Виды и формы международной ответственности государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:55, реферат

Краткое описание

В настоящей момент в доктрине международного права остается актуальным вопрос относительно видов и форм международно-правовой ответственности. Существует прямая зависимость видов и форм международно-правовой ответственности от степени социальной опасности правонарушения и характера причиненного ущерба. Однако следует отметить, что в доктрине международного права эта классификация является не единственной. В данном реферате, мы рассмотрим классификацию по Ф.И. Кожевникову, он в своих работах выделяет такие виды международно-правовой ответственности, как политическая и моральная.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….
3
1 Понятие международно-правовой ответственности……………........
4
2 Международно-правовая ответственность субъектов за действия своих органов и должностных лиц……………………….................
6
3 Ответственность государства в связи с деянием другого государства
8
4 Виды и формы международно-правовой ответственности государств…………………………………………………………………..
10
5 Обстоятельства, исключающие ответственность государств……….
18
Заключение………………………………………………………………………………………………………
22
Библиографический список……………………………………………………………………………
23

Вложенные файлы: 1 файл

МПП.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Гуманитарный факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Международное право»

на тему:

«Виды и формы международной ответственности государств»

 

 

    Выполнил:

                                                       студент юридического факультета

                                                       47 поток Бабушкина Виктория    

                                                      Александровна

                                                 

   Проверил:

   Кондратьева Е.М.

 

 

                                                Семенов

                                                    2014

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………………….

3

1 Понятие международно-правовой  ответственности……………........

4

2 Международно-правовая ответственность субъектов за действия своих органов и должностных лиц……………………….................

6

3 Ответственность государства в связи с деянием другого государства

8

4 Виды и формы международно-правовой  ответственности государств…………………………………………………………………..

10

5 Обстоятельства, исключающие  ответственность государств……….

18

Заключение………………………………………………………………………………………………………

22

Библиографический список……………………………………………………………………………

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящей момент в доктрине международного права остается актуальным вопрос относительно видов и форм международно-правовой ответственности. Существует прямая зависимость видов и форм международно-правовой ответственности от степени социальной опасности правонарушения и характера причиненного ущерба. Однако следует отметить, что в доктрине международного права эта классификация является не единственной. В данном реферате, мы рассмотрим классификацию по Ф.И. Кожевникову, он в своих работах выделяет такие виды международно-правовой ответственности, как политическая и моральная.

Объектом анализа выступают международные правоотношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования института международной ответственности.

Предметом является рассмотрение актуальных проблем международно-правовой ответственности как института международного права.

Целью реферата является комплексный анализ института международно-правовой ответственности государств. В интересах достижения указанной цели настоящим исследованием поставлены следующие конкретные задачи:

- исследовать понятия и основания международно-правовой ответственности;

- выработать такое понятие  международно-правовой ответственности  государств, которое позволит определить  действительную роль института  ответственности в международном праве;

- рассмотреть, в рамках  каждого из видов, формы международно-правовой  ответственности государств;

- определить обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность.

1 Понятие международно-правовой ответственности

 

Каждое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание. Факт наличия международно-противоправного деяния обусловливается, во-первых, требованиями обязательства, которое было нарушено, во-вторых, рамочными условиями для такого деяния. В международном праве, как и в любой правовой системе, противоправное деяние способно порождать различные виды правоотношений в зависимости от обстоятельств.

В соответствии с основным принципом международного права каждый субъект несет ответственность за свое собственное поведение в отношении своих собственных международно-правовых обязательств. Более того, один субъект международного права может нести ответственность за международно-противоправное деяние другого субъекта, например, в том случае, если деяние было совершено под его руководством и контролем.

Ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства. Международные обязательства могут устанавливаться обычной нормой международного права, договором или общими принципами права. Субъекты могут принимать на себя международные обязательства в силу одностороннего акта. Например, Франция приняла на себя одностороннее обязательство не проводить испытания ядерного оружия в атмосфере.

Международно-противоправное деяние субъекта международного права выражается в активном действии или в бездействии. Причем любой из этих элементов международно-противоправного деяния должен присваиваться государству, и любое из них представляет собой нарушение международно-правового обязательства, действующего для данного субъекта в данное время.

В Докладе Комиссии международного права ООН подчеркивается, что ≪деяние государства должно быть квалифицировано как международно-противоправное, если оно нарушает международно-правовое обязательство, даже тогда, когда данное деяние не противоречит внутреннему праву государства, и даже тогда, когда согласно этому внутреннему праву государство должно было действовать именно таким образом≫.

