Афазия: понятие, виды, лечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения.
Афазия (от греч. a — частица, означающая отрицание, и phasis — речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Содержание

Введение.
1. Понятие афазии
2. Классификация афазий
3. Лечение афазий
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Афазия.docx

— 35.86 Кб (Скачать файл)

Московский гуманитарный институт  имени Е.Р.Дашковой

 

 

 

Факультет: Гуманитарный факультет

 

Специальность: «Клиническая психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Афазия: понятие, виды, лечение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ФИО Сабадаш Алина Александровна

 

Проверил:

ФИО Хандожко Игорь Игоревич

подпись___________________

 

 

 

 

 

Москва 

2012г.

 

План

Введение.

1. Понятие афазии

2. Классификация афазий

3. Лечение афазий

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Афазия относится к числу  тяжелых нарушений речи органического  центрального происхождения. Чаще она  возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового  кровообращения.

Афазия (от греч. a — частица, означающая отрицание, и phasis — речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Линнею принадлежит первое (1749 г.) описание афазии, а сам термин «афазия» предложил в 1864 г. французский терапевт Арман Труссо. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях: дизартрии (нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтения и письма), аномии (трудностей называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения и межполушарного взаимодействия), алалий (расстройств речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности), моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов, и др.

 

 

1. Понятие афазии

 

 

Афазия - это системное нарушение  речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи  с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего, коммуникативную функцию  речи.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного  мозга. Афазии чаще всего возникают  у взрослых людей в результате разрыва аневризм сосудов головного  мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим  пороком сердца, черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у  подростков и лиц молодого возраста. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования  или осложнения после инфекционной болезни.

При афазиях проявляются системные  нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии, включая  фонетику, лексику и грамматику. Клинические картины афазий неоднородны. Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения. Существуют так называемые речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, височные извилины, нижняя теменная область, а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого доминантного полушария головного мозга. Сложность речевого расстройства при афазии зависит также от величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве.

В основе любой формы афазии лежит  та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического  или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п.), которая ведёт к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счёта. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д

 

 

  1. Классификация афазий

 

 

1.  Афазия сенсорная корковая (афазия Вернике). Афазия Вернике - корковая сенсорная афазия. Сенсорная афазия возникает при поражении верхней височной извилины и характеризуется нарушением понимания речи из-за неспособности выделять и различать речевые звуки. Речь больного остается беглой и иногда грамматически правильной, но теряет всякий смысл и содержит множество иносказаний и парафазии. Обилие парафазии иногда превращает речь в сплошной поток неологизмов и делает ее совершенно непонятной («жаргонная афазия»). Речь больных перегружена служебными словами (предлогами и союзами) при недостатке существительных и глаголов. Высказывания многословны, но неинформативны. Пример: в приемное отделение был доставлен 76-летний мужчина, который «начал странно говорить» во время игры в карты. Он пытается рассказать, как его жена случайно выбросила что-то нужное - по всей вероятности, его зубные протезы: «Она говорит, нам это больше не нужно. И с этим, когда это попало вниз, были мои зубы.... Дан... дан... мой дантист... Они были в этой... в сумке... понимаете? Как это получилось? Как такое получилось?.. Так она говорит, нам это больше не нужно... Я думаю, мы не будем этим пользоваться. Вот теперь, если у меня будут трудности, через месяц, через четыре месяца, через шесть месяцев у меня будет новый дантист. Где мои два... эти две маленькие зубные штучки, которые я ношу... которые я... пропали. Если она все выбрасывает... она пойдет к своим друзьям, и она не может их выбросить». Жесты и мимика не помогают донести смысл высказываний. Больной не осознает, что речь у него нарушена, и раздражается, если его не понимают.

Сенсорная корковая афазия может сопровождаться сильным возбуждением и параноидным  состоянием. Понимание команд, адресованных к мышцам головы и туловища, сохранено.

 

Больной не понимает простых вопросов («как вас зовут?») и в то же время  правильно реагирует на команды  «закрыть глаза», «сесть», «повернуться» - эта особенность помогает отличить сенсорную корковую афазию от тугоухости, психических заболеваний или  симуляции.

Таким образом, больные с сенсорной  корковой афазией не находят нужных слов для выражения своих мыслей и не понимают значения слов, воспринимаемых как на слух, так и зрительно. Иначе  говоря, сенсорная корковая афазия включает как экспрессивные расстройства, так и импрессивные расстройства и поэтому, строго говоря, является чисто «сенсорной» или «рецептивной». Нарушено также повторение, называние, чтение и письмо[3].

 

Очаг поражения обычно локализован  в задних отделах речевой системы  и хотя бы частично захватывает сенсорный  центр речи. Самая частая причина - эмболия одной из нижних ветвей средней мозговой артерии, в частности  эмболия задней височной артерии  или эмболия артерии угловой  извилины.

Другие причины - внутримозговое кровоизлияние, застойный инфаркт, тяжелая черепно-мозговая травма и новообразования.

 

Сенсорная корковая афазия часто сопровождается правосторонней полной гемианопсией или  верхнеквадрантной гемианопсией, в некоторых случаях отмечается небольшое сглаживание правой носогубной складки - каких-либо других нарушений обычно нет. Речь, полная неологизмов и парафазии, возбужденное состояние и отсутствие неврологических симптомов иногда заставляют заподозрить психическое заболевание - шизофрению или МДП. Правильный диагноз можно поставить на основании других характерных признаков афазии и отсутствия психического заболевания до ее развития.

