Товароведческий анализ ассортимента гормональных лекарственных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время гормональные препараты занимают одно из важнейших мест в медицине при лечении самых разнообразных заболеваний, а также часто применяются в качестве средств оральной контрацепции и в спортивной практике (например, для наращивания мышечной массы). Все синтетические гормональные препараты являются по своему механизму действия и вызываемым эффектам в организме человека аналогами естественных гормонов человека.

Содержание

1. Введение
2. Литературный обзор
2.1. Ассортимент фармтоваров. Общие сведения.
2.2. Характеристика гормональных лекарственных средств
2.2.1. Общая характеристика органопрепаратов.
2.2.2. Классификация органопрепаратов.
2.2.3. АТХ-классификация гормональных средств.
2.2.4. ОТК-классификация гормональных средств.
2.2.5. Товароведческая характеристика гормональных препаратов и их аналогов.
2.2.5.1. Препараты гипофиза.
2.2.5.2. Гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды).
2.2.5.3. Тиреоидные гормоны (гормоны щитовидной и околощитовидной желёз).
2.2.5.4. Препараты мужских и женских половых гормонов, их аналоги.
2.2.5.5. Препараты инсулина и противодиабетические средства.
2.2.6. Гормональные контрацептивные средства.
2.2.7. Список литературы.
3. Заключение.
4. Экспериментальная часть.

Вложенные файлы: 1 файл

Болдырева М. Ассортимент гормональных средств конечный вариант.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 Пятигорская государственная

фармацевтическая академия

Минздравсоцразвития России

 

 

Кафедра фармацевтического  товароведения, гигиены и экологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по медицинскому и фармацевтическому товароведению

 

на тему:

 

 

«Товароведческий анализ ассортимента гормональных лекарственных средств»

                       Исполнитель: студентка    4 курса 414 группы

 

                                                                Болдырева Маргарита Александровна

 

                                       Руководитель: Ларский Михаил Владимирович

 

 

 

 

Пятигорск 2012 г.

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Литературный обзор
    1. Ассортимент фармтоваров. Общие сведения.
    2. Характеристика гормональных лекарственных средств
      1. Общая характеристика органопрепаратов.
      2. Классификация органопрепаратов.
      3. АТХ-классификация гормональных средств.
      4. ОТК-классификация гормональных средств.
      5. Товароведческая характеристика гормональных препаратов и их аналогов.

   2.2.5.1. Препараты гипофиза.

   2.2.5.2. Гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды).

   2.2.5.3. Тиреоидные гормоны (гормоны щитовидной и околощитовидной желёз).

   2.2.5.4. Препараты мужских и женских половых гормонов, их аналоги.

   2.2.5.5. Препараты инсулина и противодиабетические средства.

2.2.6. Гормональные контрацептивные средства.

2.2.7. Список литературы.

  1. Заключение.
  2. Экспериментальная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                1. Введение

В настоящее время гормональные препараты занимают одно из важнейших мест в медицине при лечении самых разнообразных заболеваний, а также часто применяются в качестве средств оральной контрацепции и в спортивной практике (например, для наращивания мышечной массы). Все синтетические гормональные препараты являются по своему механизму действия и вызываемым эффектам в организме человека аналогами естественных гормонов человека.

В медицинской практике гормональные препараты используются, в основном, в качестве средств  заместительной терапии. Наглядным примером служит такой жизненно необходимый препарат, как инсулин, применяемый при сахарном диабете, который заменяет эндогенный инсулин, вырабатывающийся в недостаточном количестве поджелудочной железой. Также они используются в качестве средств симптоматической (адреналин при гипотонии) или патогенетической (глюкокортикоиды при бронхиальной астме, как противовоспалительное средство) терапии.

Таким образом, целью данной курсовой работы является товароведческий анализ и исследование ассортимента группы гормональных лекарственных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Ассортимент фармацевтических товаров. Общие сведения.

  Ассортимент - набор (подбор, совокупность) товаров, объединенных по какому-либо признаку (производственному, торговому, функциональному).

   Существуют различные виды ассортимента (групповой, видовой, марочный, сопутствующий, смешанный, простой, сложный). Для провизоров-товароведов наибольший интерес представляет промышленный и торговый ассортимент.

   Промышленный  и торговый ассортимент тесно  связаны между собой. Так, торговый ассортимент фармтоваров формируется спросом населения и потребностями ЛПУ, на основании чего аптечные организации делают заказы у производителей, влияя тем самым, на их промышленный ассортимент. В свою очередь, производители фармпродукции оказывают  влияние на торговую сеть, предлагая через средства информации новые образцы лекарственных средств и другие фармтовары.

 

Система ассортимента

   Фактический ассортимент – это ассортимент, который сложился на данный момент в аптечном учреждении или на фармпроизводстве.

   Базовый ассортимент состоит  из справочного и предпочтительного  ассортимента.

    Справочный ассортимент  приводится в справочной литературе, классификаторах, государственных  реестрах и других информационных  источниках.

   Предпочтительный ассортимент фармтоваров – это ассортимент, который устанавливается на основании изучения предпочтений потребителей, врачей и ассортиментной потребности в фармтоварах ЛПУ.

   В конечном итоге, степень  соответствия фактического ассортимента предпочтительному ассортименту  и будет определять рациональность системы «Ассортимент».

   Таким образом,  ассортимент является важной  товароведческой категорией, которая  объективно отражает соотношение  между фактическим и предпочтительным  ассортиментом.

Этапы товароведческого анализа ассортимента фармтоваров:

  • анализ широты ассортимента;
  • анализ полноты ассортимента;
  • анализ глубины ассортимента;
  • анализ структуры ассортимента;
  • определение индекса обновления.

   При проведении  товароведческого анализа ассортимента товаров используют натуральные показатели (количество групп, видов, разновидностей).

Анализ  широты ассортимента

   Широта  ассортимента – количество групп товаров в отдельном подклассе. Группа фармтоваров представляет собой совокупность фармпродукции, характеризующейся общим целевым назначением, обладающей общими свойствами или принципами действия и конструктивно-технологическими особенностями.

Широта ассортимента  характеризуется двумя абсолютными показателями — фактической  и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Фактическая  широта ассортимента — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.  
Базовая широта ассортимента — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных точках продаж.

Коэффициент широты является в определенной мере рейтинговым показателем, дающим возможность сравнивать аптечные учреждения между собой. Чем ближе коэффициент широты к 1, тем более широким является ассортимент фармтоваров.

Кша(ф) = Фша/ Бша(с),

где:

Кша(ф) – коэффициент  широты ассортимента (фактического);

Фша – фактическая  широта ассортимента;

Бша(с) – базовая широта ассортимента (справочная).

Кша(п) = Фша/ Бша(п) ,

где:

Кша(п) – коэффициент  широты ассортимента (предпочтительного);

Фша – фактическая  широта ассортимента;

Бша(п) – базовая широта ассортимента (предпочтительная).

Анализ ассортимента по его широте заключается в возможности  оперативно сделать вывод о том, сколько и каких групп фармтоваров  отсутствует в данной аптеке или  на аптечном складе, какие резервы  могут быть использованы для расширения ассортимента.

Анализ  полноты ассортимента

Полнота ассортимента – количество видов товаров в товарной группе. Вид фармтовара – товароведческая единица, обладающая присущими данному виду потребительными свойствами, переходящими к получаемым из него товарным разновидностям.

Коэффициент полноты  определяется:

Кпа(ф) = Фпа/ Бпа(с),

где:

Кпа(ф) – коэффициент  полноты ассортимента (фактического);

Фпа – фактическая  полнота ассортимента;

Бпа(с) – базовая полнота  ассортимента (справочная).

Кпа(п) = Фпа/ Бпа(п),

где:

Кпа(п) – коэффициент  полноты ассортимента (предпочтительного);

Фпа – фактическая  полнота ассортимента;

Бпа(п) – базовая полнота  ассортимента (предпочтительная).

Полнота ассортимента характеризует  наполняемость группы видами фармтоваров, относящихся к этой группе.

Анализ  глубины ассортимента

Глубина ассортимента – количество разновидностей товаров данного вида. Разновидность фармтоваров – конечная форма выпуска товара.

