Характеристика и правовые основы медицинской деятельности в области планирования семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:54, контрольная работа

Краткое описание

Охрана здоровья населения — важнейшая государственная задача. Значительно легче предупредить развитие заболеваний, чем лечить их. Причем начинать эту работу необходимо как можно раньше. Уже на ранних этапах онтогенеза человека важно обеспечить благоприятные условия его развития. Отношения, связанные со здоровьем человека, во многом специфичны, ибо обусловлены его физическим, нередко и психическим состоянием в различных ситуациях общественной, политической, профессиональной, семейной, бытовой жизнедеятельности. Удельный вес общественных отношений, обусловливаемых состоянием здоровья человека, необходимостью мер по его защите и поддержанию в надлежащем состоянии и восстановлению постоянно увеличивается. Здоровье отдельных людей, народа в целом, становится положительным или отрицательным фактором внутриполитической и международной стабильности, развития и прогресса в экономике и социальной жизни

Вложенные файлы: 1 файл

Основные формы регулирования репродуктивной деятельности человека.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Охрана здоровья населения — важнейшая государственная задача. Значительно легче предупредить развитие заболеваний, чем лечить их. Причем начинать эту работу необходимо как можно раньше. Уже на ранних этапах онтогенеза человека важно обеспечить благоприятные условия его развития.                                                            Отношения, связанные со здоровьем человека, во многом специфичны, ибо обусловлены его физическим, нередко и психическим состоянием в различных ситуациях общественной, политической, профессиональной, семейной, бытовой жизнедеятельности. Удельный вес общественных отношений, обусловливаемых состоянием здоровья человека, необходимостью мер по его защите и поддержанию в надлежащем состоянии и восстановлению постоянно увеличивается. Здоровье отдельных людей, народа в целом, становится положительным или отрицательным фактором внутриполитической и международной стабильности, развития и прогресса в экономике и социальной жизни. Последнее десятилетие характеризуется крупными сдвигами в медицинской науке и биологии, предопределяющими качество и продолжительность человеческой жизни, возможности излечения наследственных заболеваний, разнообразной трансплантологии, биотехнологии и клонирования. Это одновременно порождает не только медицинские, но и этические и иные социальные проблемы, требующие правового решения и регулирования.

        Применительно к медицинскому праву можно утверждать, что оно имеет свой предмет регулирования. В последнее время общественные отношения, связанные с обеспечением охраны здоровья населения и отдельных граждан, реализацией и защитой прав и свобод человека в сфере здравоохранения и медицинской деятельности, превратили здоровье человека в важнейший объект социального и даже политического регулирования. Реформа российского законодательства, прогресс науки, изменение этических представлений делают необходимым правовое регулирование общественных отношений, связанных с трансплантацией органов, использованием метода искусственного оплодотворения и имплантацией эмбриона.

1. Понятие, содержание и место репродуктивных прав человека в системе форм реализации права человека на жизнь

           Репродуктивное здоровье в настоящее время является важнейшей частью общего здоровья и занимает центральное место в развитии человека. Понятие "репродуктивное здоровье" получило распространение в мире в 1980-х годах и своим содержанием тесно связано с репродуктивными правами женщин и мужчин.

         Правовые аспекты регулирования репродуктивной функции и планирования семьи изложены в международных документах. Наряду с другими фундаментальными правами репродуктивное здоровье человека предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека. В ст. 11 отмечается "право на охрану здоровья и безопасность в рабочих условиях, включая репродуктивную функцию".

         Международная организация труда (МОТ) в Конвенции № 156 (1981) предусматривает  защиту семьи, недопустимость вынужденной  стерилизации для сохранения  или получения работы, что рассматривалось  бы как грубое нарушение прав  человека. В Уставе ВОЗ отмечается, что "репродуктивное здоровье  есть состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни". Декларация Всемирной медицинской ассоциации о медицинских абортах (1983) основополагающим принципом считает, что отношение к аборту лежит вне компетенции медицины, но врачи должны обеспечить защиту своим пациентам и уважать право женщины на самостоятельное решение вопроса о материнстве. Неоднозначность выбора определяется религиозными и нравственными позициями, причем любое решение требует уважения. На основании международных законов о правах человека сформулированы юридические основы поддержки проблемы репродуктивного здоровья в современной России. В ст. 38 Конституции РФ указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

