Влияние вредных привычек на организм школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:15, реферат

Краткое описание

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно – гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Содержание

1.введение
2.табакокурение
3.алкоголь
4.заключение
5.список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат анантомия.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

Такое интенсивное развитие и функциональное совершенствование центральной нервной системы вызывает определенную напряженность в организме подростка, ведет к необычным реакциям на воздействие факторов внешней среды (различных перегрузок, травм и случайного или умышленного употребления алкоголя).

Алкоголь, попадая в организм ребенка или подростка, проникает  в кровь и мозг — самые богатые  водой ткани нашего организма. Мозговая ткань детей значительно богаче водой, чем у взрослых, она очень быстро всасывает алкоголь. Вследствие незрелости нервных клеток и повышенной рефлекторной возбудимости коры больших полушарий, слабости тормозных процессов, в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у детей часто развиваются тяжелые отравления, различные заболевания. Прием алкоголя нарушает умственную деятельность — слабеет память, страдает мышление.

Высока чувствительность к алкоголю детей ослабленных, часто болеющих, и особенно тех, которые имеют или перенесли в прошлом какие-либо поражения нервной системы, например: родовую травму, сотрясение мозга, менингит, энцефалит. Алкоголь отягощает последствия этих заболеваний.

Алкоголь, поражая в первую очередь нервную систему, одновременно действует и на другие органы и  ткани. Сердечно-сосудистая система в период роста и развития детей функционирует в условиях повышенной нагрузки. Сердце ребенка растет пропорционально его общему росту, т. е. наиболее интенсивно в раннем возрасте. При таком интенсивном росте волокна сердечной мышцы обильно снабжаются кровью и лимфой, что облегчает влияние на сердце токсичных различных веществ, например алкоголя. Под действием алкоголя учащаются сердечные сокращения, появляется одышка, могут возникнуть сжимающие боли в области сердца. Алкоголь понижает содержание кислорода в крови, тем самым действует на сердечную мышцу, заставляя сердце ребенка работать в еще более напряженном ритме.

Дыхательная система в  различные возрастные периоды у  детей также имеет свои отличия. Как в дошкольном, так и в  младшем школьном возрасте наблюдается  высокая возбудимость дыхательного центра. Даже непродолжительное напряжение, отрицательные эмоции ведут к быстрому нарушению ритма дыхательных движений. Употребление алкоголя детьми может привести к нарушению ритма дыхания и даже к его остановке. При употреблении спиртных напитков у детей могут раздражаться более нежные, чем у взрослых, слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Пары алкоголя, выделяющегося через легкие из крови, способствуют повреждению органов дыхания. Это может привести к воспалительным процессам в носоглотке, гортани, легких, бронхах, к развитию бронхита, пневмонии, которые у детей и подростков принимают более затяжной характер и плохо поддаются лечению.

Алкоголь вызывает у детей  серьезные, необратимые заболевания  органов пищеварения, печени, почек. Отличительной особенностью желудка и кишечника детей является повышенная проницаемость их стенок. Поэтому все токсичные вещества, поступающие в желудок и кишечник, в том числе и алкоголь, легко и быстро проникают в кровяное русло, затем в головной и спинной мозг, вызывая развитие тяжелых отравлений. Кроме того, у детей слизистые оболочки желудка и кишечника нежнее, чем у взрослого человека, и алкоголь сильнее раздражает желудочно-кишечный тракт. Это приводит к быстрому нарушению секреции желудочного сока и ферментов. При этом нарушаются усвоение питательных веществ, поступающих в желудочно-кишечный тракт, обменные процессы и как следствие этого — рост и развитие ребенка. Употребление спиртных напитков способствует развитию у детей необратимых органических заболеваний желудка — гастритов, язв и даже злокачественных опухолей.

Несовершенна у растущего  организма и деятельность печени. Этим объясняется ее быстрое поражение  при многих интоксикациях. Печень принимает участие в углеводном и белковом обмене, участвует в формировании иммунитета, что особенно важно в детском возрасте. При алкогольной интоксикации у ребенка возникает воспаление печени, она увеличивается.

В связи с энергичными  процессами обмена веществ в детском  возрасте, в том числе и водного  обмена, деятельность почек протекает более энергично, и под влиянием алкоголя работа почек у детей нарушается значительно раньше и в большей Степени, чем у взрослых. В почках развиваются явления склероза, могут обостриться хронические заболевания почек — нефрит, пиелонефрит.

К концу младшего школьного  возраста (к 11 годам) у детей усиливается  деятельность половых желез. Алкоголь поражает многие железы внутренней секреции, в первую очередь щитовидную железу, гипофиз, надпочечники, половые железы. У детей поражение этих желез  ведет к необратимым изменениям в процессах роста и развития всего организма. На фоне алкогольной  интоксикации могут развиваться сахарный диабет и другие эндокринные заболевания. Особенно опасно употребление спиртных напитков в период полового созревания.

Доказано, что чувствительность ребенка к алкоголю в 4—6 раз выше, чем у взрослых. Даже однократный  прием сравнительно небольшого количества спиртного может вызвать сильное опьянение у ребенка.  Наиболее часто детей «угощают» спиртными напитками их старшие товарищи или взрослые. Причем нередко взрослые делают это с «добрыми» намерениями, в «лечебных» целях. К сожалению, до сих пор среди отдельных людей распространено ошибочное мнение, будто бы алкоголь в ряде случаев может оказать пользу детям, например, способствовать улучшению сна, повышению аппетита.

