Государственные границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 03:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема довольно интересная, а содержание ее актуальности лежит на поверхности. В современном мире, где существует множество государств, в мире, где международные отношения закрепляются на законодательном уровне, не может не стоять вопроса об урегулировании государственных границ.
В целом понимание границ было заложено еще традиционной геополитикой, трансформировалось новой и новейшей геополитикой, которая позволяет выявить общее представление организации геополитических процессов в целом, и организации пограничного пространства в частности.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа - МПП -.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет Президент РФ. На основе Указа Президента РФ от 2 марта 1995 года № 232 в России действует Федеральная пограничная служба РФ. Положение о ФПС РФ регулирует основные задачи и функции, а также организацию деятельности ФПС России.31

ФПС возглавляет единую централизованную систему:

- органы пограничного контроля;

- орган внешней разведки;

- оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС России;

- органы пограничной стражи;

- органы морской охраны и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством; 

- пограничные войска ФПС России; 

- военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС России согласно федеральному законодательству.

В своей деятельности, кроме Положения, ФПС России руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормами международного права и международными договорами РФ, регулирующими отношения в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа исключительной экономической зоны РФ, охраны морских биологических ресурсов.

В свою очередь ФПС России осуществляет руководство деятельностью пограничных представителей. Пограничные представители назначаются Правительством РФ из числа должностных лиц ФПС РФ. Права и обязанности пограничных представителей регулируются Положением о пограничных представителях РФ.

Пограничные представители РФ назначаются на определенные участки государственной границы РФ в соответствии с международными договорами РФ для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов. Участки государственной границы РФ, на которые назначаются пограничные представители, устанавливаются соответствующими договорами РФ с сопредельными государствами.32

Порядок привлечения граждан к охране государственной границы РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 339. Граждане участвуют в охране государственной границы РФ на добровольных началах, как правило, в составе добровольных народных дружин. Народные дружины создаются при структурных подразделениях Пограничных войск РФ при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Санитарная охрана государственной границы РФ обеспечивается органами Госкомсанэпиднадзора РФ. Его санитарные правила и нормы устанавливают требования к организации, проведению и контролю за выполнением мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения карантинных болезней (чума, холера, желтая лихорадка), вирусных геморрагических лихорадок, малярии и других опасных для человека инфекционных болезней, локализацию и ликвидацию инфекций при их завозе или выявлении на территории РФ, в том числе в эндемичных природных очагах, а также предотвращение ввоза и распространения потенциально опасных для здоровья населения товаров.33

Далее рассмотрим основы пограничной политики РФ. Основы  пограничной политики  РФ являются составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики РФ. 34

К основным объектам пограничной безопасности относятся, соответственно, личность - ее права и свободы, и не только в рамках пограничного пространства, все общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.35

Пограничная политика РФ направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности РФ в ее пограничном пространстве.

Пограничная политика РФ осуществляется в пограничном пространстве РФ, охватывающем государственную границу РФ, пункты пропуска через государственную границу и связанные сними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ.

Основные направления пограничной политики РФ:

- совершенствование международно-правового оформления государственной границы РФ;

- обеспечение пограничной безопасности РФ;

- развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;

- обеспечение национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ.36

Приграничное сотрудничество

Согласно положениям Основ пограничной политики, развитие пограничного сотрудничества предусматривает:

- формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества;

- укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами;

- формирование системы обеспечения коллективной безопасности на внешних границах государств — участников СНГ на основе объединения межгосударственных усилий заинтересованных сторон;

- сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков;

- сотрудничество в решении экологических и гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- сотрудничество в соблюдении норм и принципов международного права.

Укрепление экономических, социальных и культурных связей приграничных территорий с соседними территориями сопредельных государств подразумевает:

- создание условий для производственной деятельности и эффективного развития свободных экономических зон в приграничных регионах;

- сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами приграничных регионов;

- противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;

- поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;

- создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.37

Для реализации программ приграничного сотрудничества была образована Межведомственная комиссия по развитию приграничного сотрудничества.

