Авторские права как фактор развития научно-технического потенциала Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время действует сложившаяся на протяжении десятилетий комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав. Дело в том, что в отличие от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокую единичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения, многие объекты авторского права и смежных прав имеют высокие тиражи и очень высокую массовую коммерческую стоимость.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………...3
2.Интеллектуальная собственность: сущность, виды и их роль в инновационной экономики……………………………………………………4
3.Механизмы реализации авторского вознаграждения: зарубежный опыт………………………………………………………………………………15
4.Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала национальной экономики Республики Беларусь……………18
5.Заключение………………………………………..……………………36
6. Список используемых источников…………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

AVTORSKOE_PRAVO.docx

— 78.96 Кб (Скачать файл)

 
          В рамках инновационной деятельности за отчетный период по республике были выполнены основные целевые показатели. Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности составила 16,4% при плане 15%. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составила 70,3% при плане 69%. В то же время, доля затрат на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь в инвестициях в основной капитал составила 43,6% при плане на 2008 г. 48,0%. В настоящее время инновационной деятельностью охвачены все отрасли промышленности республики, а показатель числа инновационно активных предприятий достаточно устойчив (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2 – Основные показатели инновационной деятельности промышленности

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

Число инновационно активных промышленных предприятий

325

314

292

318

378

Уровень инновационной активности, %

13,9

13,6

13,0

14,1

16,3

Затраты на технологические инновации, млрд. руб.

910,5

1060,9

1825,2

2362,1

2568,2

Объем отгруженной инновационной  продукции, млрд. руб.

1733,0

2586,6

4350,1

7003,6

8206,1


 

С 2004 по 2008 гг. наблюдается процесс постепенного выравнивания и по регионам. Несмотря на то что их наибольшая доля по-прежнему сосредоточена в г. Минске (21,3%), в Могилевской области этот показатель вырос почти вдвое (с 6,5% в 2004 г. до 10% в 2008 г.). Согласно анализу статистических данных инновационная деятельность наиболее интенсивно ведется в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка (здесь сконцентрировано 43,9% всего числа предприятий промышленности, осуществляющих инновационную деятельность), пищевая промышленность (около 18,8%), легкая промышленность (10,1%), промышленность стройматериалов (6,6%), химическая и нефтехимическая промышленности (5,3%), а также лесная, деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность (4,2%) [6, c. 26].

Следует особо отметить, что деятельность инновационно активных предприятий затрагивает практически все сферы экономики. В 2008 г. основными направлениями приложения их усилий стало выполнение исследований и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (41,2%); 30,4% — осуществляли производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов и внедрения новых услуг; 16,7% — проводили маркетинговые исследования.

О высокой конкурентоспособности  и востребованности производимой инновационной продукции говорит повышение уровня ее поставок на рынки за пределами Республики Беларусь. Основными экспортерами инновационной продукции в 2008 г. были Гомельская и Минская области, а также г. Минск.

В целом по республике 73% инновационной продукции идет на экспорт, при этом в общем объеме экспорта большая часть инновационной продукций (54%) направляется в страны дальнего зарубежья. Из 46% инновационной продукции, поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется в Россию [6, c. 27].

Большая часть внутренних инвестиций (73%) инновационно активных предприятий (исходя из показателей 2008 г.) пришлась на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 7,8% — на новые технологии, 15% — на программные средства. Постепенно увеличивается доля инновационно активных предприятий, которые занимаются обучением и переподготовкой персонала, связанного с их работой: если в 2004 г. таких предприятий было 12%, то в 2008 г. их доля составила уже 15%.

Динамика объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую  и инновационную деятельность, начиная  с 2006 г. свидетельствует о проявлении негативной тенденции: несмотря на абсолютное увеличение расходов на науку к 2009 г. по сравнению с 2005 г. в 1,9 раз (при необходимом увеличении к 2010 г. в 2,5–3,0 раза), удельный вес расходов республиканского бюджета в процентах к ВВП снижается с 0,38% в 2005 г. до 0,33% в 2008 г.