         Вопросы, связанные с планированием семьи и регулированием репродуктивной функции женщины, регламентируются в нашей стране правовыми документами различного уровня. Правовые основания прерывания беременности наряду с другими видами медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека изложены в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Раздел VII "Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека" включает 3 статьи: об искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона (ст. 35), искусственном прерывании беременности (ст. 36) и медицинской стерилизации (ст. 37).  
        Государство гарантирует права беременных женщин, наряду с другими группами населения. Этому посвящена ст. 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. В ней отмечается, в частности, что беременные женщины имеют право на обеспечение специализированной медицинской помощью в государственных и муниципальных лечебных учреждениях за счет средств целевых фондов и других источников. Женщины имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет. В статье отмечаются и другие гарантии и льготы, более подробно изложенные в законодательстве РФ и республик в составе РФ, в правовых льготах субъектов Федерации, а также в документах федерального значения. Здесь уместно упомянуть Указ Президента РФ от 04.03 93 № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" (в ред. от 01.09.00), Федеральный закон от 24.08.95 № 152-ФЗ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (с изм. от 30.12.01).  
        В ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан отмечается право каждой женщины решать самостоятельно вопрос о материнстве.

        Медицинское вмешательство с целью влияния на репродуктивную функцию человека в зависимости от цели делится на две группы: стимулирующие и ограничивающие репродуктивные процессы.

2. Характеристика и правовые основы медицинской деятельности в области планирования семьи

2.1Правовые проблемы искусственного оплодотворения и суррогатного мате-ринства

       Около 15% семей страдают бесплодием и нуждаются в искусственном оплодотворении. В ст. 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан указано, что каждая женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Такая операция осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности при наличии письменного согласия супругов. Все сведения относительно искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, личности донора составляют врачебную тайну. Сама же женщина имеет право на информацию как об особенностях процедуры, медицинских и правовых аспектах ее последствий, так и о результатах медико-генетической консультации, внешних данных и национальности донора. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность.

        Несмотря на то, что разработаны методы искусственного оплодотворения женщин, используются достижения науки для гуманных целей - установления причин и истоков болезни с целью их излечения, имеются законодательные пути решения этой проблемы, однако ряд этических и юридических вопросов остаются неясными или противоречивыми. Например, известны разные варианты искусственного зачатия, каждый из которых может оказаться спорным в нравственном и правовом отношениях.

•  Женщина рожает ребенка в результате искусственного осеменения спермой своего мужа, страдающего импотенцией. В таком случае правовые проблемы не возникают.

•  Женщина рожает ребенка в результате полового сношения с посторонним мужчиной по взаимной договоренности, нередко с согласия мужа. В этом случае необходимо учесть, что для признания мужа женщины отцом ребенка необходимо юридически оформить его согласие.

•  Женщина рожает ребенка в результате искусственного оплодотворения спермой постороннего мужчины. В этом случае, как и в предыдущем, необходимо юридически правильно оформленное согласие мужа женщины для признания его отцом ребенка.

•  Женщина рожает ребенка, но он зачат вне ее организма (яйцеклетка другой женщины оплодотворена спермой мужа или другого мужчины). В этом случае необходимо юридическое согласие обоих супругов. Следует учитывать, что матерью может называться женщина, из яйцеклетки которой зачат ребенок, а не та, в организме которой он выношен.

•  В случае рождения ребенка вне организма женщины, когда ее яйцеклетка оплодотворена спермой мужа или донора, а эмбрион имплантирован другой женщине, которая рождает и должна считаться матерью юридически, необходимо оформить ее отказ от ребенка с целью его усыновления супругами.

•  Наконец, если искусственное оплодотворение и рождение ребенка производятся в пробирке (фертилизация in vitro), встают новые этические, а иногда и юридические, проблемы.

        Противники искусственного оплодотворения считают, что вследствие его будет увеличиваться число детей в неполных семьях, а это скажется на их воспитании, что обесценивается любовь и поддерживается гомосексуализм. Сторонники считают, что развитие искусственного оплодотворения дает людям радость, счастье материнства и отцовства, сохранение семьи.

