Шпаргалка по "Психиатрии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 08:44, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье.
Психиатрия (греч. psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведенческих расстройств.

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен по психиатрия.docx

— 65.07 Кб (Скачать файл)

Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении. Характеризуется практически полным отсутствием речи, навыки самообслуживания отсутствуют, психическая жизнь больных ограничивается удовлетворением простейших жизненных потребностей (вегетативное существование). У больных могут наблюдаться примитивные эмоциональные реакции (плач, крик), иногда агрессивность. 
Слабоумие при идиотии нередко сочетается с дефектами внутренних органов и внешними аномалиями (лица, конечностей и т.п.). Вследствие общей неполноценности больные редко доживают до зрелости, а различные соматические заболевания и инфекции приводят таких больных к преждевременной смерти. 

Приобретенное слабоумие, или деменцию, в зависимости от клинических особенностей подразделяют на виды, а также по характеру заболевания, в результате которого оно возникло, или же по его психопатологической структуре. Так, например, при церебральном атеросклерозе или гипертонической болезни оно может быть парциальным, а при травматическом поражении мозга или первично атрофических процессах оно может быть тотальным. 
Признаками деменции являются утрата накопленных знаний, снижение продуктивности психической деятельности, изменения личности, достигающие иногда степени, при которой больные становятся не способными к самообслуживанию, удовлетворению своих первичных потребностей. По клиническим проявлениям выделяют лакунарное и тотальное слабоумие. 

Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. Это существенно затрудняет способность к усвоению новых знаний, однако приобретенные профессиональные навыки и поведенческие стереотипы могут сохраняться у таких больных достаточно долго. По этой причине они, обычно легко справляясь с повседневными домашними делами, нередко производят впечатление сохранных. Характерно наличие критического отношения к своему состоянию – пациенты пытаются записывать наиболее важную информацию, пользуются шпаргалками, стесняются своей несамостоятельности. Эмоциональные изменения при лакунарной деменции характеризуются лабильностью, повышенной слезливостью, сентиментальностью. В целом изменения характера не затрагивают его основных, наиболее существенных свойств, в этом смысле говорят о сохранности ядра личности. Однако все же отмечается некоторое заострение, «шаржирование» имеющихся у больных характерологических черт. Бережливые становятся скаредными, недоверчивые – подозрительными. Данный тип деменции наиболее свойственен сосудистым заболеваниям головного мозга (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь), но может встречаться и при других заболеваниях. 

Тотальное (глобарное) слабоумие проявляется относительно равномерным снижением всех познавательных процессов: мышления, памяти, внимания и др. Расстройства мышления проявляются в невозможности образования логических связей, абстрагирования. Резко снижается доступный больному уровень обобщения понятий, выявляется слабость суждений. Постепенно нарастает расстройство как кратковременной, так и долговременной памяти, нарушается активное внимание. Больные не способны сосредоточиться на задаваемых вопросах. Снижение высших нравственных чувств обнажает и делает бесконтрольными низшие, инстинктивные эмоции. Преобладающий эмоциональный фон может быть угрюмо-раздражительным, эйфорически-благодушным либо апатическим. Очень быстро больные теряют критику к своему состоянию, суждения и поступки становятся нелепыми. Быстро утрачиваются индивидуальные психические особенности, ценностные установки, навыки поведения (распад «ядра личности»). 

Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма.

Основные положения концепции стресса Г.Селье

Врачи обозначают термином «стресс» неспецифический (т.е. не зависящий от характера воздействия) ответ организма (стремление осуществить приспособительные функции с целью восстановления исходного состояния) на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Важна лишь интенсивность потребности в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. По мнению американского исследователя Мейсона, общий знаменатель всех стрессоров - факторов, вызывающих стресс, – это «активация физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов жизненной ситуации, взятой в целом». У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители являются самым частым стрессором, и, конечно, такие стрессоры обычно наблюдаются у пациентов психиатра. Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям.

Г.Селье выделил три стадии стресса:

  • стадия тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно, и если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокие и крайне низкие температуры), может наступить смерть;
  • стадия сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивляемости повышается значительно выше обычного;
  • стадия истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы, и индивид погибает.

В своей работе Г.Селье отдельно подчеркнул, что стресс не всегда результат повреждения. Несущественно, приятен стрессор или нет; его эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность, например игра в шахматы или страстное объятие, может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный, неприятный стресс называется дистрессом.

Стресса не следует избегать. Впрочем, это и невозможно. В обиходной речи, когда говорят, что человек испытывает стресс, обычно имеют в виду чрезмерный стресс, т.е. дистресс. Независимо от того, чем вы заняты или что с вами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Даже в состоянии расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник - переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движение грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений.

Полная свобода от стресса означает смерть. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятные и неприятные эмоциональные переживания сопровождаются возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса). Вопреки бытующему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни.