Наибольшее увеличение по сравнению  с 2007 г. имели расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования — на 20,5%; на НИОК(Т)Р, выполняемые по президентским, государственным народнохозяйственным и социальным, государственным научно-техническим программам, — на 15,5%; на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности министерств, иных республиканских органов государственного управления, — 18,7% [10, c. 8].

В 2008 г. наблюдался значительный рост расходов по статье «другие направления, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью». Они составили в 2008 г. 48,0 млрд руб. (в 2007 г. — 3,5 млрд руб.). Это связано с выделением значительных средств республиканского бюджета на модернизацию материально-технической базы научно-практических центров НАН Беларуси.

Однако следует отметить, что  в 2008 г. расходы бюджетных средств на развитие материально-технической базы научных организаций составили всего 28,5 млрд руб. (в 2007 г. — 38,4 млрд руб.).

 

Государственное стимулирование

Республика Беларусь –  одно из немногих государств на постсоветском  пространстве, которое не только сохранило, но и последовательно наращивает образовательный, интеллектуальный и  научно-технический потенциал общества. Вместе с тем реализация стратегии  инновационного развития страны, которую  определил глава государства, требует  от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных  технологий, повышении экспортного  потенциала всех отраслей и регионов республики, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни  белорусского народа [14, c. 5].

Основными направлениями  государственного стимулирования инновационной  деятельности белорусских предприятий  и повышения доли наукоемкой продукции  в экспорте с учетом опыта стран  с малой экономикой Западной и  Северной Европы являются:

а) повышение уровня финансирования НИОКР из государственных источников, средств отечественных компаний и университетского сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси в 2001—2008 гг. составляла 0,6—0,7% (по методике ОЭСР) и 0,7—0,8% (по методике СНГ), в то же время в странах с малой экономикой Западной и Северной Европы в среднем она была на уровне 2,25%;

б) осуществление финансовых вливаний в производство высокотехнологичных  товаров, а также средней и  низкой наукоемкости, по которым Республика Беларусь обладает выявленными сравнительными преимуществами, и сферу услуг;

в) формирование развитого  рынка знаний и инноваций на основе института интеллектуальной собственности;

г) стимулирование инновационной  деятельности не только крупных национальных компаний, но и средних и мелких фирм [4, c. 24].

Для этого необходима либерализация  деловой среды, способствующей созданию инновационных продуктов на отечественных  предприятиях и продвижению их на рынок. Привлечение иностранных инвестиций в наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики потребует снизить налоговую нагрузку в научно-инновационной сфере; предоставлять государственные субсидии на НИОКР; использовать налоговые кредиты, амортизационные скидки на НИОКР; создать в стране венчурные фонды и пригласить зарубежных венчурных инвесторов для обучения данному виду деятельности отечественное бизнес-сообщество; субсидировать подготовку и увеличение мобильности научно-технических кадров;

д) развитие инфраструктуры инновационной деятельности, а именно организаций по прикладным исследованиям, технологических и научных парков различного профиля, бизнес-инкубаторов, предоставляющих наиболее благоприятные условия для развития молодых высокотехнологичных компаний. Технологические и научные парки целесообразно создавать в форме акционерных компаний, акции которых будут размещаться на национальной фондовой бирже. Акциями могут владеть все заинтересованные в развитии данного технопарка стороны (частные компании и государственные организации, частные лица и сотрудники);

е) привлечение в технологические  и научные парки крупных мировых  инновационных компаний, чья деятельность соответствует ведущим технологическим  направлениям белорусской науки;

ж) создание системы распространения  знаний, так называемых центров знаний, которые, с одной стороны, будут  опираться на вузовские научные  школы, с другой — на уже созданные  в регионах технологические и  научные парки. При этом основной упор делается на развитие прикладных исследований в наиболее конкурентоспособных  отраслях промышленности и организацию  диалога между всеми заинтересованными  в развитии данного региона сторонами. Благодаря научно-исследовательскому кооперированию между государственным, университетским и предпринимательским  секторами предприятия смогут объединить технологические ресурсы, ускорить процесс разработки новой продукции, снизить стоимость технологии, расширить  деятельность и осуществить мониторинг новых направлений. Особое внимание следует уделять доведению инновационного продукта до потребителя, т.е. работать над упаковкой, рекламой и продвижением его на рынок;

