Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:21, реферат

Краткое описание

В порядке подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия провела и проводит большую работу по корректировке и развитию своего законодательства, касающегося регулирования внешнеэкономической деятельности.
Одна из главных задач на этом направлении - обеспечить правовой инструментарий, необходимый для защиты российской экономики от нечестной конкуренции (практики) со стороны иностранных предприятий, иностранной продукции.
Большую угрозу отечественным предприятиям может представить зарубежная продукция, которая поставляется в Россию по так называемым демпинговым ценам, т.е. ценам ниже нормальных. В результате российские предприятия сталкиваются с проблемой сбыта, вынуждены сокращать или останавливать производство.
Зачастую и российские предприятия обвиняются на иностранных рынках в демпинге. Иногда под предлогом демпинга российским товарам просто-напросто закрывают путь на иностранный рынок. Государства вообще часто использовали (и используют) с ярко выраженным протекционистским уклоном введение антидемпинговых процедур в качестве нетарифных барьеров в отношении нежелательного импорта.

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок и процедура проведения антидемпинговых расследований.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Расследование должно быть прекращено, а по закону – даже и не может быть начато, если выяснится, что демпинговый импорт - незначителен (менее 3 %; из нескольких таких стран в совокупности - менее 7 %), а демпинговая маржа является минимальной - менее 2 %. Российским заявителям – инициаторам антидемпингового дела следует учитывать эти моменты и указывать в заявлении как можно больше стран, из которых импортируется демпинговый товар, - с тем чтобы «перекрыть» порог в 7 %.

При расчете ущерба от демпинга могут быть использованы различные методы, в частности:

а) метод определения индивидуальной демпинговой маржи для любого экспортера/производителя демпингового товара;

б) метод кумуляции. Он применяется, когда демпинговый импорт идет сразу из нескольких стран и превышает указанный выше «порог» в 7 %, а также минимальную маржу. Метод кумуляции

означает, что антидемпинговые расследования объединяются, чтобы произвести суммированную оценку влияния такого импорта;

в) метод выборки. Он применяется, когда число экспортеров, производителей, импортеров и типов товаров, охваченных антидемпинговым расследованием, слишком велико. В такой ситуации практически невозможно определить объем наносимого демпингом ущерба другими методами. Поэтому антидемпинговый орган вправе: либо обоснованно выбрать какое-то число заинтересованных лиц (или товаров) с использованием статистических данных, либо ограничиться в целях расследования наибольшей долей импорта из какого-то одного государства. Антидемпинговый кодекс (ст. ст. 6, 9) требует, чтобы любой отбор

экспортеров, производителей, импортеров, товаров по возможности осуществлялся бы на основе консультаций, при наличии согласия.

Если расследование ведется с использованием метода выборки, то «избранные» экспортеры/производители в итоге облагаются индивидуальной антидемпинговой пошлиной, а не подвергнутые выборке экспортеры/производители – пошлиной на основе средневзвешенной демпинговой маржи (при этом не учитываются экспортеры/производители с нулевой или минимальной маржой).

Определение демпинговой маржи должно производиться честно - таково требование права ВТО (ст. 2.4. АК). Обычно сопоставление нормальной и экспортной цены осуществляется с учетом одних и тех же условий и времени торговли - как правило, при условии «франко-завод». Однако антидемпинговый орган должен делать поправки на обстоятельства: различия в условиях поставок, налогообложении, количествах и характеристиках товаров и др.

По результатам расследования Министерство представляет в Правительство России предложения (в форме доклада) о применении антидемпинговых мер.

До вынесения окончательного решения Министерство должно информировать все заинтересованные стороны об основных рассматриваемых фактах, на основе которых принимается решение о применении окончательных мер. Такое объявление должно осуществляться заблаговременно, с тем чтобы стороны имели возможность для защиты своих интересов.

Доклад Министерства рассматривается в Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Комиссия выносит окончательное заключение. На основе этого заключения готовится предложение (проект решения Правительства) о введении антидемпинговых мер.

Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии (его заместителем, проводившим заседание).

Проект решения Правительства РФ, подготовленный Комиссией, считается согласованным и вносится в Правительство с приложением протокола соответствующего заседания Комиссии.

Если Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике по результатам расследования сделаны выводы о нецелесообразности введения антидемпинговых мер, повторное заявление в отношении того же товара может быть принято к рассмотрению не ранее чем через год.

Повторное расследование, чтобы определить, нужно ли сохранять антидемпинговые меры, проводится по инициативе Правительства или на основании запросов заинтересованных лиц.