Будучи физиологом, Г.Селье основную роль в формировании приспособительных реакций при стрессе отводил гормонам надпочечников (глюкокортикоиды). Между тем в настоящее время доказано, что не менее важная роль в процессах саморегуляции организма принадлежит высшим отделам центральной нервной системы. Учеными разработана схема нейрогуморальных процессов, происходящих в организме человека под воздействием стресса, которая отражает последовательное включение различных звеньев (кора головного мозга → лимбическая система → гипоталамус → гипофиз → надпочечники) при непосредственном соучастии вегетативной (периферической) нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.

С учетом этого становится понятно, что в реакцию на стрессор вовлечен весь организм, а не только отдельные системы.

Психологический (эмоциональный) стресс

В обыденной жизни под стрессом чаще всего подразумевают эмоциональный (психологический) стресс, являющийся психическим проявлением адаптационного синдрома Селье. Психологический стресс, в отличие от физиологического, может запускаться не только реально действующими событиями, но предполагаемыми, которые еще не произошли, но наступления которых человек боится. Другая особенность психологического стресса - это оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. Основные различия психологического и биологического стрессов (по Ю.В.Щербатых, 2006 г.) представлены в таблице.

По мнению Г.Селье, полезный стресс тонизирует работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса (полезного стресса), необходимо наличие определенных условий: положительного эмоционального фона, опыта решения подобных проблем в прошлом, одобрения действий индивидуума со стороны окружающих и наличия достаточных ресурсов для преодоления стресса.

При отсутствии перечисленных выше условий первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов:

  • недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой;
  • чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;
  • большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению приспособительных ресурсов.

Некоторые исследователи (Ушаков Г.К., Карвасарский Б.Д.,1977 г.) выявляют зависимость возникновения дистресса у людей различных типов от определенных психотравмирующих обстоятельств. По их мнению, обстоятельства, которые для каждого человека станут наиболее психотравмирующими (стрессовыми), во многом заранее предопределены и опосредованы основными свойствами его характера. А для преодоления проявлений, формирующихся в результате перенесенного стресса клинических синдромов, нередко требуется медицинская помощь. Однако такой, на первый взгляд фатальный вывод не свидетельствует о безвыходности ситуации. В настоящее время существует множество методик преодоления дистресса, в т.ч. и в повседневной жизни. Селье же сформулировал собственный кодекс поведения, т.н. «формулу счастья», помогающую предотвратить развитие дистресса так: «…для большинства людей и, конечно, для общества в целом лучшее побуждение к деятельности не «возлюби ближнего как самого себя» (ибо это невозможно), а «заслужи любовь ближнего». Этот девиз позволяет человеку выразить себя и реализовать свои таланты с помощью самого могучего средства поддержания психической устойчивости и душевного мира – «альтруистического эгоизма», который удовлетворяет присущее всему живому себялюбие, не порождая чувства вины».

факторы патологизации стресса

Когда организм реагирует на стрессовое воздействие, в нем происходят существенные изменения, каждое из которых является продолжением синдрома «бейся или беги». Их можно разбить на семь основных типов.

  1. Пульс учащается и сердце перекачивает больше крови, чтобы усилить перенос питательных веществ, необходимых для выработки дополнительной энергии.
  2. Учащается и дыхание, чтобы обогатить кровь кислородом и увеличить выделение углекислого газа.
  3. Расширяются кровеносные сосуды, снабжающие кровью головной мозг и мышцы, что способствует усиленному притоку к ним кислорода, глюкозы и питательных веществ.
  4. Возрастает кровоснабжающая функция селезенки, увеличивается приток лимфоцитов. Повышается свертываемость крови, на случай ранения.
  5. Для повышения энергетики печень и скелетные мышцы выбрасывают в кровь дополнительное количество глюкозы.
  6. Зрачки расширяются, и в глаз поступает больше света, что способствует улучшению зрения.
  7. Замедляется процесс пищеварения, приостанавливается выработка пищеварительных ферментов, в результате чего высвобождается больше энергии для мышц и головного мозга.

Таким образом, комплекс реакций «бейся или беги» подготавливает организм к целенаправленным активным действиям в течение непродолжительного времени. Слишком длительное пребывание организма в состоянии боевой готовности оказывает вредное воздействие на здоровье и психику. Для сравнения, попробуйте, сидя в машине, поставить рычаг переключения скоростей на «нейтралку», одновременно нажав на педали акселератора и тормоза!

В подобных случаях организм пытается вернуться к привычному состоянию гармонического равновесия, для чего изменяет свои настройки, адаптируясь к стрессу. Например, организм может произвольно повысить артериальное давление или резко снизить концентрацию глюкозы в крови. И то и другое таит в себе потенциальную угрозу.

Тревога – эмоционально тягостное чувство беспричинного внутреннего беспокойства, неизведанности, неопределенности или волнения. Каждый из нас хотя бы один раз в жизни испытывал чувство тревоги. Многие испытывают это чувство повседневно.

В медицине тревога является достаточно распространенным симптомом. Тревога может развиваться при разных заболеваниях (психических, соматических, неврологических и т.д.), при употреблении психоактивных веществ ( марихуаны, гашиша, стимуляторов, галлюциногенов и др.), при отмене определенных лекарственных препаратов или при резкой отмене употребления наркотиков либо алкоголя.

Информация о работе Шпаргалка по "Психиатрии"