з) совместное участие государства, предприятий и исследовательских организаций в определении перспективных направлений создания конкурентоспособных инноваций в будущем. Предвидение определяет государственные приоритеты в научно-технических программах, подготовке кадров, методах государственного регулирования [4, c. 24];

и) стимулирование создания специализированных сетей знаний, технологических  кластеров, предусматривающих развитие взаимосвязей между различными отраслями. Кластеры будут играть ключевую роль в привлечении иностранного капитала, создающего новые технологические  знания, повышении заинтересованности инвесторов в финансировании инноваций, получении выгод от международной  мобильности квалифицированных  кадров;

к) кооперирование в НИОКР  с компаниями-конкурентами, особенно в тех секторах, где необходима стандартизация продукта.

Ключевым моментом стимулирования инновационной деятельности и выпуска  наукоемкой продукции белорусскими предприятиями является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет  получить доходы от инвестиций в НИОКР  и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о  том, что успешную деятельность в  сфере наукоемкого бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи  права на пользование и распоряжение собственностью, в первую очередь  интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в  том случае, когда компания имеет  портфель прав в виде патентов, ноу-хау  и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в  состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных  и западных высокотехнологичных  компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся в том, что для отечественных предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости нематериальных активов, в то время как для западной высокотехнологичной компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции и управления ими, и только после этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.

Благодаря инвестициям в  науку и инновации возможно существенное улучшение экономических показателей  организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности  производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках [4, c. 25].

Разработчики высоких технологий нуждаются не только в активном спросе на инновации. От получения заказа до реального экономического эффекта на вложенные ресурсы проходит год и более. Следовательно, требуется привлечение бюджетных инвестиций (если это государственный заказ) или предприятий-инвесторов. Но с этим всегда проблемы. В итоге для ведения инициативных работ, крайне необходимых при создании новой продукции, они вынуждены искать пути повышения финансовой устойчивости за счет непрофильной деятельности [7, c. 4].

Стоит в полной мере использовать возможности Парка высоких технологий. ПВТ сегодня имеет следующие направления деятельности: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Как видим, все малые инновационные  предприятия, не связанные с информационными технологиями, вынуждены согласовывать в высших инстанциях возможность работать в данном Парке на льготных условиях. Сейчас это сдерживающий фактор привлечения малого бизнеса в инновационную сферу. Устранить его можно было бы, дополнив направления деятельности ПВТ таким, как «разработка и внедрение инноваций, приоритетных для республики и региона», это имело бы массу положительных последствий — дополнительный выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, новые рабочие места, реальное снижение «утечки умов» и др.

В настоящее время Госкомитетом по науке и технологиям завершена работа над проектом закона «Об инновационной деятельности». Его принятие предусмотрено Государственной программой инновационного развития на 2007-2010 гг. Законопроект содержит важный стимул для инновационной деятельности. Он регламентирует финансовые отношения между разработчиком и юридическим лицом, внедрившим научно-техническую продукцию и получающим благодаря этому прибыль.

Для усиления стимулирования следовало  бы образовать местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производственных и инновационных предприятий. Его можно создать, реорганизовав существующие фонды (поддержки экспорта, «Энергосбережение», инновационный, развития строительной науки), которые во многом повторяют друг друга.

Статус местного бюджетного фонда  позволит более экономно расходовать  финансовые ресурсы — местные органы управления лучше других знают проблемы предприятий, находящихся в регионе. Следовательно, их дифференциация по поводу выделения средств на возвратной основе из реорганизованного фонда будет проводиться более планомерно и эффективно.

Правительство изучает возможность пересмотра Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. В целом число проектов госпрограммы может несколько уменьшиться, а вот общий объем финансирования — наоборот, возрасти.

Если учесть, что приход иностранного капитала, как правило, сопровождается привлечением новых технологий, то масштабное разгосударствление реального сектора страны может оказаться одним из основных факторов перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Или же снова придется рассчитывать на бюджетные деньги.

Информация о работе Авторские права как фактор развития научно-технического потенциала Республики Беларусь