Основанием для принятия Правительством решения о повторном расследовании служит предложение Комиссии, подготовленное в соответствии с докладом Министерства экономического развития и торговли.

После принятия Правительством решения о введении антидемпинговых мер (либо о прекращении их действия) Министерство уведомляет о нем уполномоченные органы стран происхождения товара или стран экспорта (либо органы союза государств, в который они входят), а также известных иностранных экспортеров/производителей товара.

 

Стадия исполнения решения, принятого по результатам расследования.

В результате расследования, таким образом, должно быть решено: применять или не применять антидемпинговые меры. Если не считать случай принятия экспортером ценового обязательства, единственной антидемпинговой мерой является повышение ставки таможенной пошлины на импорт демпингового товара.

Антидемпинговая пошлина – это дополнительный таможенный (косвенный) налог, взимаемый сверх базовой ставки таможенной пошлины, если, конечно, таковая взимается. Главные функции, которые выполняет антидемпинговая пошлина, - это фискальная и регулятивная.

Обеспечивается исполнение решения о взимании антидемпинговой пошлины системой Государственного таможенного комитета РФ.

В основу антидемпинговой пошлины при ее исчислении кладется величина демпинговой маржи. И в целом антидемпинговая пошлина, по сравнению с таможенной пошлиной, носит персонифицированный, индивидуальный характер, устанавливается для каждого конкретного случая отдельно. Плательщиком антидемпинговой пошлины может быть только импортер соответствующего товара.

Антидемпинговые пошлины могут применять к товарам как отдельных поставщиков, так и к товарам всех поставщиков из соответствующей страны.

К антидемпинговым пошлинам наиболее близко по правовой природе стоят компенсационные пошлины. Главное отличие между ними состоит в том, что компенсационная пошлина вводится при установлении факта предоставления иностранному экспортеру субсидии.

ГАТТ (статья VI, п. 5) запрещает одновременное применение антидемпинговой и компенсационной пошлин для того, чтобы устранить последствия, вызванные демпингом или экспортной субсидией. Если коротко, антидемпинговые и компенсационные пошлины не могут иметь кумулятивное действие: применение одного вида пошлин исключает применение другого вида.

Введение антидемпинговой пошлины – единственная контрмера, которая разрешается правом ВТО (международным правом) со стороны государства-импортера, понесшего ущерб или находящегося перед угрозой ущерба в результате должным образом установленного демпинга. Это реакция государства-импортера на действия иностранного предприятия в виде поставок демпингового товара.

В то же время государство-импортер и в данном вопросе не получает карт-бланша. Право ВТО детально регламентирует порядок введения антидемпинговых пошлин и правовой режим их применения.

Введение в отношении импортируемого товара антидемпинговой пошлины меняет правовой режим, в котором данный товар находился до этого. До этого товар пользовался, по общему правилу согласно праву ВТО, режимом наиболее благоприятствуемой нации. После введения антидемпинговых пошлин товар «вырывается» из данного режима и «помещается» в другой правовой режим. Следовательно, режим применения антидемпинговых пошлин есть правомерное исключение из сферы действия режима наиболее благоприятствуемой нации.

Главным назначением антидемпинговой пошлины является устранение ущерба от демпинга. В этом смысле антидемпинговые меры не направлены против демпингового импорта вообще: демпинг допустим и возможен, если не ведет к существенному ущербу. Нет ущерба - нет и антидемпинговых пошлин.

В результате ведения антидемпинговой пошлины практически ликвидируются условия для демпинга: ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным/подобным товаром страны-импортера. Собственно, антидемпинговые пошлины - это средство торговой защиты, и применяться они должны только таким образом, чтобы восстановить нормальные условия конкуренции.

При введении антидемпинговых пошлин обратное действие им не придается (ст. 10 АК): пошлины не взимаются с товаров, поступивших до даты возбуждения антидемпингового дела. Тем самым в антидемпинговый процесс закладывается некий принцип «юридической безопасности» в отношении иностранного производителя/экспортера.

Правда, в отдельных случаях из этого общего правила допускаются исключения: антидемпинговые пошлины могут вводится с использованием принципа обратного действия, если демпинговый импорт и имеющиеся запасы демпингового товара не позволяют иначе устранить существенный ущерб (ст. 10 АК). К таким случаям относится и ретроспективное распространение антидемпинговых пошлин на период взимания временных пошлин (если они вводились).