2.2Правовое регулирование медицинской деятельности по искусственному   прерыванию беременности

        Наиболее остро в повседневной жизни стоит вопрос о праве на искусственное прерывание беременности, что обуславливает нередкое назначение судебно- медицинской экспертизы, связанной с этой проблемой. Искусственное прерывание беременности разрешается при сроке до 12 недель беременности, по социальным показаниям - до 22 недель, а по медицинским показаниям, с учетом согласия женщины, - независимо от срока беременности. Эта операция проводится в медицинских учреждениях, имеющих лицензию, врачами, получившими специальную подготовку. 

      При рассмотрении вопроса о социальных показаниях руководствуются Постановлением Правительства РФ от 08.05.96 № 567 "Об утверждении Перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности" и приказом Минздрава России от 11.06.96 № 242 "О Перечне социальных показаний и утверждении Инструкции по искусственному прерыванию беременности". В этот Перечень внесены:

  1. Смерть мужа во время беременности.
  2. Наличие инвалидности I - II групп у мужа.
  3. Признание в установленном порядке безработными женщины или мужа.
  4. Пребывание женщины или мужа в местах лишения свободы.
  5. Наличие решения суда о лишении родительских прав.
  6. Женщина, не состоящая в браке.
  7. Расторжение брака во время беременности.
  8. Беременность в результате изнасилования.
  9. Отсутствие жилья, проживание в общежитии или на частной квартире.
  10. Женщина - беженка или вынужденная переселенка.
  11. Многодетность (более трех детей).
  12. Наличие в семье ребенка-инвалида.
  13. Доход на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, установленного в данном регионе.

         Вопрос о социальных показаниях для прерывания беременности решается по письменному заявлению женщины в больнице или поликлинике комиссией в составе врача-акушера, руководителя учреждения (отделения) и юриста при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гинекологом, и соответствующих юридических документов (свидетельство о смерти мужа, разводе и т. д.), подтверждающих социальные показания.   
          Для  разрешения  операции искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям отнесены инфекционные и паразитарные болезни, в том числе ВИЧ-инфекция, активные формы туберкулеза; новообразования, болезни эндокринной системы, болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, болезни нервной системы и органов чувств, болезни органов дыхания, кровообращения, пищеварения и мочеполовой системы, заболевания, а также осложнения беременности, родов и послеродового периода, состояние физиологической незрелости несовершеннолетней и состояние угасания функции репродуктивной системы женщины старше 40 лет. В этих случаях искусственное прерывание беременности осуществляется в рамках обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на этот вид деятельности. 

        В  Инструкции о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности (приложение к приказу Минздрава России № 242) указано, что противопоказаниями к этой операции являются:  
•  острые и подострые воспалительные процессы женских половых органов; 
• острые воспалительные процессы любой локализации; 
•  острые инфекционные заболевания.

        При наличии других заболеваний вопрос решается индивидуально. За направлением женщина обращается к врачу-гинекологу женской консультации при районной (участковой) больнице. Аборт может быть проведен и не по месту жительства. Согласие на прерывание беременности для лиц, не достигших 15 лет и недееспособных, дают их законные представители.   
       Несмотря на то, что женщины в настоящее время имеют право на прерывание беременности, нередко они прибегают к нелегальному аборту, причем иногда обращаются к лицам, не имеющим медицинского образования, знаний и условий для производства такой операции. Незаконное производство аборта - преступление, совершаемое с прямым умыслом, предусмотренное ст. 123 УК РФ. Прерывание беременности признается незаконным, если оно производится с нарушением установленных правил, инструкций, утвержденных министерством здравоохранения РФ, и поэтому создает угрозу ее жизни и здоровью. При этом обязательным условием такого преступления является добровольное согласие женщины на аборт. При неблагоприятном исходе аборта, произведенного в рамках закона, вред здоровью признается причиненным по неосторожности, когда врач может быть привлечен к уголовной ответственности за неосторожное причинение смерти или нанесение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшей.  
         Незаконным признается такой аборт, который производится во внебольничных условиях, причем не имеет значения - бескорыстно или за вознаграждение, в санитарных или антисанитарных условиях. Под антисанитарными условиями понимается не только состояние помещения, но и недолжная обработка инструментов, используемых при этом вмешательстве, а также ненадлежащее лечение и уход после совершения аборта.    
         Криминальным может быть признан аборт, который производится в лечебном учреждении, но подпольно, в нерабочее время, без соответствующей документации, а также прерывание беременности при наличии противопоказаний.

Информация о работе Характеристика и правовые основы медицинской деятельности в области планирования семьи