Иногда поводом для  «угощения» спиртными напитками  детей является опасное и в  корне ошибочное представление о том, что употребление небольших доз спиртного в детстве якобы предотвращает возможность развития пристрастия к нему в зрелом возрасте. Опыт врачей-наркологов показывает, что чем раньше человек знакомится со вкусом спиртных напитков, тем больше вероятность пристраститься к ним.

У здорового ребенка не может быть влечения к алкоголю. Вкус и запах большинства спиртных напитков ему неприятны, вызывают отвращение. Чаще всего к употреблению спиртных напитков детей толкает любопытство, подражание взрослым.

Нередки случаи отравления детей алкоголем во время праздников, когда увеличивается возможность  бесконтрольного попадания в их руки спиртных напитков. Бесконтрольное хранение алкогольных напитков в семьях пьяниц и дурной пример их повседневного употребления также увеличивают риск приобщения к алкоголю детей. Известно немало случаев, когда рюмка коньяка, 50—70 г водки, стакан вина или пива у одних детей вызывали сильное речевое и двигательное возбуждение, которое в течение многих часов не удавалось привести в норму, у других являлось причиной тяжелых эпилептических припадков, у третьих вызывало длительный, до 36 ч, глубокий сон, при котором наблюдалось понижение рефлексов, кожной и слуховой чувствительности.

Воздействуя на центральную  нервную систему, алкоголь временно парализует важнейшие отделы коры больших полушарий мозга и тем самым затрудняет умственную деятельность.

В некоторых семьях правилом хорошего тона считается устройство домашних баров. Дети иногда хвастаются перед сверстниками набором этого «великолепия». И самое главное, даже в тех случаях, когда детям внушается недопустимость употребления алкоголя, перед ними временами встает другой пример, наглядный и потому более убедительный, — употребление алкоголя самими родителями. Отсюда становится понятной необходимость особого такта при проведении профилактической воспитательной работы с детьми. Нужно стараться, чтобы дети не принимали участия в застольях взрослых. Именно микросоциальные, в первую очередь семейные условия, в которых развивается ребенок, толкают его к раннему употреблению спиртных напитков, формируют свойственные пьянице, привычки, что и приводит к быстрому развитию алкоголизма.

В настоящее время ведется  большая профилактическая работа по предупреждению пьянства среди подрастающего поколения.

Советские психологи В. Н. Мясищев и А. Г. Ковалев отмечали, что в зависимости от обстоятельств  жизни в семье, от отношений, складывающихся между родителями и детьми, и от воспитания начинают образовываться те или иные привычные отношения  ребенка к людям, обязанностям, предметам, формируются его поведение и характер. Поэтому семье принадлежит главенствующая роль в антиалкогольном воспитании детей.

В семье и школе ребенок  должен получить первые знания о токсическом  действии алкоголя на организм, а также  о пагубных результатах его частого  употребления. Имеют значение не только беседы об опасном влиянии алкоголя на организм, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам в тех случаях, когда жизнь сталкивает ребенка с фактами пьянства. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Должны развенчиваться все факты употребления спиртных напитков. В этом плане следует отметить, что встречаются фильмы, демонстрирующиеся на кино- и телевизионных экранах даже без грифа «Дети до 16 лет не допускаются», нуждающиеся в последующих серьезных комментариях со стороны взрослого воспитателя.

Полностью оградить детей  от всех этих влияний практически  невозможно. Поэтому важно постараться  выработать у них собственное  отрицательное отношение к употреблению алкоголя. В нашем обществе не должно быть снисходительного отношения к  употреблению спиртных напитков, безразличного отношения к семьям, где дети вовлекаются родителями в пьянство.

Просветительная работа с  детьми должна иметь две цели: передача знаний о вреде, который наносит  алкоголь нашему организму (действие алкоголя), и воспитание представлений об опьянении как о состоянии аморальном. Другими словами, в проблеме алкоголизма должны выделяться не только гигиенические аспекты, но и нравственные. Акцент должен ставиться, прежде всего, на нравственное значение проблемы, поскольку понятие болезни — угроза здоровью — для детей и подростков в большей мере абстрактно, в то время как нравственные идеалы весьма ценны.

В процессе занятий на уроках литературы необходимо обратить внимание учащихся на источники и пагубные последствия пьянства: произведения классиков, например А. М. Горького, дают для этого художественно яркий  и впечатляющий материал. И уж никак  нельзя умолчать о вреде пьянства для здоровья на уроках биологии и  химии при изучении анатомии и физиологии человека, химических и других свойств различных веществ. Здесь не только можно, но и необходимо рассказать о вызываемых алкоголем нарушениях координации движений, делающих их неточными, мешающих достигнуть успехов в работе и спорте.

Одним из сильных средств в борьбе с пьянством является спорт. В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин осенью 1920 года сказал, что молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода — разносторонность духовных интересов.

 

Заключение

 

Увлечение физкультурой и  спортом не только предупреждает развитие пагубных пристрастий среди детей. Физическая культура способствует воспитанию нового человека, строителя общества, сохранению и укреплению физической и умственной работоспособности, психологической подготовке к трудовой деятельности у молодежи, адаптации к физическому и психическому утомлению, преодолению излишнего эмоционального напряжения.

 

Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха — все это, разумеется, противостоит развитию вредных привычек.

 Праздность, безделье, скука,  наоборот, — наиболее плодотворная  почва для ее формирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1.Касмынина Т.В.  «Влияние алкоголя на организм  подростка». М., 1989

 

2.Братусь Б.С., «Психология, клиника и профилактика  раннего алкоголизма», М., 1984.

 

3.Генкова Л.Л., Славков Н.Б Почему это опасно.М., 1989

 

 


Информация о работе Влияние вредных привычек на организм школьника