Виды ставок антидемпинговой пошлины не так уж часто напрямую устанавливаются в законодательстве государств. В Законе РФ «О таможенном тарифе» (ст. 3) перечислены виды ставок пошлин (без указания на то, о каких именно пошлинах идет речь). Это надо понимать так, что указанные в Законе виды ставок могут применяться и при установлении антидемпинговых пошлин.

Величина ставки антидемпинговой пошлины должна быть такой, чтобы цена демпингового товара стала на уровне или выше цены аналогичного/подобного отечественного товара, устраняла бы наносимый ущерб и не препятствовала бы созданию отрасли национальной экономики. Величина ставки может быть равна демпинговой марже или ниже ее, но не может превышать размер маржи.

На стадии исполнения решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажное значение приобретают правила определения страны происхождения товаров. В целом это самостоятельный правовой вопрос; нормы, задействованные в его регулирование, образуют отдельный правовой институт во внутригосударственном праве. Соответственно международно-правовые нормы, предписывающие, каким должен быть внутренний правовой режим в данном вопросе, образуют отдельный комплексный международно- правовой институт определения страны происхождения товаров. В значительной степени этот институт - тоже часть права ВТО (как и антидемпинговое право).

В российском законодательстве правила определения происхождения товаров установлены в Законе «О таможенном тарифе» (раздел V).

В пакет соглашений ВТО входит специальное Соглашение по правилам происхождения, нацеленное на устранение «разнобоя» во внутригосударственных правилах, на унификацию, гармонизацию внутригосударственных правовых институтов, касающихся правил определения страны происхождения товаров.

Антидемпинговый кодекс (ст. 9.2.) не содержит ясного указания на то, должны ли антидемпинговые пошлины распространяться на товары, экспортированные из некоторых страны, или же на товары, произведенные в некоторых странах (при том, что термины «страна происхождения» и «страна производства» не всегда совпадают). Этот вопрос во многом остается на усмотрение национального законодательства.

Сфера применения антидемпинговой пошлины зависит от государства-импортера. Она может быть:

- расширена до всех производителей/экспортеров конкретного товара из того или иного государства (союза государств)

- ограничена определенными производителями/экспортерами товара либо их объединениями

Величина ставок антидемпинговой пошлины для разных лиц, поставляющих один и тот же товар (например, компьютерные дискеты, поступающие из трех различных стран), может различаться.

В российском законодательстве предписано, что меры по защите экономических интересов (антидемпинговые пошлины) должны применяться на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товаров.

Срок действия антидемпинговой пошлины ограничен 5 годами (статья 11.3. АК). Впрочем, допускается «повторное расследование» демпинговой ситуации, в результате чего может быть вновь введена «окончательная» антидемпинговая пошлина.

Существует, надо отметить, довольно обширная практика «обхода» принятых антидемпинговых мер. Зачастую если антидемпинговая пошлина введена на импорт из одной страны, иностранные предприятия-производители могут наладить производство и поставку этого товара из другой страны либо организовать «отверточное производство» в стране-импортере.

Многие страны самостоятельно решают проблему обхода антидемпинговых пошлин. В Законе США «О тарифе», например, регламентируются вопросы последующей доработки товара, экспортируемого из страны, на которую распространяются антидемпинговые меры. По Закону под эти меры попадают и товары (как правило, телевизоры, видеомагнитофоны), которые по своим характеристикам, предназначению, методам рекламы, каналам торговли сходны с товарами, облагаемыми антидемпинговыми пошлинами.

Право ВТО пока, однако, не содержит каких-либо «антиобходных» положений, хотя активные попытки сформулировать их предпринимались ведущими развитыми странами, в частности ЕЭС/ЕС. Видимо, можно ожидать продолжения этой темы на новом раунде переговоров в рамках ВТО.

По результатам Уругвайского раунда на Марракешской конференции была принята специальная Декларация (Решение) министров от 15.12. 1993 г. по предупреждению попыток обхода антидемпинговых мер. В ней подтверждается стремление к «единообразному регулированию» с целью создания прочной правовой базы для защиты членов ВТО от подобной практики. Занимается этим вопросом Комитет по антидемпинговой практике.

Результатом антидемпингового расследования, как было указано выше, может стать решение о прекращении/приостановлении дела в случае, когда иностранный экспортер принимает на себя обязательство, устраняющее существенный ущерб отрасли национальной экономики.

В этом видится некая диспозитивность, возможность вариантов поведения, в рамках которых маневрирует экспортер: пошлина - или обязательство. Если обязательство принято, выполнение его становится обязанностью. Односторонний отказ от обязательства не допускается. В противном случае расследование может быть начато повторно.

Информация о работе Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО