Современные технологии средств коррекции слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассмотрены как особенности слухопротезирования (слухопротезирование слуховыми аппаратами, слухопротезирование кохлеарными имплантатами, дополнительное обеспечение системой FM), так и пользование техническими средствами слухопротезирования для возраста от 0 до 3 лет.

Содержание

Введение
I.Особенности слухопротезирования в детском возрасте
1.1 Слуховая ситуация
1.2 Анатомические особенности /ушной вкладыш
1.3 Передаточная функция наружного уха
1.5 Выбор слухового аппарата
II Cлухопротезирования кохлеарными имплантами
2.1 Принцип действия кохлеарного имплантата
2.2 Показания
2.3 Монауральное/бинауральное слухопротезирование
2.4 Бимодальная стимуляция
III. Пользование кохлеарным имплантом
3.1 Проверка функциональности системы кохлеарного импланта
IV. Системы FM
4.1 Что такое система FM?
4.2 Показания
4.3 Проверка функциональности системы FM
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная оргоны слуха.docx

— 48.66 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРОЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (ГОУ ВПО) «ЧГПУ»

Отделение заочного образования

 

Факультет коррекционной  педагогики

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

«Анатомия и физиология органов слуха, зрения и речи»

по теме:

«Современные технологии средств коррекции слуха»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент:  группы 353                                                                                                                Специальность:

 «педагог дефектолог» 

                                                                                      Мещерякова Е.В.

                                                                 Проверила: Заборникова Л.А.

 

 

 

                                                                            

Челябинск

2012г

 

 

 

Содержание:

Введение

I.Особенности слухопротезирования в детском возрасте

1.1 Слуховая ситуация

1.2 Анатомические особенности  /ушной вкладыш

1.3 Передаточная функция  наружного уха

1.5 Выбор слухового аппарата

II Cлухопротезирования кохлеарными имплантами

2.1 Принцип действия кохлеарного имплантата

2.2 Показания

2.3 Монауральное/бинауральное слухопротезирование

2.4 Бимодальная стимуляция

III. Пользование кохлеарным имплантом

3.1 Проверка функциональности  системы кохлеарного импланта

IV. Системы FM

4.1 Что такое система  FM?

4.2 Показания

4.3 Проверка функциональности  системы FM

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Возможности и границы слухопротезирования раннедетских нарушений слуха определяются не только временем установления диагноза, но и качеством слухопротезирования. Для детей с врожденным нарушением слуха или нарушением слуха, приобретенным в раннем возрасте, слуховой опыт в первые годы жизни имеет решающее значение.

  От него зависят как неврологические процессы созревания, развитие способности к слуховому восприятию, так и к овладению речью.

  Поэтому в течение этих чувствительных фаз постнатального созревания слуха нормальное развитие возможно только при достаточной акустической стимуляции. Если эти фазы проходят невостребованными, то это влечет за собой тяжелые последствия для слухоречевого развития детей. Целый ряд исследований (Робиншоу, 1995; Апуццо и Йошинага-Итано ,1995 г.) показали, что у детей с тяжелой степенью тугоухости, прошедших слухопротезирование до завершения первых 6 месяцев жизни и получивших соответствующие реабилитационные мероприятия, развитие речи может соответствовать нижней границе возрастной нормы. В овладении речью они превосходят детей, у которых нарушение слуха было выявлено позднее и в результате прошедших слухопротезирование в более старшем возрасте (Йошинага-Итано, 2001 г.). 
  Ричард Зеевальд однажды сказал: «Дети – это не маленькие взрослые». При этом он имел в виду, что аудиологические методы, разработанные для слухопротезирования взрослых, нельзя бездумно применять для слухопротезирования детей. Слухопротезирование детей раннего и младшего возраста по многим пунктам значительно отличается от слухопротезирования взрослых. Эти особенности должны обязательно учитываться в каждом отдельном случае. В настоящее время существуют методы, разработанные специально для детского слухопротезирования и позволяющие проводить детское слухопротезирование уже в течение первого полугода жизни ребенка.

  В следующих главах будут рассматриваться как особенности слухопротезирования (слухопротезирование слуховыми аппаратами, слухопротезирование кохлеарными имплантатами, дополнительное обеспечение системой FM), так и пользование техническими средствами слухопротезирования для возраста от 0 до 3 лет. Приведенные здесь советы и рекомендации должны помочь Вам в Вашей работе увереннее обращаться с ребенком с ограниченными возможностями по слуху.1

 

 

 

 

I.Особенности слухопротезирования в детском возрасте

1.1 Слуховая ситуация

  Слуховые ситуации в младенческом возрасте отличаются от слуховых ситуаций взрослых. При обращении к маленьким детям, они в большинстве случаев находятся на руках, на груди или коленях матери. Большую часть дня младенцы лежат. Они еще не могут контролировать положение головы. Это может очень сильно затруднить ношение слуховых аппаратов без возникновения обратной связи. С возрастом слуховые ситуации для детей меняются. При возрастании мобильности (подвижности) ребенка все чаще возникают самые разные слуховые ситуации. Если на первом году жизни на переднем плане стоит широкополосная передача частот из ближней акустической зоны ребенка, то, как только ребенок начинает ходить, расстояния к источнику звука быстро увеличиваются. С возрастающим расширением радиуса детских активных действий изменяются и требования к техническим характеристикам слуховых аппаратов.

1.2 Анатомические  особенности /ушной вкладыш

  Анатомические параметры детей раннего и младшего возраста также отличаются от взрослых. Ушная раковина и слуховой проход состоят из очень эластичной ткани. Сам слуховой проход короче и более выпрямлен. Поэтому прием звука происходит у маленьких детей через более короткие слуховые проходы, которые трансформируют давление звуковых волн до более высоких частот, чем у взрослых.

  Вследствие этих особых анатомических параметров и отсутствующего контроля положения головы именно в первые месяцы жизни ношение слуховых аппаратов без возникновения обратной связи часто затруднено. Слуховые аппараты очень часто свистят. Это неприятно как для близких людей ребенка, так и, в зависимости от степени тугоухости, для самого ребенка. Чем тяжелее степень тугоухости, тем быстрее возникает обратная связь в виде свиста. Поэтому при снятии слепков и изготовлении отопластики от специалистов требуется большой опыт.

  Отопластика, другое название – ушной вкладыш, служит, во-первых, для фиксации слухового аппарата к наружному уху, а во-вторых, что самое главное, для акустической передачи усиленного сигнала от динамика слухового аппарата до барабанной перепонки. Очень важно, чтобы ушной вкладыш был подогнан оптимально, это необходимо для того, чтобы обеспечить хорошую акустическую герметизацию, благодаря чему можно предотвратить возникновение обратной связи. Другой задачей отопластики является улучшение акустических характеристик передачи. Этого можно достигнуть с помощью специальных дополнительных отверстий.

  1. Bohnert, Brantzen P «Клинические проверки в детях» или «Услышав отзов» (2004г) стр 48

 

  Изготовление так называемого «когтя Мюллера» может способствовать снижению вероятности возникновения обратной связи («свиста») у младенца. Если обратная связь все же возникает, то рекомендуется измерение плотности прилегания вкладыша и повторное изготовление отопластики. Ни в коем случае не нужно снижать усиление слухового аппарата. Это приведет лишь к недостаточной акустической стимуляции. Для изготовления отопластики рекомендуется применение мягких материалов, чтобы ограничить возможность травмирования.1

1.3 Передаточная  функция наружного уха

  Уже в начале 70-х годов ученые-практики Келлер и Бисальски обратили внимание на то, что у младенцев и маленьких детей объем слухового прохода меньше, чем у взрослого человека, и говорили о том, что это обстоятельство обязательно нужно учитывать при расчете мощности усиления слуховых аппаратов при детском слухопротезировании. В конце 80-х годов Кругер и Рубен также сообщали, что объем слухового прохода у новорожденных может быть в 2-3 раза меньше, чем у среднеcтатистического взрослого человека..

  Файгин его коллеги установили, что разница между уровнем звукового давления, регистрируемого в закрытом слуховом проходе у детей младше 5 лет, и уровнем звукового давления, измеряемого на куплере, значительно превышает соответствующие показатели взрослых.

  Так называемый куплер представляет из себя стандартизированный объем слухового прохода взрослого человека и используется в качестве эталона измерения при слухопротезировании. Целый ряд исследований, проведенные в последнее время (Кругер и Рубен, 1987; Бонерт и др., 2001; Бонерт и Брантцен, 2004; Багатто и др., 2002) подтверждают, что данные измерений, которые можно получить на куплере для взрослых, не дают достаточной информации о возрастных и частотных характеристиках слухового прохода детей раннего возраста. Однако для расчета мощности усиления слухового аппарата эта информация необходима. Большой объем слухового прохода означает, что нужно рассчитывать большее усиление, т.к. уровень звукового давления на барабанной перепонке снижается; маленький же объем слухового прохода приводит к тому, что нужно рассчитывать меньшее усиление, т.к. уровень звукового давления на барабанной перепонке повышается. Если объем слухового прохода ребенка определяется не достаточно точно, а лишь приблизительно на основании среднего объема взрослого (измерение на куплере), то слуховой аппарат может быть настроен либо слишком громко, либо слишком тихо. Если слуховой аппарат настроен слишком громко, то есть вероятность, что ребенок будет отказываться от слухового аппарата, а его остаточный слух не будет защищен должным

1, Bohnert, Brantzen P «Клинические проверки в детях» или «Услышав отзов» (2004г) стр 48

 

образом. Если слуховой аппарат  настроен слишком тихо, то речевые  сигналы могут передаваться не в  достаточной мере. По этой причине  подбор и настройка слуховых аппаратов  для младенцев и детей младшего возраста только на основании показателей  куплера взрослых не допустимы. Поэтому необходимо всегда выполнять так называемое измерение RECD (Real-Ear-to-Coupler-Differece), которое при процессе настройки учитывает индивидуальные свойства детского слухового прохода и индивидуальной отопластики (Муди и др., 1994). При измерении RECD в слуховой проход ребенка вводится маленький зонд. Дополнительно в ухо вставляется индивидуальный ушной вкладыш, соединенный с динамиком. После этого проводится измерение. Само измерение длится всего несколько секунд. Данные сохраняются в базе данных и в последствии могут использоваться для настройки слухового аппарата без дополнительного обременения ребенка.

  Исследования показали, что такие измерения можно успешно проводить, начиная с 2-месячного возраста ребенка. Если провести индивидуальное измерение слухового прохода на ребенке не представляется возможным, то система предлагает средние возрастные параметры для каждого месяца жизни. Эти средние параметры основываются на многочисленных измерениях слухового прохода у детей, начиная с новорожденности. 1

1.5 Выбор слухового  аппарата

  При выборе слухового аппарата необходимо принимать во внимание различные требования. Чтобы оптимально покрывать сложные и прогрессирующие пороговые процессы, как правило, должны использоваться цифровые слуховые аппараты-заушины, по возможности, с универсальными возможностями регулировки. Слуховые аппараты должны быть прочными и маленькими по размеру, оснащенными вводом для системы FM. Для контроля вероятности обратной связи должны использоваться только менеджеры обратной связи, работающие в противофазном режиме. Здесь надо знать, что всегда после активизации менеджера обратной связи необходимо провести контроль усиления, чтобы удостовериться в том, что слуховые аппараты работают с достаточным усилением. Такие функции слуховых аппаратов как: мультимикрофон, менеджер шумоподавления, менеджер многопрограммности и регулятор громкости – при ношении их ребенком младше 1 года – необходимо отключить. До настоящего времени еще нет достоверных результатов исследований, с какого возраста целесообразно применять адаптивные направленные микрофоны. Однако разработкой этой тематики занимается ряд научно-исследовательских групп.2

 

 

  1. Bohnert, Brantzen P «Клинические проверки в детях» или «Услышав отзов» (2004г) стр 50-52

 

II Cлухопротезирования кохлеарными имплантами

2.1 Принцип действия  кохлеарного имплантата

  Кохлеарный имплантат, или сокращенно КИ, преобразует звуковые волны в электрические импульсы и, таким образом, перенимает на себя функцию барабанной перепонки, цепочки слуховых косточек и волосковых клеток. В основном КИ состоит из двух частей: имплантируемой части и наружного речевого процессора. Имплантируемая часть (приемник-стимулятор с электродом) вживляется пациенту в ходе проведения хирургической операции под общим наркозом. Через небольшой надрез за ухом имплантат размещается подкожно и фиксируется к кости черепа. Электрод имплантата вводится в улитку. При вводе электрода учитываются изменения, которые могут проявиться во время роста. Надрез на коже за ухом закрывается. Как правило, после операции остается лишь маленький рубец. Внешняя часть КИ состоит из речевого процессора с микрофоном, блока питания, передаточной катушки и соединительного кабеля. Речевой процессор, так же, как и слуховой аппарат, носится за ухом. В зависимости от производителя и возраста пациента, предлагаются самые различные варианты ношения. С помощью магнита наружная передаточная катушка закрепляется на коже за ухом точно над вживленной катушкой приемника. Сигналы, воспринимаемые микрофоном, преобразовываются в речевом процессоре с помощью компьютерного чипа так, что они в виде электрических импульсов через кожный покров передаются от передаточной катушки на катушку приемника. От катушки приемника эти электрические сигналы передаются к электроду в улитке и оттуда достигают слуховой нерв. Эта стимуляция (раздражение) слухового нерва воспроизводит в мозгу слуховое впечатление. При приеме водных процедур и плавании наружная часть КИ должна сниматься. В случае технического дефекта речевой процессор может быть заменен в любое время. При отказе функции имплантата его замена может быть произведена только хирургическим путем. Энергопитание имплантата происходит снаружи через речевой процессор.1

    1. Показания

Целесообразность КИ рассматривается  в том случае, если функция волосковых клеток в улитке внутреннего уха  нарушена настолько, что речь разборчиво не воспринимается даже при пользовании  очень мощными слуховыми аппаратами, соответственно, ребенок не может  ее освоить. Как правило, на протяжении нескольких месяцев после установления диагноза тугоухости у детей раннего  и младшего возраста сначала проводится пробный этап со слуховыми аппаратами. Если за это время видимых результатов  улучшения слуха и соответствующего речевого развития не наблюдается, то тогда – после завершения необходимой  диагностики – имплантируется КИ. Единственным исключением является потеря слуха после менингита. Здесь  необходимо действовать быстро, потому что в отдельных случаях может  проявиться облитерация (закостевание) улитки.

Информация о работе Современные технологии средств коррекции слуха