Следовательно, международно-правовая ответственность предусматривает применение к субъектам, совершившим правонарушения, предусмотренные нормами международного права, меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Международно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности. В отличие от других видов ответственности она всегда связана с принуждением, с практическим применением к правонарушителю установленных источниками международного права санкций. Юридическая ответственность сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений имущественного и неимущественного порядка.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные нормами между народного права основания и условия.

В настоящее время принцип ответственности субъекта за международные правонарушения является общепризнанным принципом, носящим императивный характер.

 

 

 

2 Международно-правовая  ответственность субъектов за действия своих органов и должностных лиц

 

Субъекты международного права (кроме индивидов) несут международную ответственность, если причиненный иностранцу ущерб является результатом несанкционированных действий их официальных органов или должностных лиц, если эти действия противоречат международно-правовым обязательствам такого субъекта. Применительно к государствам это положение подтверждено, например, ст. 91 Женевского дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., где говорится, что сторона, находящаяся в конфликте, несет ответственность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил.

В ст. 41 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния указывается на следующее: поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву независимо от того, осуществляет ли этот орган законодательные, исполнительные, судебные или какие-либо иные функции, независимо от положения, которое он занимает в системе государства, и независимо от того, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства.

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически действует по указаниям либо под руководством или контролем этого государства или если эти лица находятся на соответствующей государственной службе (полицейские, пожарники и т. д.). Например, в начале 20-х годов минувшего века США получили возмещение в сумме 15тыс. долл., так как мексиканские власти не приняли надлежащих мер по наказанию убийцы некоего Масси, гражданина США, работавшего в Мексике. Нильсен, член комиссии, разбиравшей дело, высказал следующее мнение: ≪Я считаю несомненно разумным возложение ответственности на государство за неправомерные действия его служащих, если их поведение —каким бы ни был их статус или ранг по внутреннему праву —приводит к неисполнению государством его обязательств по международному праву≫.

Как полагает И. И. Лукашук, этот принцип составляет основу самостоятельной отрасли —права международной ответственности (с. 65). По нашему мнению, эта отрасль международного публичного права находится пока на стадии формирования (становления), так как проект статей ответственности государств за международно-противоправные деяния не получил статуса международного договора. Нормы об ответственности других субъектов международного права еще не кодифицированы.

Государство несет международно-правовую ответственность за правонарушения, совершенные вооруженными силами, ошибки законодательных или судебных органов, а также своих представительств за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Ответственность государства в связи с деянием другого государства

 

Обстоятельства, которые порождают ответственность государства в связи с деянием другого государства, указаны в гл. IV Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, принятых к сведению LVI сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 2001 г. (A/Res/56/83). Государство, которое помогает или содействует другому государству в совершении последним международ-но-противоправного деяния, несет международную ответственность за это, если:

а) данное государство делает это. зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния;

б) деяние явилось бы международ-нопротивоправным в случае его совершения данным государством. Такие ситуации возникают в тех случаях, когда государство добровольно содействует или помогает другому государству в осуществлении деяния, нарушающего международные обязательства второго государства, например, путем сознательного предоставления существенно важного средства или финансирования соответствующей деятельности, закрытия международного водотока, содействия похищению лиц и т. д. Государством, несущим главную ответственность, в каждом случае является государство-исполнитель, а содействующее государство играет лишь вспомогательную роль.

Содействующее в совершении международно-противоправного дея-ния государство несет ответственность в следующих трех случаях:

1) соответствующему органу  или учреждению государства, предоставляющему  помощь или содействие, должно  быть известно об обстоятельствах, придающих поведению государства, которому предоставляется помощь, международно-правоправный характер; 2) помощь или содействие должны предоставляться с целью облегчения совершения такого деяния и фактически должны вести к его совершению; 3) выполнение деяния должно носить противоправный характер, как если бы оно было совершено самим содействующим государством

Государство, которое руководит другим государством и осуществляет контроль над ним в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность за данное деяние, если:

а) данное государство делает это, зная об обстоятельствах ме- ждународно-противоправного деяния,

б) деяние являлось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

Государство, которое принуждает другое государство к совершению

какого-либо деяния, несет международную ответственность за данное деяние, если такое деяние, если бы не принуждение, являлось бы между-народно-противоправным деянием принуждаемого государства и прину-ждающее государство делает это, зная об обстоятельствах этого деяния.

В данном случае для принуждаемого государства нет никакого реального выбора, кроме как выполнить желание государства, применяющего принуждение. Принуждающее государство должно принуждать к совершению международно-противоправного деяния.

Перечисленные выше обстоятельства, порождающие ответственность государства в связи с деянием другого государства, применимы также mutatis mutandis и к другим субъектам международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Виды и формы  международно-правовой ответственности государств

 

Существуют два вида международно-правовой ответственности государств —политическая и материальная.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

Санкции —это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Информация о работе Виды и формы международной ответственности государств