Астигматизм. Близорукость и дальнозоркость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Не секрет, что уже много лет человечество страдает от ухудшения зрения. Особенно этот вопрос стал актуален с появлением новых технологий (компьютеров, телевизоров и.т.д.). Все эти технологии влияют не только на наш зрительный аппарат, но и на другие органы чувств. Но и медицина не стоит на месте. Переманивая новые технологии в свою сторону, появляются современные и эффективные электронные приборы, облегчающие сам процесс лечения. Существуют даже лазерные излучатели малого излучения для работы с глазами. Но и среди всех этих современных методах обязательно встретятся более простые и проверенные методы, а это могут быть и народные, и методы старого поколения, и именно они имеют большее значение в нашей стране.

Содержание

1. Введение.
2. Органы чувств. Анализаторы. Общее строение зрительного аппарата
3. Оптическая система глаза. Рефракция
4. Астигматизм. Причины и предпосылки заболевания глаз
5. Лечение и меры предосторожности.
6. Профилактика.
7. Как правильно выполнять «зарядку» глаз
8. Интересные факты. Экран и глаза ребенка
9. Литература. Источники материалов

Вложенные файлы: 1 файл

Астигматизм.docx

— 152.47 Кб (Скачать файл)

Профилактика заболевания основана главным образом на исключение ослабления склеры из-за пороков развития и  эмбриональных заболеваний глаз, а именно предупреждение внутриутробной инфекции и интоксикации, паталогии  беременности и родов, недоношенности, устранений влияния ионизирующих излучений. Это может исключить и мутагенное воздействие ряда факторов на структуру  генов, детерминирующих развитие рефракции  глаз. И конечно, широко используется квалифицированная медико-генетическая консультация, при которой будущие родители смогут узнать наличие патагенных изменений эмбриона, или даже еще не зачатого плода. Характерная доля внимания уделена ухудшению зрения среди детей младшего и подросткового возраста.

Основу общей профилактики составляют укрепление здоровья и физическое развитие ребенка и подростка. Повышение  уровня физической активности, систематические  занятия физической культурой и  спортом имеют особое значение для  учащихся городских школ, прежде всего  специализированных. Один из путей  профилактики – создание оптимальных  гигиенических условий зрительной работы и ограничение чрезмерой  зрительной нагрузки. Предлагается дифференцированное обучение школьников с повышенным риском возникновения близорукости, смысл которого состоит в уменьшении объема информации, поступающей через зрительный анализатор, более широком применении методов устного обучения, более активном физическом воспитании детей. У лиц с хорошей аккомодационной способностью астигматизм может не возникнуть, даже при неблагоприятных условиях зрительного труда, и, наоборот, она может появиться при удовлетворительных условиях зрительной работы, если имеется существенное снижение работоспособности цилиарной мышцы.

Щадящий режим для цилиарной  мышцы может привести к ослаблению аккомодации или ухудшить это  состояние. В связи с этим такую  пассивную профилактику, связанной  со зрительной работой на близком  расстоянии, необходимо сочетать с  активной: выявлять лиц со слабой аккомодацией и проводить с ними тренировочные  упражнения по ее усилению. Гигиена  зрения предусматривает рациональное в количественном и качественном соотношении освещение детских  учреждений и рабочих мест в школе  и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, правильную посадку детей во время занятий  и игр, соблюдение режима дня и  учебных занятий.

      1. Как правильно выполнять «зарядку» глаз.

Для уменьшения зрительного утомления  у школьников целесообразно в середине каждого урока проводят специальные упражнения (физкультпауза) длительностью 3-5 минут. (Все нижеуказанные примеры упражнений выполняются в сидячем исходном положении)

      • Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, сделать выдох. Повторить 5-6 раз.
      • Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
      • Положить руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
      • Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
      • Руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
      • Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
      • Закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Такие упражнения рекомендуют не только детям и подросткам, но и зрелым людям, долгое время находящихся  в местах с низкими зрительными  условиями.

      1. Интересные факты. Экран и глаза ребенка.

Из истории изучения близорукости.

Первый опыт профилактики миопии путем  воздействия на аккомодационный  аппарат глаза был обобщен Г.А. Медвецкой (1981). В работе приняли участие 30 врачей-офтальмологов Калининской области. Для выявления школьников с ослабленной аккомодацией был использован простой и доступный метод – определение запаса относительной аккомодации. За норму принимали следующие величины положительной части относительной аккомодации: для детей 7-10 лет – 3,0 дптр., 11-12 лет – 4,0 дптр., 13-14 лет – 5 дптр.

