Государство как субъект международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении отношений, возникающих при вступлении государства в правоотношения с частными иностранными лицами. Основными задачами исследования являются следующие:
-определение и исследование правового положения государства как субъекта международного частного права;
-выявление и анализ особенностей государства как участника международного гражданского оборота;
-определение и исследование видов международных частноправовых отношений с участием государства;

Содержание

Введение
1. Государство как участник международных частноправовых отношений
1.1 Правовое положение государства в международном гражданском обороте
1.2 Основные виды гражданских правоотношений с участием государства
2. Понятие иммунитета государства, история его возникновения и развития
2.1 Иммунитет государства и его особенности
2.2 Основные теории иммунитета государства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мчп1.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

Как правило, концессия  предоставляется на длительный срок, который определяется в зависимости  от ее характера и условий, но срок действия концессионного договора не может превышать 50 лет. В основном концессия применяется в сфере  недропользования и представляет собой уступку права государством на поиск и освоение природных ресурсов. Добытые иностранным инвестором природные ресурсы принадлежат ему на праве собственности. Во многих государствах (Россия, Венгрия, Великобритания, Норвегия) порядок предоставления концессий регулируется в специальном законодательстве (Закон Киргизстана о концессиях и иностранных концессионных предприятиях 1992 г.).

В российской правовой доктрине и практике до сих пор  господствует точка зрения, что все  вопросы концессионного договора входят в сферу внутренней компетенции  принимающего государства, а все  правоотношения по концессии подчиняются  только его национальной юрисдикции. Концессия - односторонний акт государства, предоставляющее иностранной частной  компании право осуществлять в интересах  данного государства определенную хозяйственную деятельность. Следовательно, возможно досрочное и одностороннее  прекращение действия концессии  и взятия ее назад в интересах  государства. Такая позиция противоречит современной мировой практике и  препятствует притоку иностранных  инвестиций в российскую экономику.

В зарубежной доктрине и судебной практике концессия определяется как квазимеждународный акт или международный договор, порождающий для предоставляющего концессию государства определенные международные обязательства. В концессионное соглашение должна включаться ссылка на международное право или условия о подчинении договора общим нормам права цивилизованных народов. В современном мире наблюдается тенденция к изъятию этих соглашений из сферы юрисдикции предоставляющего концессию государства и его национального права. Споры по концессии должны рассматриваться не в национальном суде принимающего государства, а в арбитраже, компетентном разрешать спор непосредственно на началах «справедливости и доброй совести» и не связанном материальными нормами какой-либо внутренней правовой системы.

В практике заключения концессионных соглашений (как и  соглашений о разделе продукции  и сервисных соглашений) прямо  выраженная оговорка о применимом праве  встречается значительно чаще, чем  в других внешнеторговых контрактах. Все сделки с участием государства  предполагают неограниченное действие принципа автономии воли сторон.

В современной хозяйственной  жизни практика предоставления концессий  уступает место практике заключения соглашений о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции  — это договор, в соответствии с которым государство на возмездной и срочной основе также предоставляет  иностранному инвестору исключительные права на осуществление какой-либо деятельности. Основное отличие соглашений о разделе продукции от концессии: полученная в ходе хозяйственной  деятельности продукция распределяется между государством и иностранным  инвестором на условиях соглашения (в  РФ действует специальный Закон  «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.).

Сервисные соглашения с риском и без риска - это договор, в соответствии с которым государство  на срочной основе предоставляет  иностранному инвестору право на осуществление конкретных видов  работ и услуг, предусмотренных  соглашением. Продукция, полученная в  результате такой деятельности, остается в полной и исключительной собственности  государства.

Согласно действующему законодательству Российская Федерация  может:

- предоставлять и  получать кредит (Российская Федерация  может заключать как заемщик  кредитные соглашения с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями);

- использовать форму  займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг;

- предоставлять гарантии  по займам и кредитам;

- заключать концессионные  соглашения с иностранным инвестором;

- заключать соглашения  о разделе продукции, и прежде  всего соглашения о крупных  капиталовложениях, рассчитанных  на длительный период, в первую  очередь в нефтедобывающую и  нефтеперерабатывающую промышленность (в России регулируются Законом  о соглашениях о разделе продукции 1995 г);

- приобретать и  арендовать за границей земельные  участки;

- продавать и сдавать  в аренду принадлежащие ему  за границей земельные участки,  здания и сооружения;

- заключать контракты  на выполнение подрядных работ  для государственных нужд;

- заключать соглашения  о покупке и продаже товаров,  предоставлении услуг и т.д.;

- от своего имени  гарантировать исполнение контрактов  любого рода, заключенных юридическими  лицами;

- выступать за  границей в качестве наследника  выморочного имущества, оставшегося  после смерти российских граждан,  или в качестве наследника  по завещанию (см. гл. 16 ГК РФ).