 

В тяжелых случаях он воспринимает родную речь как иностранную или  вместо речи слышит неречевой шум. Но продолжает активно использовать в  речи интонации. Нарушение фонематического  слуха приводит к дезорганизации всей речевой системы, дефектам понимания  устной речи, непониманию речи в  усложненных условиях. Наблюдается  замена одних звуков другими (литеральные  парафазии), замена одного слова другим (вербальные парафазии), нарушение письма (под диктовку), частичное нарушение  чтения.

Полное восстановление речи в большинстве  случаев маловероятно, хотя при сенсорной  корковой афазии, вызванной внутримозговым кровоизлиянием или черепно-мозговой травмой, возможно значительное улучшение.

 

2. Афферентная моторная афазия появляется вследствие поражения нижних отделов вторичных зон теменной области левого полушария и связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, больной путает близкие по артикуляции звуки ("д" - "л" - "н"), например: "халат" - "хадат" и т. д. Часто наблюдается нарушение орального (неречевого) праксиса. Больной не может надуть щеки, высунуть язык и т. п.

 

3. Акустико-мнестическая афазия наблюдается при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. Больной правильно понимает обращенную к нему речь, но не способен запомнить даже самую короткую фразу. Объем слухоречевой памяти снижается до 3 или 2 единиц, что приводит к вторичному непониманию устной речи, а также к трудностям в активной устной речи (скудная речь, частый пропуск слов, обычно существительных). Но интонации при данном дефекте остаются сохранными. При акустико-мнестической афазии сохраняется фонематический слух, но наблюдаются трудности в поиске нужного слова, возникают вербальные парафазии, налицо снижение скорости переработки словесной информации.

 

Оптико-мнестическая афазия имеет место при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов, в силу чего больной не может правильно назвать предмет. А. Р. Лурия и его сотрудники доказали, что в этом случае распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом и его наименованием. У больных нарушается способность изображения объекта, в их описаниях отсутствуют зрительные образы.

 

4. Афферентная моторная афазия появляется вследствие поражения нижних отделов вторичных зон теменной области левого полушария и связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, больной путает близкие по артикуляции звуки ("д" - "л" - "н"), например: "халат" - "хадат" и т. д. Часто наблюдается нарушение орального (неречевого) праксиса. Больной не может надуть щеки, высунуть язык и т. п.

 

5. Семантическая афазия связана с областью стыка височных, теменных и затылочных зон левого полушария (третичные зоны коры). А. Р. Лурия установил, что у таких больных нарушается понимание определенных логико-грамматических конструкций: тех, которые отражают одновременный симультанный анализ и синтез явлений, когда для понимания выражения требуется одновременное представление нескольких явлений. Больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов ("круг под крестом" или "круг над крестом"), слова с суффиксами, сравнительные отношения (длиннее, светлее и т. п.), конструкции родительного падежа (отец брата, брат отца), временные конструкции ("прежде чем позавтракать, я прочитал газету"), пространственные конструкции (не понимает, что правильно - "Земля освещает солнце" или "Солнце освящает землю"). Как правило, эта форма афазии сопровождается дефектами счетных операций (акалькулия).

 

6. Динамическая афазия связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной (или развернутой) организации речевого высказывания. У больных страдает внутренняя схема речевого высказывания, его замысел, поэтому их речь бедная, преимущественно диалогическая, снижено использование глаголов, наблюдается эхолалия, персеверация слов и использование речевых стереотипов. Наблюдаются дефекты и внешней, и внутренней речи. Распадается ее предикативность, т. е. имеются трудности в построении высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается употребление шаблонных фраз.

 

7. Проводниковая афазия - возникает при крупных очагах поражения в белом веществе и коре средне-верхних отделов левой височной доли. Иногда она трактуется как нарушение ассоциативных связей между двумя центрами - Вернике и Брока, что предполагает вовлеченность и нижнетеменных отделов. Основной дефект характеризуется выраженными расстройствами повторения при относительной сохранности экспрессивной речи. Воспроизведение большинства речевых звуков, слогов и коротких слов в основном возможно. Грубые литеральные (буквенные) парафазии и дополнения лишних звуков к окончаниям встречаются при повторении многосложных слов и сложных предложений. Нередко воспроизводятся только первые слоги в словах. Ошибки осознаются и делаются попытки их преодолеть с продуцированием новых ошибок. Понимание ситуативной речи и чтения сохранено, причем, находясь среди знакомых, больные говорят лучше.

 Поскольку механизм нарушения функций при проводниковой афазии связан с нарушением взаимодействия между акустическим и двигательным центрами речи, иногда этот вариант речевой патологии рассматривается либо как разновидность слабовыраженной сенсорной, либо афферентной моторной афазии.

Последняя разновидность наблюдается  лишь у левшей при поражении коры, а также ближайшей подкорки задних отделов левой теменной доли, либо в зоне ее стыка с задневисочными отделами (40-е, 39-е поля).

 

3. Лечение афазии

 

Преодоление нарушенных речевых функций  у больных с афазией. На раннем этапе восстановления (первые 1—2 мес после инсульта) восстановление речи при моторной афазии осуществляется путем растормаживания и стимулирования экспрессивной речи. Используются различные виды автоматизированной речи: порядковый счет, называние дней недели и месяцев года, чтение больному знакомых стихотворений, пение знакомых песен (при артикуляторной моторной афазии) и использование для облегчения произнесения отдельных слов жестких словосочетаний типа «воздушный шар», когда произношение звуков сохранно. При сенсорной афазии на раннем этапе после инсульта необходимо налаживать с больным контакт при помощи заданий на списывание слов, решение простых арифметических примеров. Исправление ошибки при выполнении этих заданий и содействует осознанию больным самого факта заболевания.

Информация о работе Афазия: понятие, виды, лечение