Правовую базу приграничного сотрудничества составляют несколько типов нормативно-правовых документов.

Во-первых, юридические акты, образующие основы правового режима внешнеэкономической деятельности России: Таможенный и Гражданский кодексы РФ, законы «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О государственной границе РФ», «Об иностранных инвестициях» и др., указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты отдельных ведомств, таможенные тарифы.

Во-вторых, межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами.

В-третьих, юридические акты, регулирующие отношения федерального центра, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере международных отношений. Центральным документом является Конституция РФ. Кроме того, в октябре 1997 года был принят закон «О полномочиях Российской Федерации и субъектов РФ в вопросах международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации». Закон стал основным нормативным актом, регулирующим международную деятельность субъектов РФ.38

Разработан проект федерального закона «Об особенностях организации местного самоуправления на приграничной территории».

В 1998 году Межпарламентским комитетом принят модельный закон «О регионах приграничного сотрудничества», разработанный Комитетом Совета Федерации по делам СНГ. Модельный закон - документ рекомендательный, силы прямого действия он не имеет и представляет собой своего рода инструмент сближения национальных законодательств. Для его реализации было разработано «Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества», подписанное главами правительств Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана в феврале 1999 года.

Консультативный совет СНГ по труду, миграции и социальной защите населения приступил к разработке проекта соглашения об общих принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области приграничной трудовой миграции.

10 июля 2002 года Совет Федерации  ратифицировал Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, которую подписали 33 из 44 государств - членов Совета Европы, а ратифицировали 27 стран, в т. ч. Украина, Молдавия, Латвия и Литва.

Конвенция призвана содействовать заключению соглашений о приграничном сотрудничестве между региональными властями разных стран в таких областях, как региональное развитие, защита окружающей среды, совершенствование структуры, использование земель вдоль пограничных рек, а также взаимопомощь в случае чрезвычайной ситуации. Документ предусматривает также создание ассоциации приграничного сотрудничества или объединение местных властей.

Для учета различий в правовых и конституционных системах государств-членов Совета Европы Конвенция предусматривает целый ряд рекомендательных соглашений, позволяющих государствам осуществлять приграничное сотрудничество в наиболее подходящих для них формах. 39

2.3. Применение оружия и боевой техники

Пограничные органы и Пограничные войска, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-морского флота, осуществляя защиту государственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.

Оружие и боевая техника могут применяться также: против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) государственную границу в нарушение установленных правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников; для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов и Пограничных войск, Вооруженных сил Российской Федерации.

Применению оружия и боевой техники должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы.

Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при отражении вооруженного вторжения, внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников. Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.40

Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.

Следует отметить, что особенно часто оружие и боевая техника применяются в отношении нарушителей морской границы РФ. Так, в сентябре 1994 г. в российском территориальном море в районе Малой Курильской гряды пограничники вынуждены были открыть огонь на поражение по южнокорейскому судну-нарушителю, не подчинившемуся приказу остановиться.

В мае 1996 г. пограничный вертолет остановил две турецкие шхуны, занимавшиеся незаконным ловом рыбы в российской исключительной экономической зоне, лишь после открытия стрельбы.

В марте 1997 г. российские пограничники, охраняющие грузинское территориальное море, открыли огонь на поражение, чтобы предотвратить массовое нарушение грузинской границы армадой из девяти турецких судов.

В августе 2003 г. российские пограничники после серии предупредительных выстрелов были вынуждены в целях предотвращения незаконного лова рыбы у острова Сахалин стрелять по рыболовному судну «Гранд».41

Во всех указанных случаях применение оружия пограничниками РФ признавалось оправданным с точки зрения международного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного в настоящей курсовой работы исследования было установлено, что в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»: «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Приведенное определение применимо к государственной границе любого другого государства.

Информация о работе Государственные границы