ученый Лаутерпахт Г. еще в 1950 г. писал, что "международное право, как оно воплощено в Уставе ООН и других международных договорах, признает основные права индивидов независимо от внутреннего права и таким образом конституирует индивида как субъекта международного права".

Можно дать следующее определение субъекта международного права: субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, который участвует в международных правоотношениях, в создании норм международного права и контроле за их исполнением, а также несет ответственность за нарушение таких норм. При этом, конечно, нельзя приравнивать индивида к государству, роль которого в международных правоотношениях значительно более широкая. Международное сообщество в состоянии обеспечить права человека лишь через государство, оказывая на него соответствующее влияние. С другой стороны, всеобщее уважение прав человека было бы нереальной задачей без сотрудничества государств. 2

1.Гражданство.  Приобретение и утрата гражданства.

Сущность гражданства  состоит во взаимоотношениях человека и государства.Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых — Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойного гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ 1996 г. и т.д. В России вопросы гражданства регулируются прежде всего Конституцией и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 6 февраля 1995 г.

1.1. Гражданство.

Основу правового статуса  индивида образует правоотношение гражданства. "Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означает подчинение данного лица суверенным властям соответствующего государства независимо от своего местонахождения. Гражданство - это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае продолжительного пребывания гражданина за границей она не прерывается". 3

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право  на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства  или права изменить свое гражданство. Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного  мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права  на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

Гражданство означает юридическую  принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения  этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической  формой правления используется понятие  «подданство», причем в смысле, равнозначном гражданству. В ряде монархий (например, в Бельгии, Испании, Нидерландах) термин «подданство» в конституциях и законодательстве заменен термином «гражданство», что  является одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества.4

Правоотношение гражданства  устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или расторжение брака с иностранным  гражданином.

 

1.2. Приобретение  гражданства.

Способы приобретения, изменения  и утраты гражданства устанавливаются  национальным законодательством соответствующего государства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Гражданство приобретается  двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданства.

Приобретение гражданства  по рождению (филиация) возможно по принципам «права крови» или «права почвы». В соответствии с принципом права крови (jus sanguinis), или иначе, национальным принципом, ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе Россия.

Согласно принципу права  почвы (jus soli), или иначе территориальным принципом, ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства.

В результате приема в гражданство  оно приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренным  национальным законодательством государств. Решение о приеме в гражданство  принимают, как правило, высшее должностное  лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.).5

Законодательством некоторых  стран устанавливаются ограничения  для приема в гражданство. В РФ, например, отклоняются ходатайства  о приеме в гражданство РФ лиц, которые:

выступают за насильственное изменение конституционного строя  РФ;

состоят в партиях и  других организациях, деятельность которых  несовместима с конституционными принципами РФ;

осуждены и отбывают наказание  в виде лишения свободы.

Помимо двух основных способов, можно выделить дополнительные способы  приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться:

в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно  проживающие на территории России на день вступления в силу закона о  гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании  состоять в гражданстве РФ);

в порядке его регистрации (например, при усыновлении);

в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявшие в гражданстве;

в результате оптации —  выбора гражданства при территориальных  изменениях (лица, проживающие на территории, меняющей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства  в порядке и сроки, установленные  международным договором).

Существует так же упрощенный порядок приобретения гражданства. Желая обеспечить благоприятные условия для реализации своими гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства страны СНГ в 1996 г. заключили Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ.

В соответствии с Конвенцией государства-участники предоставят  своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию договаривающегося  государства, упрощенный (регистрационный) порядок выхода из гражданства, а  также предоставит прибывающим  на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство  в упрощенном (регистрационном) порядке  при наличии одного из следующих  условий:

если заявитель в прошлом  состоял в гражданстве одной  из договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и  проживает постоянно до вступления в силу Конвенции;

при наличии у заявителя  близкого родственника — супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука, — постоянно проживающего на территории государства приобретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.

Приобретение гражданства  и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее ходатайство  о приобретении гражданства, сохраняет  прежнее гражданство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Конвенция устанавливает  перечень документов, необходимых для  приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке. Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более трех месяцев. Конвенция так же устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей.

Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайствующему о приобретении гражданства и  о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Решение об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в  суд.

 

1.3. Утрата гражданства

В современном международном  праве вопросы лишения гражданства  разработаны сравнительно слабо. В  статье 8 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года содержится обязанность государства не прибегать к лишению лиц гражданства, если это решение делает их апатридами. Вместе с тем эта норма не является общепризнанной.

Утрата гражданства возможна в результате добровольного выхода из гражданства - экспатриации, которая  бывает свободной и разрешительной. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания. Утрата гражданства так же происходть при перемене гражданства в случае натурализации, в связи со вступлением в брак, усыновлением и т. п., путем выбора иного гражданства при оптации.

В настоящее время во многих государствах мира свободная экспатриация не запрещена, так как право лица на свободный выход из гражданства  закреплено в статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.

Разрешительная система  выхода из гражданства заключается  в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного  государственного органа по заявлению  заинтересованного лица, причем в  некоторых государствах требуется  подтверждение того, что лицо приобретает  новое гражданство.

Утрата гражданства возможна и при денатурализации, то есть принудительном лишении гражданства натурализованных лиц государством, которая в большинстве  государств производится в соответствии со специальными внутригосударственными правовыми актами, в основе которых лежит принцип утраты связи натурализованного лица с государством, предоставившим ему гражданство.

Принудительное лишение  гражданства в силу закона может  осуществляться автоматически без  всякого производства по делу, в  частности, по причине неопределенно  долгого пребывания за границей, особенно в государстве прежнего гражданства. Причиной денатурализации могут  послужить сообщение заведомо ложных сведений при натурализации (на основании подложных документов), грубое нарушение прав гражданина и другие причины.

 

 

 

2. Безгражданство. Двойное гражданство.

Случаи двойного гражданства  и безгражданства имеют место вследствие различного решения законодательством отдельных государств вопросов о приобретении и утрате гражданства.

 

2.1. Безгражданство.

Лица без гражданства (апатриды) - это лица, проживающие  на территории определенного государства, но не являющиеся его гражданами и  не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года апатридом именуется лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.

Информация о работе Гражданство. Приобретение и утрата гражданства