Чем больше глубина ассортимента фармтоваров, тем больше выбора появляется у потребителя, тем лучше удовлетворяются его потребности в эргономическом плане и по стоимости.

Малая глубина ассортимента ведет к экономическим потерям.

Глубина ассортимента является важнейшим показателем, наиболее тесно  связанным со специальным спросом потребителя.  От того, насколько он соответствует их требованиям, во многом зависит эффективность работы аптечных учреждений на фармацевтическом рынке.

Коэффициент глубины  рассчитывают путем сравнения фактической  глубины ассортимента со справочным и предпочтительным ассортиментом.

 Кга(ф) = Фга/ Бга(с),

где:

Кга(ф) – коэффициент  глубины ассортимента (фактического);

Фга – фактическая  глубина ассортимента;

Бга(с) – базовая глубина  ассортимента (справочная).

Кга(п) = Фга/ Бга(п),

где:

Кга(п) –коэффициент глубины ассортимента (предпочтительного);

Фга – фактическая  глубина ассортимента;

Бга(п) – базовая глубина  ассортимента (предпочтительная).

Анализ  структуры ассортимента

Структура ассортимента – количественное соотношение групп, видов и разновидностей фармтоваров в общей массе этих товаров.

Важной характеристикой  структуры ассортимента является ее рациональность. Рациональность структурой ассортимента является такая структура, которая способна наиболее полно  удовлетворить потребности и  принести достаточную прибыль.  От правильно сформированной структуры ассортимента фармтоваров зависит рентабельность фармпроизводства, аптеки, аптечного склада, их устойчивость, конкурентоспособность.

При анализе структуры  ассортимента определяют фактическую  долю группы, вида или разновидности фармтоваров в их общем количестве, затем предпочтительную структуру и рассчитывают коэффициент рациональности системы «Ассортимент»:

КРСА = ФС%/ ПС%,

где:

КРСА – коэффициент  рациональности системы «Ассортимент»;

ФС% - фактическая доля группы;

ПС% - предпочтительная доля группы.

Если КРСА больше 1, то это свидетельствует о том, что  в данной аптеке образовались запасы ЛС, превышающие спрос. Если же КРСА меньше 1, особенно меньше 0,5,  то необходимо применять меры по доставке необходимых фармтоваров, чтобы обеспечить ими потребителей.

Определение индекса  обновления

Индекс обновления –  доля фармтоваров, в течении какого-либо периода времени, заменяемая на новые  образцы.

К новым фармтоварам относят:

  • товары, обладающие новыми функциональными свойствами;
  • товары, представляющие новое поколение известных фармтоваров;
  • фармтовары, отличающиеся уровнем потребительных свойств от известных товаров.

Индекс обновления рассчитывают:

Jo = n/ N,

где:

n – количество видов или разновидностей товаров, впервые включенных в ассортимент;

N – общее число видов и разновидностей в ассортименте.

Таким образом, товароведческий  анализ ассортимента является важным аспектом деятельности провизора, позволяющим  давать объективную оценку работе аптечных учреждений по формированию рационального ассортимента фармтоваров и удовлетворению ими потребности населения.

2.2.1. Общая характеристика органопрепаратов.

   В ассортиментной  структуре фармацевтического рынка  примерно 15-20%  приходится на органопрепараты,  т.е. лекарственные средства, полученные из сырья органического происхождения, в основном, эндокринных желёз животных. Для производства таких препаратов используются железы внутренней секреции разных животных, в т.ч. крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней.

   Для получения  препаратов с хорошим качеством,  отвечающим требованиям НТД, необходимо  знать товароведческие особенности  получения эндокринного сырья.  При отборе сырья обязательно  учитываются упитанность, возраст  животных, наиболее оптимальный  период убоя (когда железы активно вырабатывают гормоны), вид животных (например, для получения препаратов щитовидной железы лучшим сырьём является щитовидная железа барана). Кроме того, обязательно соблюдение санитарных норм при убое (железы берут только от здоровых животных).

Информация о работе Товароведческий анализ ассортимента гормональных лекарственных средств