Всего выявлено 1956 школьников с ослабленной  аккомодацией (примерно 1/3 из всех обследованных). У них установлена эмметропическая  и гиперметропическая рефракция (до 1,5 дптр. включительно). Эти школьники  были разделены на 2 группы: 956 школьникам назначили тренировочные упражнения для цилиарной мышцы и инстиллировали 1% раствор мезатона, 1000 остальных школьников эти мероприятия не проводили (контрольная группа).

В  течение года проведено три курса тренировочных занятий (упражнения с линзами). Каждый курс включал 30 ежедневных занятий (исключая воскресные дни). Мезатон инстиллировали по 1 капле в оба глаза через 2 дня на ночь на протяжении всего курса. Интервалы между курсами составляли 2,5 -3 месяца.

У 273 школьников с ослабленной аккомодационной способностью, выполняющих эти мероприятия, запас относительной аккомодации увеличился с 1,84 до 5,26 дптр. У школьников, которым не назначили такие упражнения, запас относительной аккомодации за 2,5 года наблюдения остался примерно на том же уровне. У 31,3% не прошедших тренировочные упражнения возникла миопия, а у прошедших лишь 2,6%.

Советы родителям:

      • Если у ребенка косоглазие, близорукость, астигматизм, повышено внутриглазное давление, другие расстройства зрения или наследственная предрасположенность к ним, о допустимой зрительной нагрузке посоветуйтесь с окулистом;
      • Цветной телевизор смотреть менее вредно, чем черно-белый: яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц;
      • Минимальное «безопасное» расстояние при размере телеэкрана 35-47 сантиметров по диагонали – 2 м, при размере 50 – 61 см. – 3-5 метров. Высота нижнего края экрана над полом – 80-90 см;
      • Не разрешайте детям смотреть телевизор лежа;
      • Экран компьютера не должен мерцать, иметь цветовые пятна и полосы, накладывать новое изображение на след старой картинки, высвечивать тень сбоку от ярких или темных горизонтальных линий;
      • Установите дисплей так, чтобы нижний край был выдвинут вперед по сравнению с верхним, - наклон экрана облегчает зрительную работу;
      • Экран компьютера должен быть как минимум в 50-70 см. от глаз ребенка при условии, что линия взора приходится на его центр;
      • После получаса, проведенного у экрана телевизора, и 10-15 минут у дисплея ребенку нужен в идеале 10-минутный перерыв. Попросите его хотя бы просто посмотреть вдаль, в окно.
      • Объясните сыну или дочери, что нельзя «прилипать» к экрану сразу после чтения, письма, рисования или придя со школы, а от телепередачи и компьютерной игры тут же переходить к другой зрительной работе. Глазам нужен отдых!

 

 

 

ВЫВОД.

Стоит знать, что наше зрение –  это ровно такой же орган чувств, как и все остальные. Т.е., к  примеру, возьмем орган вкуса  – язык. Когда на рецептор идет избыточное влияние какого-либо вещества со вкусом (слишком кислый, слишком соленый  и.т.д.), происходит обратная реакция, т.е. человек чувствует отвращение к  такой еде. Или орган осязания, когда мы можем чувствовать холод, тепло, но не можем выдерживать слишком  горячие или слишком холодные температуры. Так и с нашим  глазом. Избыточное влияние на наши рецепторы может привести к ухудшению  зрения. Это может быть очень яркий  свет, или долгое нахождение в совершенно темном месте, хотя мы привыкли реагировать  только на яркий свет. И поэтому  нашим глазам так же нужен уход. Ведь наши глаза не меньше подвергаются ежедневному изношению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Используемая литература:
        • Интернет-сайт www.badis.narod.ru
        • Интернет сайт Украины www.medicina.ua
        • Аветистов Эдуард Сергеевич «Близорукость» (Москва «Медицина», 1999г.).
        • Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Учебное пособие по биологии для 8 класса (Москва «Дрофа»,2006).
        • Гайворонский И.В. «Нормальная анатомия человека», учебное пособие для медицинских ВУЗов (Санкт-Петербург «СпецЛит», 2004 г.).
        • Энциклопедический словарь

~ ~


Информация о работе Астигматизм. Близорукость и дальнозоркость