Государство не является юридическим лицом, поскольку само определяет свой статус и априорно пользуется иммунитетами (даже если законодательно придерживается концепции функционального  иммунитета), поэтому все сделки, заключенные с иностранным государством, содержат повышенный риск для частного лица. Современное международное  право пытается обеспечить особую защиту частных партнеров государства. Международно-правовая защита таких  лиц закреплена в положениях Вашингтонской 1965 г. и Сеульской 1985 г. конвенций. 

 

2. Понятие иммунитета  государства, история его возникновения  и развития 

2.1 Иммунитет государства  и его особенности 

Термин "иммунитет" происходит от латинских слов - прилагательного  immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

Само понятие "иммунитет  государства" сложилось в международном  праве сначала в качестве обычной  нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством  и международными договорами. Иммунитет  иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных  судах. Установление последнего и определение  его пределов входит исключительно  в сферу компетенции государства  и определяется только его законодательством  и международными договорами, заключенными этим государством.

В международной  практике применяются более узкое  понятие "юрисдикционные иммунитеты" и более широкое понятие "иммунитет государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств.

Можно дать два понятия  в зависимости от того, с позиции  какого государства его рассматривать  либо с позиции государства, осуществляющего  деятельность на территории иностранного государства, либо с позиции принимающего государства. В целом это - будут  две стороны одного и того же явления.

1. Иммунитет - это  право государства на освобождение  от юрисдикции другого государства,  то есть право на неприменение  к нему принудительных мер  со стороны судебных, административных  и иных органов другого государства.

2. Иммунитет - это  отказ государства от осуществления  своей полной территориальной  юрисдикции, при сохранении ограниченной, в отношении действий и имущества  иностранного государства, то  есть отказ от применения принудительных  мер своими судебными, административными  и другими государственными органами.

Итак, особенность  правового положения государства  как субъекта частноправовых отношений  международного характера сводится к его праву на иммунитет.

Различают несколько  видов (элементов) иммунитета государств:

• судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого);

• иммунитет от предварительного обеспечения иска;

• иммунитет от исполнения судебных решений;

• иммунитет государственной собственности;

• иммунитет от применения иностранного права (иммунитетом сделок).

Судебный иммунитет - юрисдикционный иммунитет, в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношению к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии. Кстати, это не означает отсутствия правосудия. Заинтересованные лица могут беспрепятственно обратиться с требованиями к государству в суды и другие правоприменительные органы этого государства. Как уже говорилось, в таком случае вопрос об иммунитете не возникает. И наконец, можно обратиться к своему правительству для воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам

 Меры по предварительному  обеспечению иска - согласно иммунитету  суд, рассматривающий частноправовой  спор с участием иностранного  государства, не вправе применять  любые меры по предварительному  обеспечению иска, так как такие  меры носят принудительный характер. Часто меры по обеспечению  иска рассматриваются и принимаются  судом, еще до возбуждения и  слушания дела с участием государства.  В любом случае, если такие  меры касаются государства и  его собственности (арест государственных  счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение  права государства пользоваться  своим имуществом и пр.), то  с точки зрения иммунитета  они не допустимы.

Меры по принудительному  исполнению иностранного судебного  решения - в отношении государства  и его собственности не могут  быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже, если государство  добровольно приняло участие  в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено  им только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения.

Иммунитет собственности  государства означает правовой режим  неприкосновенности государственной  собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно  связан с иммунитетом государства. Рассмотренные выше элементы содержания Иммунитета государства, связанные  с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение  неприкосновенности государственной  собственности.

Но есть некоторые  особенности между иммунитетом  государства и иммунитетом собственности. Последняя пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства. Она пользуется иммунитетом даже, если находится во владении лица, которое не обладает иммунитетом. Режим неприкосновенности государственной собственности тесно связан с еще одной международно-правовой доктриной - доктриной «акта государства», согласно которой суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны, совершенных на ее территории. Если государство, приобрело собственность на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности собственности. Иммунитет собственности проявляется в том, что, если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта. Таким образом, рассмотренные выше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем, иммунитет государства - это его «право», вытекающее из суверенитета, но не «обязанность», что предполагает возможность государства отказаться от него. Отказ от иммунитета, чтобы быть юридически действительным, подчиняется некоторым правилам:

Информация о работе Государство как субъект международного частного права