Анатомо-физиологические особенности организма детей в различные возрастные периоды. Профилактика заболеваний, которые могут быть ими обу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:30, реферат

Краткое описание

Внутриутробный период – тератогенные эффекты:
Период имплантации зародыша [конец 1-ой – начало 2-ой недели] – ответ неспецифичен (гибель зачатка)
Период нейруляции и начала органогенеза [3 – 6 (8) недели] – ответ специфичен (эмбриопатии)
Фетальный период (с 4-х мес.) – фетопатии (негрубые морфологические и функциональные нарушения: снижение массы тела, задержка интеллектуального развития, различные функциональные нарушения)

Вложенные файлы: 1 файл

Дуйсембаева Анастасия312Б.pptx

— 299.79 Кб (Скачать файл)

Казахстанско-Российский медицинский университет 
Кафедра гигиены 
СРС 
на тему: Анатомо-физиологические особенности организма детей в различные возрастные периоды. Профилактика заболеваний, которые могут быть ими обусловлены.

 

Подготовила: Дуйсембаева Анастасия

Группа: 312 «Б»

Введение

 

    • Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина. В основу ее положены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка.
    • Выделяются следующие периоды:
    • период новорожденности (до отпадения пуповины);
    • грудной возраст (до одного года);
    • период молочных зубов (с одного года до 6—7 лет);
    • период старшего детства (с 8 до 11 лет);
    • период полового созревания (12—17 лет).
    • На специальном Международном симпозиуме по возрастной периодизации (Москва, 1965) была предложена и утверждена схема возрастной периодизации, по которой период созревания разделен на несколько этапов:
    • новорожденный — от 1 до 10 дней;
    • грудной возраст — от 10 дней до 1 года;
    • раннее детство — от 1 года до 3 лет;
    • первое детство — от 4 до 7 лет;
    • второе детство:
    • мальчики — от 8 до 12 лет;
    • девочки — от 8 до 11 лет;
    • подростковый возраст:
    • мальчики — от 13 до 16 лет;
    • девочки — от 12 до 15 лет;
    • юношеский возраст:
    • юноши — от 17 до 21 года;
    • девушки — от 16 до 20 лет.

 

    • Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.
    • Различают возрастные периоды: период новорожденности (первые две-три недели жизни); грудной возраст (до года); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет), старший — подростковый (от 14 до 18 лет). Такое деление на возрастные группы не противоречит схеме, принятой на Международном симпозиуме.
    • Дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; группы комплектуются с учетом возраста детей. Детей 6—7 лет готовят к школе, кроме детских садов, и подготовительные классы в школах. В соответствии с постановлением партии и правительства от 22 декабря 1977 г. подготовительные классы в нашей стране получают все большее развитие.

 

Характеристика  чувствительности организма к факторам среды в различные возрастные периоды

 

    • Внутриутробный период – тератогенные эффекты:
    • Период имплантации зародыша [конец 1-ой – начало 2-ой недели] – ответ неспецифичен (гибель зачатка)
    • Период нейруляции и начала органогенеза [3 – 6 (8) недели] – ответ специфичен (эмбриопатии)
    • Фетальный период (с 4-х мес.) – фетопатии (негрубые морфологические и функциональные нарушения: снижение массы тела, задержка интеллектуального развития, различные функциональные нарушения)

 

II. Период  детства  
(от рождения до половой зрелости) 
 
1.Период новорожденности (1-10 дней)  
(стресс рождения, неустойчивое равновесия функциональных систем, высокая чувствительность к внешней среде)

 

    • 1). Проявление наследственных заболеваний, врожденной патологии, родовых травм и недоношенности;
    • 2). Высокая чувствительность к кокковой и вирусной инфекциям (гнойно-септические заболевания кожи, пупка).
    • Профилактика – уход, щадящие условия содержания

 

    • Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается. К концу первой — началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью устраняется.
    • Заболевания детей данного периода связаны или с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), или с родовыми травмами (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей), или с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.). Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.
    • Когда вес ребенка выравнивается, пупочная рана заживает, исчезает желтушное окрашивание, период новорожденности можно считать законченным.

 

2. Грудной  возраст  (10 дней – 1 год) (интенсивный  рост тела, высокая потребность  в пище и О2, несовершенство  пищеварительной и дыхательной  систем, развитие мозга)

 

    • 1). Нагрузка на пищеварительную систему – заболевания ЖКТ (расстройство пищеварения…)
    • 2). Нагрузка на дыхательную систему при тонких слизистых оболочках органов дыхания – заболевания органов дыхания
    • 3). Недостаточное вскармливание и пользование свежим воздухом и солнцем – рахит;
    • 4). Изменение реакций высшей нервной деятельности под влиянием социальной среды, воспитания, питания и заболеваний.
    • Скорость рост: 25 см за год.
    • 3-3,5 см/мес – до 3 мес.
    • 2,5 см/мес. – 3-6 мес.
    • 1,5-2 см – 6-9 мес.
    • 1 см/мес.
    • 9-12 мес.
    • Что важно в этот период?
    • Уход и рациональное вскармливание, прогулки на свежем воздухе.
    • Эмоциональный контакт с матерью

 

 

    • По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см).
    • Для обеспечения усиленного роста и развития детям первого года жизни необходимо большее количество пищи (относительно 1 кг веса), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии конституции (неправильная реакция организма на нормальные условия жизни и питания), проявляющиеся чаще всего в виде экссудативного диатеза. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка остается основной пищей.
    • Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
    • Воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микробов у детей грудного возраста слабо выражена, почти отсутствует защитная реакция со стороны регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут переходить в общее заражение крови.
    • Инфекционные заболевания у грудных детей, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней симптомов. Это зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком еще в период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с другой — от незаконченности строения многих органов и систем, особенно центральной и периферической нервной систем.
    • Условнорефлекторные связи у детей первого года жизни малоустойчивы вследствие слабости тормозных и раздражительных корковых процессов. В корковой динамике процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации. Это приводит к тому, что процесс возбуждения или торможения, возникнув в каком-либо одном участке, быстро распространяется по коре головного мозга.
    • Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон.
    • Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5—10 простых слов.
    • У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.

 

3. Раннее  детство (1-3 года)  
(скорость увеличения L и М тела снижается, титр материнских антител снижается, совершенствуется 2-ая сигнальная система, увеличивается число контактов с другими детьми и двигательная активность при недоразвитой координации движений)

 

    • 1). Ребенок худеет, характерны небольшой лордоз и выступающий живот;
    • 2). Проявление фетопатий;
    • 3). Рост заболеваемости острыми детскими инфекциями, ангиной, туберкулезом;
    • 4). Травмы, ожоги и острые отравления.

 

    • Профилактика: адекватная организация микросреды, закаливание
    • Организм чрезвычайно пластичен, чувствителен к факторам среды.

 

    • Снижение скорости роста:
    • 12-13 см 1-2 года,
    • 7-8 см – 2-3 года.

 

 

    • Ранний детский возраст — от года до трех лет - называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.
    • У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
    • Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.
    • Ткани детей раннего возраста еще очень<span style=" font-family: 'Book Ant

Информация о работе Анатомо-физиологические особенности организма детей в различные возрастные периоды. Профилактика заболеваний, которые могут быть ими обу